Сквозь лупу власти

Москва, 28.04.2008
«Эксперт Юг» №8 (14)

В рамках традиционной для вузов апрельской Недели науки психологический факультет Южного федерального университета провёл весьма неформатное для академического сообщества мероприятие. Партнёром и местом проведения стал Центр культурных программ Донской государственной публичной библиотеки. Мероприятие объединило художественную выставку, презентацию и обсуждение изданных текстов, а также дискуссию о научных изданиях авторов ЮФУ, посвящённых общей теме визуальных образов и идеологии. Соединение научного, концептуального и художественного символизировала и сама выставка — графика «львовского Дюрера», как называют сегодня Александра Аксинина арт-эксперты, неформальная атмосфера платоновского диалога и презентация междисциплинарного международного журнала «Симпозиум. Studia humanitatis».

Ключом к восприятию обсуждаемых идей стала выставка графических работ Александра Аксинина, представителя специфичного постмодерна советской эпохи, человека, состоявшего в духовной близости с поэтом-концептуалистом Дмитрием Приговым и определявшего тенденции украинского андеграунда 1970-х. Коллекция работ Аксинина принадлежит Игорю Введенскому, доценту ЮФУ, пропагандисту творчества художника и его другу в «львовский» период.

Графика Александра Аксинина представляет собой один из способов диалога идеологии — личностной, эпохальной — и визуального образа. Симптоматично, что в «эпоху Гутенберга» за ведение этого диалога отвечала книжная графика. Однако уже в начале ХХ века книжная графика приобретает новое качество — она перестаёт «иллюстрировать» и активно вторгается в сотворчество со словесным первоисточником, концептуализируется. Неудивительно, что наиболее плодотворными сюжетами для такого диалога у Аксинина стали тексты философско-религиозного и интеллектуально ориентированного типа (Библия, «И Цзин», Свифт, Кэрролл, Кафка). В его графике отобразилось это новое стремление изображать невидимое, внутреннюю реальность смыслов. Именно поэтому его изобразительные метафоры откровенно отсылают к Босху, Хлебникову, дадаистам, древней иероглифике, требуя «пристального прочтения» шифров.

Переход от «чистого искусства» к проблеме ангажированности и ответственности, казалось, забытой в постсоветскую эпоху автономных игр, задала презентация и обсуждение книги доктора философских наук Владимира Шкуратова «Искусство экономной смерти (сотворение видеомира)». Её можно причислить к традиции критики «общества спектакля» (Ги Дебор). «Медиаментальность» — понятие, выдвинутое автором, распространяется как на культуру, так и на политику. «Если раньше, — рассуждает г-н Шкуратов, — решающие даты человечества были для нас преимущественно рассказами и рассуждениями, иногда без картинок, иногда с иллюстрациями, то теперь соотношение зрелища и рассказа-объяснения поменялось. Образ начинает, организует, воздействует». Звучной метафорой «искусство “экономной” смерти» он объясняет «постсовременную» модель политики и войны как её средства. Критерием, по его утверждению, становится эксклюзивность телезрелища, в котором не могут быть задействованы толпы, тысячи и миллионы жертв. «Крови должно быть мало, — поясняет он. — А наблюдение за судьбой одного заложника или группы захваченных более глубоко затрагивает целевую аудиторию, оно психологически более убедительно, чем реки крови или стёртые с лица земли города. Политкорректные Европа и Америка не могут сегодня допустить такого видеоряда». Вместе с художниками и учёными, обсуждавшими эту проблему, Владимир Шкуратов подвёл участников симпозиума к мысли о том, что бессознательную потребность масс в жертвоприношении, насилии компенсирует сегодня массовая культура, проливающая моря клюквенной крови и расчленяющая компьютерные симулякры актёров. «Реальные смерти и катастрофы отнюдь не превратились в игру. Однако понять, уловить, почувствовать трагедию эпохи в скоротечных месседжах экрана сложно», — считает г-н Шкуратов.

Ещё одним событием стала презентация переведённой учёными ЮФУ книги о Сабине Шпильрейн, ростовчанке, легендарной фигуре первой половины ХХ века, вошедшей в историю психоанализа и как уникальная пациентка Карла Густава Юнга, и как автор собственных исследований по психологии бессознательного.

Если начало мероприятия более походило на открытие научного семинара, то постепенно произошёл переход к пристрастному обсуждению — подключились студенты, художники, психоаналитики, представители ростовских арт-галерей. Психотерапия, политика и искусство, перетянувшие центр внимания аудитории, являются сегодня мощными общественными инструментами, способными изменять сознание людей и манипулировать им. По-видимому, проблема нравственной и политической ответственности культуры, включая все виды гуманитарных практик, переживая возрождение, обозначает острую потребность культуры в саморефлексии. Быть может, сегодня, когда российская политика выказывает очевидное стремление покровительствовать искусствам, отказ от «вовлечённости» ещё более уязвим, чем лоббирование чьих-то политических, экономических интересов или же потребностей «человека-массы». Асоциальный художник рискует быть попросту оттеснённым от каналов диалога с публикой. И тогда можно отсчитывать новую эпоху андеграунда. Весь настрой симпозиума был выдержан в такой вот стратегии «подозрения», а она видится наиболее приемлемой в нынешней российской атмосфере убаюкивающей совесть стабильности.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №8 (14) 28 апреля 2008
    Рынок зерна
    Содержание:
    Сельские котировки

    Биржевые торги зерном, запущенные в апреле, день ото дня набирают силу. Организаторам удалось втянуть в них достаточное количество игроков, чтобы разогнать этот паровоз, везущий, по большому счёту, инвестиции в село

    Реклама