Перевалка портовых активов

12 мая 2008, 00:00
  Юг

Акционерное общество «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) завершает первый этап консолидации портовых активов: до конца второго квартала текущего года НМТП рассчитывает довести долю в дочерней стивидорной компании «ИПП» до 95%

«ИПП» специализируется на перевалке нефтепродуктов и жидких удобрений. По данным на конец 2007 года, НМТП принадлежало более 72% акций этой компании. Собственники новороссийских портовых активов начали консолидировать их под крышей НМТП ещё в первой половине 2006 года: тогда НМТП были переданы пакеты акций «Новорослесэкспорта», «ИПП», Новороссийского зернового терминала и Новороссийского судоремонтного завода. По расчётам акционеров НМТП, объединение должно было повысить рентабельность перевалки грузов за счёт перехода каждой из стивидорных компаний к узкой специализации. Впрочем, желание владельцев ОАО упорядочить портовые активы имело и ещё одну важную причину: компания разработала инвестиционную программу до 2011 года стоимостью 700 млн долларов и рассчитывала получить эти средства на международных финансовых площадках. Для этой цели НМТП даже раскрыл состав своих основных акционеров: компания официально объявила, что конечными бенефициарами 63,4% акций являлись на тот момент председатель совета директоров НМТП Александр Пономаренко и депутат Госдумы Александр Скоробогатько. После этого НМТП удалось разместить 5-летние еврооблигации по низкой ставке — 7% годовых, а затем крайне выгодно провести размещение около 19% акций на российских и зарубежных площадках.

В недавно опубликованном годовом отчёте НМТП названо сразу несколько намеченных компанией крупных проектов. В их числе реконструкция неф­тяного терминала и строительство мазутного терминала общей стоимостью более 266 млн долларов. Вероятно, для реализации этих планов ОАО вновь будет выходить на финансовые площадки. Поэтому не исключено, что в текущем году НМТП продолжит экспансию и заключит ещё несколько сделок по приобретению долей в стивидорных компаниях. Делать это придётся в сжатые сроки: не за горами начало строительства олимпийского Сочи, которое значительно увеличит нагрузку на черноморские порты РФ. Кроме того, по итогам прошлого года основные конкуренты НМТП — украинские порты — показали лучшую динамику роста грузооборота, перетянув на себя часть российского экспорта-импорта.