Чистка рядов началась

Алена Седлак
9 июня 2008, 00:00
  Юг

Губернатор Валерий Гаевский создал прецедент: первые уволенные им министры ушли в отставку с «чёрной меткой» — формулировкой «за серьёзные упущения в работе». Раньше всех со своими постами расстались глава краевого минздрава Юрий Комаров и министр дорожного хозяйства Василий Чирков. В общей сложности в крае сменились пять министров и три замгубернатора. При этом впервые за долгое время «перетряхивание» ставропольского кабинета министров вызывает у наблюдателей положительные оценки.

Партия грязного белья

Прежний состав правительства с 23 мая работал в статусе «и. о.» и ждал крутых перемен: стало ясно, что церемониться Гаевский ни с кем не намерен

 «Профессионализм, человеческая порядочность и преданность краю», — перечислил губернатор Валерий Гаевский качества, которыми, по его мнению, должны обладать члены краевого правительства. Последовавшие за этим кадровые решения нового руководителя показали, что с названными качествами не всё благополучно если не у всех ставропольских министров, то, по крайней мере, у части из них.

Прежний состав правительства с 23 мая работал в статусе «и. о.» и ждал крутых перемен — после первых отставок, произведённых г-ном Гаевским, стало ясно, что церемониться он ни с кем не намерен. Формулировка «за серьёзные упущения в работе», сопровождающая распоряжения губернатора об отставке министров здравоохранения и дорожного хозяйства, до сих пор в отношении руководителей такого ранга не применялась.

Впрочем, по мнению депутатов ставропольской краевой Думы, жёсткость формулировок в данном случае вполне оправдана, и оба уволенных министра её заслужили. «Обе эти фигуры таковы, что необходимость их отставки лежала на поверхности», — сказал «Эксперту ЮГ» глава комитета по экономической политике, депутат Борис Оболенец. По его словам, Юрий Комаров, возглавлявший министерство здравоохранения, не имел даже медицинского образования и «был поставлен губернатором на эту должность для выполнения определённых задач», результаты которых пошли отнюдь не на пользу краю. «В первом квартале этого года не были заключены договора на дополнительное лекарственное обеспечение больниц. Это было даже не “упущением в работе”, а вполне осознанным шагом — деньги просто работали в другом месте. Когда квартал закончился, а больницы денег так и не получили, главврачам было сказано: “Ну, вы же как-то выкрутились?”. По такой же схеме вовремя перезаключили договоры по медицинскому страхованию неработающего населения», — приводит примеры Борис Оболенец.

Ещё скандальнее оказалась ситуация в дорожном хозяйстве края. В августе прошлого года проверка Счётной палаты Ставропольского края выявила ряд серьёзных нарушений в финансировании этой отрасли. По информации контролирующего ведомства, общая сумма таких нарушений составила 346 млн рублей. При этом в 2007 году весь объём финансирования дорожной отрасли достался одному подрядчику — конкурс на получение средств был проведён таким образом, что участвовать в нём смогло лишь одно предприятие — около 30 лотов были неоправданно объединены в один, общей стоимостью 784, 5 млн рублей. «Потянуть» такой объём смогло только одно дорожное предприятие — ДЭСУ-2, которое и стало получателем средств, а впоследствии фактически взяло на себя функции по распределению субподрядов, собирая при этом проценты от стоимости выполненных работ. Сейчас проведён анализ всех выявленных нарушений, данные представлены в краевую прокуратуру.

На счету теперь уже экс-министра Василия Чиркова есть ещё один «прокол» — печально известная реорганизация дорожной отрасли на Ставрополье, когда в результате укрупнения предприятий дорожники понесли существенные убытки, а десятки сотрудников лишились работы. «В течение года депутатский корпус поднимал вопрос об этой несвоевременной и неоправданной реорганизации. Все дорожники в крае были против. Но ни к ним, ни к нам не прислушались», — рассказал депутат краевой Думы Михаил Кузьмин. По сведениям его коллеги Бориса Оболенца, злополучная реформа была затеяна именно дорожным министром, а губернатор Черногоров одоб­рил его инициативу, не особенно вдаваясь в подробности.

Расстановка «своих»

«За такие вот “упущения” можно уволить ещё как минимум двух-трёх министров», — сказал «Эксперту ЮГ» депутат Борис Оболенец, как только в крае прогремела весть о первых отставках. И назвал среди «первых кандидатов на увольнение» министра экономического развития и торговли края Игоря Перепелицу. «Нельзя сказать, что он — какой-то злостный нарушитель, но, по-моему, он просто недостаточно компетентен. Наш комитет вот уже год с ним бьётся, мы приняли хорошие законы, но они не работают», — пояснил председатель комитета по экономической политике краевой Думы. И, в общем, не ошибся. Об отставке г-на Перепелицы стало известно 4 июня, когда пресс-служба нового губернатора Ставрополья обнародовала обновлённый состав краевого правительства и кабинета министров. Ответственным за экономику губернатор назначил Константина Храмова, в прошлом составе краевой Думы занимавшего должность вице-спикера. Состав министров обновился вообще достаточно серьёзно — в отставку отправлены пятеро. В том числе министр сельского хозяйства края Василий Лазовой, чье место занял бывший глава Георгиевского района Ставрополья Александр Манаков. Депутат регионального парламента Анатолий Батурин сменил Николая Панасенко в  должности министра природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Серьёзно перетряхнул Валерий Гаевский и состав краевого правительства. Так, из четверых зампредов правительства свой пост сохранил лишь Николай Пальцев, курирующий социальную сферу региона. По словам источника «Эксперта ЮГ», близкого к краевому правительству, г-н Пальцев  в прошлом фактически курировал работу Гаевского в должности министра, был для него кем-то вроде наставника. И искренне радовался за ученика сейчас, когда его кандидатуру на пост губернатора внёс президент Дмитрий Медведев — при том, что кандидатура самого Николая Пальцева также выносилась на консультации в качестве полагавшейся по закону альтернативы Гаевскому.

Остальные зампреды — Любовь Волошина, Юрий Шалалыгин и Марат Арсланов на своих постах не удержались. К последнему, курировавшему промышленность и ЖКХ, в своё время предъявляла немало претензий та же краевая Дума. В основном, из-за истории с резким ростом тарифов на энергоносители, которым Ставрополье прославилось в конце прошлого года. «Это был целый скандал, пришлось вмешаться полпреду в ЮФО. Да, в итоге в нашем правительстве пошли на попятную. Но даже сейчас на Ставрополье самыми высокими в ЮФО остаются тарифы для малых и средних предприятий — тех, у кого самые низкие объёмы потребления энергоресурсов», — рассказывает депутат Борис Оболенец. В своё время законодатели даже приняли обращение к губернатору Черногорову, требуя отставки г-на Арсланова. Реакции тогда не последовало.

На Ставрополье привыкли к регулярной смене правительства — бывший губернатор менял министров как минимум раз в год. Последняя «чистка» состоялась в декабре прошлого года — тогда ушли в отставку вице-губернатор Анатолий Воропаев, секретарь Совета по экономической и общественной безопасности края Станислав Коробов и министр имущественных отношений края Вадим Толстых. Новые назначения Александр Черногоров проводил и в октябре (именно тогда краевой минздрав возглавил ныне уволенный Юрий Комаров), и в апреле прошлого года. Такие «перетасовки», как правило, вызывали в крае недоумение. К тому же причин отставки того или иного руководителя г-н Черногоров чаще всего не объяснял. Сейчас ситуация принципиально иная — ротация исполнительной власти не вызывает у наблюдателей никаких отрицательных эмоций. «Это естественный процесс, когда новый глава края формирует команду “под себя”. Валерий Гаевский — сильный, авторитетный руководитель, грамотный экономист, и в его команде должны быть такие же люди. Показательно, что он принимает решения не спонтанно — его шаги основаны на консультациях, в том числе с депутатским корпусом», — говорит депутат Михаил Кузьмин.

К слову, до самого последнего момента никто из региональных экспертов не мог даже приблизительно предположить расстановку сил в региональной власти. Процесс формирования нового кабинета министров, по словам источника в правительстве, шёл «в очень закрытом режиме». Итог оказался и вовсе неожиданным — Валерий Гаевский не только поменял министров, но и сократил два министерства — физической культуры и массовых коммуникаций, которые теперь будут иметь статус управлений.  Кроме того, оказались перераспределены функции некоторых министерств — например, Минэкономразвития отныне не отвечает за торговую сферу, этим займётся специально созданный комитет по торговле и лицензированию отдельных видов деятельности. Точно так же из ведения Минстроя оказалась выведена сфера ЖКХ.  Сам губернатор, комментируя произведённые перестановки, заявил, что, по его мнению, во власти «должна периодически происходить перестройка, чтобы система власти в крае была восприимчива к существующим региональным проблемам и соответствовала уровню целей и приоритетов, которые обозначены руководством страны в качестве общенациональных».

При этом Валерий Гаевский выполнил своё обещание, данное на первой пресс-конференции в должности ещё и. о. губернатора: «Я не приемлю ситуации, когда ставка в кадровой политике делается на варягов, а тем более — на временщиков. Такого не будет». Назначенные им руководители и впрямь оказались сплошь из местных.  Любопытно, что самого Валерия Гаевского когда-то восприняли на Ставрополье как «варяга». Уроженец Белоруссии, в региональной власти он оказался в 1996 году, до этого несколько лет проработав генеральным директором АО «Корн» в Москве. Правда, в столицу он уехал как раз из Ставропольского края, сделав карьеру в структурах ВЛКСМ.