«Поймай идею, если сможешь» — такой вольный перевод английского слова pitching предложили организаторы программы питчинга на XIX Открытом российском фестивале (ОРКФ) «Кинотавр», завершившемся 15 июня в Сочи. Конкурс показал, что всем участникам процесса кинопроизводства, похоже, пришла пора снова сесть за парты. Примерная программа дополнительного образования должна состоять из тренингов по публичной риторике, самопрезентации и актёрскому мастерству. Именно эти навыки потребуются для освоения западной технологии питчинга — презентации и конкурса кинопроектов. Питчинг — это молниеносно налаженный диалог, регламент выступления — пять минут. Правда, время обсуждения проекта не ограничено. Поскольку «Кинотавр» только второй раз проводит подобное мероприятие, и участники действуют почти вслепую, в этом году был приглашён тренер из Франции, независимый консультант и продюсер Жан-Люк Ормьер (приложивший руку к более чем 30 картинам в Европе и США). В регламенте фестиваля для всех конкурсантов питчинга значился пункт обязательного посещения его лекции. На следующий день после мастер-класса семь проектов были представлены аудитории, состоявшей из режиссёров, продюсеров, кинодистрибьюторов и кинокритиков.
Проведённый питчинг был конкурсом продюсерских проектов, находящихся на той стадии, когда уже существует сценарий, завершён или частично проведён кастинг актёров, фильм запущен или готовится к запуску в производство, а бюджет частично или полностью сформирован. Цели участия в конкурсе в таком случае могут быть самыми разными. Так, продюсер фильма «Последний день» Роман Борисевич (реж. Алексей Попогребский) прежде всего хотел рассказать о самом проекте профессиональному сообществу и получить поддержку в прокате. Он обратил внимание на то, что этот фильм как «серьёзное произведение искусства с коммерческим потенциалом» всё же нуждается, в отличие от сиквелов, в дополнительных усилиях по внедрению в сознание публики и успешному продвижению. В качестве возможного промо-инструмента он предложил организацию туров в экзотическое место съёмки — на Чукотку. К сожалению, из его выступления аудитории так и не удалось понять, чем может заинтриговать кинозал сюжет о двух полярниках и их сложных психологических взаимоотношениях.
Анна Михалкова, уже не в первый раз выступающая в роли продюсера, призывала коллег к помощи в профессиональном продвижении и прокате. Представленная ею драма «Я» снимается режиссёром Игорем Волошиным, чья картина «Нирвана» спустя два дня после питчинга стала лауреатом в номинации «За лучший дебют». Сидевший в жюри Сергей Сельянов, директор кинокомпании «СТВ», по странному совпадению, является продюсером «Нирваны». Однако ни актуальная тема — исповедь поколения «растерянных» 1990-х, как назвала фильм г-жа Михалкова, ни ставка на имя режиссёра не помогли проекту стать победителем. Возможно, права была выступившая с репликой из зала продюсер фильма «20 сигарет», близкого по духу картине «Я»: в России нет инфраструктуры для продвижения такого кино.
О некоторых проектах речь шла как о требующих финансовой поддержки для производства («Пробка», «Обратная сторона Луны», «Слон» и др.). Одна из остро обозначившихся проблем — это, несомненно, необходимость развития механизмов продвижения «неформатного» кино, которого ждёт, но не может дождаться аудитория кинотеатров (были представлены проекты, рассчитанные только на кинопрокат). И здесь технология питчинга может сыграть важную структурообразующую роль. Достаточно сказать, что четыре различные по жанру и целевой аудитории картины, представленные на прошлом «Кинотавре», уже завершены, а одна из них, «Четыре возраста любви» (реж. Сергей Мокрицкий), участвовала в нынешней программе ОРКФ. Количество заявок в этом году, по утверждению куратора программы питчинга Анны Гудковой, значительно возросло, что говорит об интересе киносообщества к этому виду промоушена. То, что обычно происходит в кулуарах фестиваля, вынесено на публичную площадку. Тем самым качественно меняется статус диалога: теперь все заинтересованные стороны в первую очередь заняты лучшими, прошедшими предварительный отбор, проектами, а победитель конкурса привлекает повышенное профессиональное и общественное внимание. Да и само участие в программе, если оно выстроено интригующе, не менее важно для производственной и прокатной судьбы фильма.
Победителем питчинга на XIX «Кинотавре» стал амбициозный проект с самым крупным из заявленных бюджетом (10 млн долларов). Это фильм «Обратная сторона Луны» молодого режиссёра Петра Точилина, соединивший в себе голливудскую традицию космической саги, патриотические настроения (месседж «наши в космосе — лучшие»), ориентацию на широкую возрастную аудиторию, а также звёздный актёрский состав (Сергей Гармаш, Владимир Машков, Константин Лавроненко). Победа, конечно, ещё не значит, что продюсеры тут же вступят в партнёрство с авторами проекта. А потому не исключено, что на экраны выйдут фильмы, продюсеры которых не столь преуспели в риторике. Однако при любом исходе нельзя не признать, что фандрейзинг, или поиск источников финансирования культурных проектов, внедряется не только в сознание, но и в практику отечественной культуры. Возможно, количество поднимаемых проектов и перейдёт в качество, и за временем активных последует время талантливых.