Рост обеспечен надолго

Москва, 23.06.2008
«Эксперт Юг» №12 (18)
Рынок лизинга на Юге в 2007 году вырос более чем вдвое и составил, по нашим подсчётам, около 33 млрд рублей. Несмотря на влияние кризиса ликвидности, благоприятный внешний фон позволяет прогнозировать дальнейшее активное развитие этого бизнеса в южном регионе

Рынок лизинга в целом по России в 2007 году увеличился более чем в 2,6 раза и достиг 39 млрд долларов. Эксперты ожидали большего показателя, но свою роль сыграл кризис ликвидности, сдержавший рост рынка. Южный федеральный округ постепенно расширяет свою долю в этом рынке. Так, в 2006 году ЮФО создал всего 3,59% нового лизингового бизнеса страны и оказался на последнем месте среди российских регионов с абсолютным показателем чуть более полумиллиарда долларов. В прошедшем году на Юге рынок лизинга вырос более чем в 2 раза и составил порядка 33 млрд рублей (отметим, что итоги работы лизинговых компаний в 2007 году соответствуют нашему прогнозу по результатам исследования за первое полугодие минувшего года. — см. «Потолка не видно», «Эксперт ЮГ» № 2 от 29 октября 2007 года). В то же время результаты проведённого исследования показывают, что значительная доля игроков рынка оценивает его ёмкость ниже реального уровня. По итогам работы в минувшем году Юг поднялся на одну строку вверх, обогнав Дальневосточный округ (см. график 1). Благоприятный инвестиционный климат в избранных территориях, обусловленный необходимостью выполнения ряда федеральных программ, олимпийские стройки, создание игровой зоны «Азов-Сити» и изношенность основных средств в масштабах всего региона — всё это способствует дальнейшему активному росту лизинга в Южном округе (см. таблицу 2).

И всё же рыночная доля Южного округа остаётся пока весьма незначительной по сравнению с другими субъектами РФ. Более того, при анализе в рамках ЮФО выявлено, что около половины нового бизнеса приходится на Краснодарский край, порядка 30% — на Ростовскую область. Волгоградская область и Ставропольский край создают примерно 8% и 6,5% соответственно. В Ингушетии и Чечне, по нашим данным, лизинговые операции в 2007 году вообще не проводились, и не похоже, что они проводились годом-двумя ранее. На остальные территории округа приходится всего 5,5% нового бизнеса ЮФО. Такие разрывы в развитии лизинга внутри округа обусловлены различным уровнем социально-экономического развития отдельных территорий. «Мы считаем, что рынок лизинга в Южном округе развивается довольно неравномерно, — говорит управляющий директор АЛФК “Ярфинвест” Сергей Балакин. — С одной стороны, мы видим регионы, в которых в настоящее время наблюдается активный приток инвестиций со стороны бизнеса и государства. В первую очередь это Краснодарский край как крупный туристический центр и хозяин Олимпийских игр 2014 года. Отметим и Ростовскую область, и Ставропольский край, являющиеся крупными сельскохозяйственными центрами, требующими крупномасштабных инвестиций в свете курса правительства России на поддержку отечественных сельхозпроизводителей. С другой стороны — регионы, развитие которых отстаёт в силу недавней политической нестабильности. В этих регионах ещё не до конца решены социальные проблемы, что пока не позволяет рассматривать их как целевые с точки зрения лизингового финансирования».

Вакансия лидера пуста

Рынок лизинга на Юге проходит стадию формирования конкурентного ландшафта. Большинство работающих здесь фирм — федеральные операторы, предприятия с западным капиталом, местных пока единицы. Это обусловлено необходимостью получения доступа к дешёвым финансовым ресурсам, чем редко могут похвастаться местные игроки. В 2007 году региональная экспансия наиболее крупных игроков продолжилась. Хотя лидерство в ЮФО пока жёстко не закреплено ни за одной из фирм, уже определился круг лизинговых компаний, претендующих на этот статус (см. график  2).

Сегодняшний рынок лизинга на Юге активно развивается, в целом конкурентен и не концентрирован. Для определения уровня концентрации рынка традиционно используются несколько показателей. Базовыми выступают коэффициент рыночной концентрации (как правило, трёх крупнейших компаний) и индекс Херфиндаля-Хиршмана. По нашим расчётам, они составили 25% и 476 соответственно. Поясним, что оба показателя указывают на низкий уровень концентрации рынка.

Следует отметить, что в целом рынок бурно растёт, конкуренция увеличивается, но развита далеко не во всех сегментах и территориях Южного округа. Спрос на рынке лизинговых услуг превышает предложение, рынок ненасыщенный и перспективный. На Юг за прошедший год вышло несколько новых игроков, а действующие расширили бизнес. Места пока хватает всем. И роковое время передела рынка между игроками ещё не наступило, хотя уже сформированы предпосылки для наступления стадии слияний и поглощений. Многие эксперты и игроки ожидают активизации действий в этой сфере в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Конкуренция, как правило, приводит к снижению стоимости лизингового предложения и к расширению перечня дополнительных услуг, предоставляемых лизинговыми компаниями. Сегодня по набору условий лизингодатели предлагают практически одинаковые варианты финансирования. Общепринятой стала постоянная разработка новых продуктов, призванных унифицировать и ускорить процессы рассмотрения заявок и принятия решений в стандартизированных случаях. По сути, большинство лизингодателей работают над стандартизацией ряда своих продуктов с целью массового захвата рынка и при этом провозглашают индивидуальный подход к клиенту. Совмещать две эти противоположные цели, можно будет недолго — пока рынок не станет насыщенным. Сейчас же этот маркетинговый ход работает.

Сегодня высокий уровень конкуренции отмечен в автотранс­портном сегменте, низкий — в сегменте оборудования и недвижимости. Всего несколько компаний на Юге предоставляют услуги возвратного лизинга предметов лизинга. «Уровень конкуренции среди лизинговых компаний достаточно высок: в каждом из крупных субъектов округа представлено 40–50 лизинговых компаний, — говорит директор волгоградского филиала ОАО “ГЛАВЛИЗИНГ” Алексей Аксёнов. — Наиболее высока конкуренция в сегменте лизинга легкового автотранспорта. Несколько ниже — в сегменте грузового транспорта». Ряд компаний именно сегмент автолизинга считает ключевым в развитии всего рынка. «Последние несколько лет продажи автотранспорта растут темпами, превышающими 50 процентов, — поясняет директор по развитию бизнеса Europlan Александр Михайлов. — Растущая покупательная способность населения и растущие же бизнес-потребности компаний стимулируют спрос на автомобильном рынке. Соответственно, вместе с ростом спроса на машины, увеличивается и потребность в том, чтобы находить для этих приобретений финансирование. Лизинг делает покупку транспорта более доступной и экономичной для организаций и индивидуальных частных предпринимателей, способствуя, таким образом, росту рынка».

Развитие Юга и насыщение рынка российских столиц приводят в ЮФО всё новые компании. Выход на рынок новых игроков, банковская экспансия способствуют усилению конкуренции. «В настоящий момент рынок лизинга ЮФО приобретает всё более выраженные черты “рынка покупателя”. Это обусловлено приходом на рынок многих новых операторов, обостривших конкуренцию», — подтверждает наши выводы директор дивизиона «Юг» группы компаний «Интерлизинг» Евгений Атавин. «Привлекательность сегмента автолизинга усиливает конкуренцию, которая преимущественно разворачивается среди федеральных игроков, — поясняет эту мысль на конкретном примере заместитель директора департамента продаж по региону ЮГ компании CARCADE Лизинг Ольга Галицкая. — Среди них можно выделить такие компании, как CARCADE Лизинг, Europlan, ЛК “Уралсиб”, “Элемент Лизинг”». По оценкам компании CARCADE Лизинг, рост конкуренции в сегменте автолизинговых услуг на юге России будет продолжаться: на данный момент рынок не насыщен, а наступить насыщение может лишь через несколько лет. Во многом рост рынка лизинговых услуг обусловлен ростом самого автомобильного рынка России, который на фоне стагнирующих рынков Западной Европы и Северной Америки демонстрирует впечатляющие темпы развития и является весьма привлекательным для появления на нём новых игроков. «Высокие темпы роста российского рынка автолизинга не остаются без внимания крупнейших западноевропейских и североамериканских лизинговых компаний, — продолжает г-жа Галицкая. — Не исключено, что в самое ближайшее время мы столкнёмся с новыми зарубежными игроками. Конечно, для масштабной региональной экспансии им потребуется время, и основная конкурентная борьба за рынок придётся на 2010 год».

Похоже, сейчас мы наблюдаем окончательный переход от ценовой конкуренции количественных показателей, таких, как стоимость обслуживания и уровень удорожания, к неценовой, определяющей уровень сервиса, предоставляемого лизинговой компанией. «Уровень конкуренции за последний год сильно увеличился, рынок достаточно концентрирован, и эта тенденция будет сохраняться как минимум ещё пару лет, — характеризует рынок Евгений Атавин. — Приход значительного числа новых федеральных и иностранных игроков побуждает лизинговые компании пересматривать подходы к своей работе, клиентскому сервису, подбору персонала. Программами с удорожанием ноль процентов уже трудно кого-то удивить. Стоимость всё чаще не носит определяющего значения при принятии решения о выборе лизинговой компании, стандартный набор дополнительных услуг предоставляют все, предложения на рынке очень похожи, а конкуренция растёт и ощущается всё острее». По мнению Александра Михайлова, рынок вышел на качественно новый этап развития, характеризующийся значительным удлинением срока сделок, их усложнением, изменением графиков платежей и увеличением числа сделок, близких к проектному финансированию. При этом ещё незадействованный потенциал всё же остаётся весьма значительным.

Если лизинг легкового и грузового транспорта востребован во всех регионах, что способствует высокой конкуренции между лизинговыми компаниями в этом сегменте, то востребованность других видов техники, машин и оборудования обусловлена региональной спецификой отраслевого развития каждой территории. И здесь отличительной чертой экономики Юга становится аграрная составляющая. «Потенциал данного сектора велик, основной сдерживающий фактор — качество управления финансами в компаниях — потенциальных лизингополучателях», — объясняет особенности развития лизинга сельскохозяйственной техники директор ростовского филиала ООО «Глобус-лизинг» Алексей Швец. В то же время в аграрном секторе региона достаточно широко распространены федеральные программы кредитования через «Россельхозбанк» с субсидированием процентной ставки, что отчасти сдерживает развитие лизинга сельхозтехники и оборудования.

Все на стройку!

Лизинг становится одним из наиболее привлекательных инструментов для строительных компаний. Он позволяет решать проблему повышения технического уровня при ограниченном финансировании

Если автолизинг является на Юге наиболее развитым сегментом, то лизинг строительной техники и оборудования — наиболее перспективным. В ближайшие семь лет темпы роста строительства на Юге ожидаются выше российских показателей, что позволяет прогнозировать увеличение объёмов лизинга строительной техники и оборудования и рост его доли в общем объёме рынка. Олимпийские стройки, создание игровой зоны «Азов-Сити», изношенность основных средств (см. таблицу 1) и активное развитие строительной индустрии на Юге формируют возрастающий спрос на лизинг строительной техники и оборудования, так что в ближайшие годы этот сегмент рынка лизинга может выйти на первое место по темпам прироста нового бизнеса.

Развитие строительной отрасли сегодня существенно тормозится неудовлетворительным состоянием парка строительных машин. Несмотря на то что в последние годы удельный вес машин с истёкшим сроком службы в общем количестве снижается, он всё же остаётся на непозволительно высоком уровне (см. график 3). И это ещё без учёта морального износа основных фондов! Например, согласно данным Росстата, по итогам 2006 года в целом по России удельный вес башенных кранов с истёкшим сроком службы составил 69%; кранов на гусеничном ходу — 73,8%; кранов на пневмоколёсном ходу — 63,4%; бульдозеров на тракторах — 56,5%; скреперов — 71,7%. Замена устаревшего парка требует значительного объёма свободных финансовых ресурсов, что могут себе позволить далеко не все компании отрасли, даже крупные. Наиболее эффективным способом решения этой проблемы является лизинг строительной техники.

Если для крупных компаний существует возможность выбора между единовременной покупкой за счёт собственных ресурсов (что требует извлечения существенной денежной суммы из оборота и как минимум сдерживает темпы развития компании), заключением кредитного договора с банком (что подразумевает залог какого-то иного ликвидного имущества) и заключением договора с лизинговой компанией, то для среднего и малого бизнеса ситуация несколько меняется. Единовременная покупка вообще не рассматривается ввиду жёстких бюджетных ограничений. Остаётся либо банковский кредит (но у малого и среднего бизнеса не всегда есть необходимое для залога ликвидное имущество), либо лизинг. Используя собственные средства, средний бизнес обычно не может себе позволить купить новую импортную технику. Приходится покупать или отечественную, или уже бывшую в употреблении импортную. В то же время, используя лизинг, фирмы могут купить более дорогое и совершенное оборудование, которое повысит их производительность и конкурентоспособность и улучшит итоговый результат деятельности. Однако пока использование лизинговых схем характерно только для крупных компаний, так что в целом этот инструмент остаётся недооценённым.

Всё более заметное место в отраслевой структуре портфелей лизинговых компаний занимает строительство. Так, ОАО «ГЛАВЛИЗИНГ» на Юге работает в основном со строительными и дорожно-строительными организациями, предприятиями сельского хозяйства и пищевой промышленности. Преобладают объёмы по передаче имущества в строительную отрасль и в краснодарском ООО «Дорожно-промышленный лизинг». В прошлом году доля лизинга в сегменте строительной техники в портфеле группы компаний ОАО КБ «Центр-инвест» и ООО «Центр-Лизинг» выросла в 2,6 раза, а доля лизинга сегмента оборудования — в 1,7 раза, в то время как доля автотранспорта — всего в 1,3 раза. В ООО «Вектор-Лизинг» ведущими секторами финансовой аренды в южном регионе считают грузовую и строительную технику (30–40% от общего объёма рынка), автотранспорт (25–30%).

Для строительных компаний лизинг обладает дополнительным преимуществом, выгодно отличающим его от кредита. Традиционный кредитный договор не учитывает специфику деятельности компании, а именно — сезонность характера выполнения работ. Договор же лизинга предусматривает возможность построения гибкого графика платежей в соответствии с сезонностью. Финансовая аренда позволяет использовать экономические преимущества при пополнении и обновлении основных средств, а это сохранение собственных оборотных средств, использование ускоренной амортизации, включение в состав расходов полной суммы лизинговых платежей. Таким образом, лизинг становится одним из наиболее привлекательных инструментов для развития бизнеса строительных компаний. Именно лизинг позволяет эффективно решать проблему повышения технического уровня возводимых комплексов при ограниченном финансировании в условиях всё нарастающей конкуренции между строительными компаниями.

Перспективность рынка строительной техники, оборудования и машин обусловлена ещё и высоким потенциалом спроса на недвижимость. На Юге неудовлетворённый спрос на жилую недвижимость дополняется значительным спросом на недвижимость промышленную и коммерческую. Использование оперативного лизинга позволяет строительным компаниям обновлять парк техники, оборудования и машин, не отвлекая финансовые ресурсы от основной деятельности. По прогнозам ГК «Интерлизинг», рынок лизинга строительной техники в России к 2010 году может вырасти в 5–6 раз. Распространению лизинга будет способствовать, помимо необходимости замены основных фондов, развитие предпринимательской активности, реализующееся в увеличении количества новых и развитии уже существующих малых и средних предприятий, которым недоступен такой традиционный инструмент финансирования, как банковский кредит.

Занять место — получить долю

Для полномасштабного освоения южного рынка лизинговым компаниям потребуется сформировать широкую филиальную сеть, что необходимо для организации работы с малым и средним бизнесом. И здесь всё равно, универсальным или специализированным является лизингодатель. Организация работы с малыми и средними предприятиями оказывается стабилизирующим фактором для развития практически любой компании. В идеале для обеспечения устойчивого развития 70–80% общего портфеля должны приходиться именно на средний и малый бизнес. «С точки зрения привлечения клиентов в ЮФО, на первый план для нас выйдут малый и средний бизнес с их явно недо­оценённым потенциалом и, на мой взгляд, эта тенденция массовая», — комментирует стратегические планы ГК «Интерлизинг» Евгений Атавин.

При работе с крупными компаниями в рамках реализации инвестиционных проектов одна из возможных схем — взаимодействие без наличия представительства или филиала лизингодателя в регионе лизингополучателя. В таких ситуациях сделка традиционно заключается в офисе лизингодателя, находящегося в одном городе с инвестиционной компанией, а имущество поставляется по месту реализации инвестиционного проекта. «В настоящее время, в первую очередь из-за географической удалённости, наша стратегия — работа с крупными инвестиционными проектами, как правило, в связке с лизингополучателями, вместе с которыми мы уже реализовывали какие-то общие проекты, — объясняет особенности продвижения компании “Ярфинвест” Сергей Балакин. — Для работы же с малыми и средними предприятиями требуется непосредственное присутствие в данном регионе». Использование такой схемы существенно увеличивает объём сделок, но не позволяет лизинговой компании закрепиться на местном рынке и прочно занять его долю. Вероятно, поэтому стратегии развития многих компаний в регионе предусматривают присутствие представительств или филиалов во всех наиболее крупных экономических центрах. Поэтому наличие разветвлённой филиальной сети, с одной стороны, становится конкурентным преимуществом при дальнейшем освоении южного рынка и увеличении своей доли на нём. С другой стороны, филиальная сеть повышает стоимость компании и на этапе слияний и поглощений позволит более выгодно продать бизнес.

Несмотря на стремительные темпы развития в регионе финансовой аренды, специфика, преимущества и выгоды лизинга всё ещё остаются не вполне ясными для значительной доли потенциальных лизингополучателей. Низкий уровень финансовой грамотности руководителей среднего и малого бизнеса существенно тормозит развитие как этого рынка, так и самих предприятий. Есть и другие препятствия для развития лизинга в южном регионе. В ООО «Скания Лизинг» к ним относят неразвитость инфраструктуры бизнеса, а в компании «Дорожно-промышленный лизинг» — незначительное количество финансово устойчивых предприятий. «На мой взгляд, факторами, сдерживающими развитие лизинга в ЮФО, являются, кроме того, недостаточная популяризация этой услуги среди потенциальных клиентов и непрозрачность бизнеса, — объясняет невысокую долю ЮФО на рынке лизинга Евгений Атавин. — Скромность успехов лизинга на юге России обусловлена и тем, что промышленный потенциал здесь ниже, чем во многих других территориальных образованиях».

В то же время отсталость развития лизинга на Юге и разно­образие факторов, гарантирующих его активное развитие, способствуют формированию позитивных прогнозов и ожиданий на региональном рынке финансовой аренды. В ОАО «ГЛАВЛИЗИНГ» рост рынка лизинга в ЮФО в ближайшие годы ожидают на уровне 80–100% в год. Директор по маркетингу ООО «Вектор-Лизинг» Юлия Маковейчук считает, что темпы роста рынка лизинга на Юге будут соразмерны развитию отрасли по России в целом. В группе компаний «Интерлизинг» в ближайшей перспективе рост рынка на Юге прогнозируют примерно таким же, как в 2007 году. Более скромно оценивают южные перспективы в «Поволжском лизинговом центре»: рост рынка там ожидают на уровне 50–70% в год. «Скорее всего, в некоторых сегментах мы увидим развитие, опережающее общую динамику по стране, — предполагает Сергей Балакин. — В основном это будут сегменты строительной и сельскохозяйственной техники, а также энергетика и потребительский сектор». Весьма оптимистично смотрит на рынок лизинга в Южном округе группа лизинговых компаний «Столица», оценивая его ёмкость в десятки триллионов рублей в течение 10 лет.

Развитие региона, рост ВРП и уровня жизни населения связаны с ростом инвестиционного спроса и развитием предпринимательской активности. Лизинг, будучи уникальным инструментом финансирования, является фактором роста инвестиционной активности. Распространение лизинговых схем способствует обновлению основных средств предприятий, модернизации производств и парков техники, повышению уровня занятости населения, росту налоговых поступлений в местные бюджеты. Пока в России доля лизинга в ВВП ниже, чем в европейских странах. В 2007 году она продолжила увеличиваться и составила 3,02%, доля финансовой аренды в ВРП ЮФО в минувшем году отмечена на уровне 0,1%, так что перспективы роста очевидны, и в сложившейся ситуации существенное замедление темпов развития регионального рынка маловероятно.

Рейтинг лизинговых компаний, работающих в ЮФО, по итогам 2007 года
Степень износа основных фондов (на начало года) в ЮФО, %

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №12 (18) 23 июня 2008
    ЖКХ
    Содержание:
    Технологии в подвалах

    В Ростове на рынке ЖКХ появилась частная компания, которая стала зарабатывать автоматизированными услугами по учёту ресурсов и сборам средств. До сих пор в этой сфере работало только государство

    Реклама