Очереди клиентов и продавцов

Экономика и финансы
Москва, 07.07.2008
«Эксперт Юг» №13 (19)
Банки ЮФО заставляют федералов потесниться на рынке автокредитов. На руку местным игрокам сыграла переориентация клиентов с экспресс-кредитов на классические

Если ещё года три назад молодой человек на новой иномарке автоматически считался сыном богатых родителей, то сейчас он, скорее всего, всего лишь обременён пяти-семилетним кредитом. Банки чуть ли не еженедельно вводят новые программы, снижают проценты и облегчают условия автокредитования. Если ещё года три назад, чтобы приобрести машину в кредит, необходимо было собрать кучу документов, внести первый взнос от 30% стоимости автомобиля и купить полис КАСКО, то сегодня некоторые банки предлагают экспресс-автокредиты по двум документам (паспорт и водительское удостоверение) и без обязательного страхования. Доля проданных в кредит автомобилей в общем объёме продаж дилеров увеличивается с каждым годом. Прогноз на 2008 год гласит, что продаваться в кредит будет каждая вторая иномарка.

Всё активнее включаются в это автокредитное ралли местные банки, которые ещё пару лет назад вообще не предлагали клиентам подобных программ. Объёмы рынка автокредитования в ЮФО, по различным оценкам, растут от 10 до 35% в год, но увеличение числа игроков привело к тому, что объёмы автокредитных портфелей у федеральных банков начали снижаться. Местные же кредитные учреждения пока что только наращивают обороты.

Рынок предложения

Ещё одна «южная» тенденция — увеличение доли классического кредитования по сравнению с экспресс-кредитами. Наиболее весомый довод в пользу «классики» — это ставка, которая обычно бывает ниже на 4–5%

Сектор автокредитования сейчас является одним из наиболее динамично развивающихся. Продажи новых иномарок по России в течение последних трёх лет удваивались, а в 2007 году выросли на 60%. Такие темпы роста, по разным прогнозам, будут сохраняться до 2010–2012 года, после чего снизятся примерно до 10% в год. По оценкам самих участников рынка, доля кредитных продаж уже превысила 30% от общего объёма рынка новых иномарок. В то же время условия по кредитам становятся более благоприятными для заёмщиков, постоянно расширяется линейка предлагаемых банками видов автокредита, удлиняется срок кредитования. Это является отражением возрастающей конкуренции на рынке. Как результат — некоторые банки уже столкнулись со снижением объёмов кредитования.

«Рынок банковского ритейла характеризуется существенным снижением темпов роста автокредитования на фоне относительно небольшого, но стабильного роста рынка кредитования ипотечного и потребительского, — рассказал “Эксперту ЮГ” начальник управления по работе с физическими лицами ростовского филиала МДМ-Банка Алексей Козаченко. — Конкуренцию на этих направлениях можно уже сейчас считать высокой. При этом количество активных игроков продолжает увеличиваться, что приводит к снижению доли ранка каждой отдельно взятой кредитной организации и не только к замедлению темпов, но в ряде случаев и к уменьшению портфелей по всей продуктовой линейке и практически по всем банкам».

Высокая конкуренция вынуждает банки снижать процентные ставки по кредитам. За последние два-три года это снижение составило от 2 до 7%. К тому же сроки, на которые выдаётся кредит, были увеличены с 2–3 до 5–7 лет. Так как в кредит чаще всего берут новые иномарки, которые стоят недёшево, заёмщику проще распределить нагрузку на более длительный срок, чтобы платежи по кредиту были менее обременительными.

«Резкий рост конкуренции на рынке автокредитования обусловлен повышением интереса со стороны ряда филиалов крупных московских банков, работающих в регионе, к развитию этой услуги и небывалым спросом на такие услуги со стороны населения, — считает заместитель председателя правления Северо-Кавказского банка Сбербанка России Евгений Титов. — Если в 2007 году каждая третья машина приобреталась в кредит, то в 2008 году, согласно прогнозам аналитиков, приобретаться посредством кредитных ресурсов банков будет каждый второй автомобиль».

По мнению Алексея Козаченко, рост рынка в первую очередь определяется ростом уровня доходов населения, а смещение акцентов в сторону экзотических кредитных программ объясняется насыщенностью авторынка. В результате можно прогнозировать ощутимое увеличение оборота автомобилей на вторичном рынке.

Поехали!

Высокая конкуренция вынуждает банки снижать процентные ставки по кредитам. За последние два-три года это снижение составило от 2 до 7%

Благодаря тому, что в ЮФО на сегодня представлены практически все крупные российские банки из листа Топ-300, автокредитные предложения здесь не отличаются от московских или питерских. Автокредиты, доступные жителям юга России, можно поделить на классические и экспресс-кредиты. Для получения классического кредита банк требует достаточно широкий перечень документов (паспорт и водительское удостоверение, копия трудовой, согласие супруга на передачу автомобиля в залог и т. п.), в том числе справку о доходах. Рассмотрение заявки занимает один-два дня. У экспресс-кредита перечень документов сокращён. В большинстве случаев требуется всего два документа — паспорт и второе удостоверение личности на выбор (водительское удостоверение, военный билет). Срок рассмотрения заявки — не больше часа, и все документы оформляются в автосалоне.

«Необходимо отметить, что спрос как минимум остаётся достаточно стабильным, однако потребитель становится всё более и более требователен как к ценовой, так и к неценовой составляющей продукта, — считает Алексей Козаченко. — Поэтому крайне важно на изменения спроса отзываться оперативной разработкой соответствующих продуктов, уделяя при этом большое внимание технологии и процедуре продажи, делая её максимально удобной для клиента».

Некоторые банки уже не требуют и первоначальный взнос. Так что прийти в салон с паспортом, правами и без денег и уехать на собственном автомобиле вполне реально. Правда, обойдётся такой кредит значительно дороже классического или того же экспресс-кредита, но с первоначальным взносом. Если по классической схеме банки берут от 9 до 12% в валюте и от 9 до 15% в рублях, то экспресс-кредит обойдётся заёмщику в 14–17%, кредит без страховки — в 16–18%, а кредит без первоначального взноса влетит во все 20% годовых.

Помимо этого, в общем-то стандартного набора, на рынке встречаются так называемые беспроцентные кредиты, обратный выкуп (buy-back), рефинансирование (trade-in), программы на покупку машины у физического лица.

Беспроцентные кредиты пока не очень широко распространены, но и редкими их уже не назовёшь. Есть два вида схем, которые позволяют выдавать займы по заниженной ставке, или сводить ставку к нулю. Первые — программы факторинга, основанные на взаимодействии банка с компанией-автодилером. Оформить такой кредит предлагают банки автопроизводителей и банки-партнёры автопроизводителей по специальным программам автокредитования. Они ограничивают клиентов определёнными марками новых автомобилей, но при этом за счёт того, что автопроизводитель предоставляет специальные дотации, ставки по спецпрограммам могут быть значительно снижены. По этой схеме клиент не оформляет кредит в банке, а покупает машину в рассрочку у автосалона. Потом банк выкупает у автокомпании право требования по этому договору, и заёмщик автоматически оказывается должником уже не салона, а банка. При этом банк покупает рассрочку с дисконтом, так что свою прибыль от сделки он не теряет. Автосалон, который фактически продаёт машину со скидкой, в итоге тоже остаётся в выигрыше, поскольку увеличивает объёмы продаж. В рамках таких программ Райффайзенбанк, например, сотрудничает с официальными представителями марок BMW Russland Trading, Toyota Motor, Ford Motor Company, Audi Russia.

Второй вид беспроцентных кредитов выльется в повышенный страховой тариф при покупке полиса КАСКО. Как правило, в этом случае заёмщику предлагаются на выбор три-четыре страховые компании, в каждой из которых ему предложат полис КАСКО по самой высокой ставке — до 10% от стоимости машины.

По программе buy-back заёмщик получает отсрочку по погашению части кредита до окончания срока кредитования. То есть кредит делится на две части. Первую авто­владелец погашает как при обычном кредите, а вторую может либо внести в конце срока, либо не погашать вовсе, вернув автомобиль дилеру. Это позволяет существенно снизить размер ежемесячного платежа. Правда, сам кредит при этом обойдётся на 0,5–1% дороже, чем при классической схеме. Такие программы есть у Промсвязьбанка, Райффайзенбанка, Абсолют-Банка, «Сосьете Женераль Восток», Юникредитбанка, Первого Республиканского Банка и банка «Возрождение».

Тrade-in — это, по сути, рефинансирование имеющегося кредита с одновременной покупкой новой машины. Банк погашает имеющийся у клиента кредит и выдаёт другой на покупку нового автомобиля. А в качестве первоначального взноса идёт прежняя машина. Такие программы предлагают Уралсиб, Банк Москвы, Райффайзенбанк и Юникредит банк.

Ставка на «классику»

Банки, зарегистрированные в ЮФО, в большинстве своём начали осваивать этот сегмент рынка только с прошлого года, поэто­му в их портфеле лишь классические и экспресс-кредиты. Зато ставки у местных кредитных организаций немного ниже, чем у большинства их московских коллег. Например, ростовский «Центр-инвест» предлагает экспресс-кредиты от 15,65% годовых. «Южный торговый банк» кредитует по классической схеме от 13% годовых.

«Рынок банковского ритейла продолжает оставаться наиболее динамично развивающимся сегментом финансовых услуг, — говорит начальник управления розничного кредитования банка “Центр-инвест” Сергей Есенский. — Связано это прежде всего с развитием целевых кредитов на приобретение автотранспорта и жилья. Если рынок потребительского кредитования на небольшие суммы в том или ином виде существовал всегда, то автокредитование и ипотека свидетельствуют о существенном изменении отношения к образу жизни в кредит».

На южном рынке автокредитования чётко видна следующая тенденция: если московские структуры, несмотря на всё разнообразие автокредитных программ, столкнулись со снижением объёмов кредитования, то местные пока ещё наращивают обороты. Так, у «Центр-инвеста» автокредитный портфель вырос с 1,6 млрд рублей в 2006-м до 3,4 млрд в 2007 году.

«У нас это направление только развивается, — сообщил “Эксперту ЮГ” начальник отдела потребительского кредитования банка “Кубанькредит” Виталий Никулин. — В нашем кредитном портфеле автокредиты занимают процентов пять-десять. В целом идёт увеличение, хоть и незначительное. В основном кредитуют те банки, у которых в автосалонах есть представители. У нас другая схема. Мы заключили соглашения с автосалонами. Человек приходит к нам, оформляет заявку, мы перечисляем деньги на счёт салона — клиент забирает автомобиль».

Ещё одна «южная» тенденция — увеличение доли классического кредитования по сравнению с экспресс-кредитами. Сейчас, когда рынок уже сформирован и спрос на автокредиты стабильно высок, экспресс-программы утрачивают свою былую привлекательность. Банки не заинтересованы в некачественном, высокорисковом портфеле автокредитов и уже подходят к оценке заёмщиков куда более тщательно. Клиенты, в свою очередь, не хотят переплачивать за кредит и стали более внимательно выбирать кредитную программу. Наиболее весомый довод в пользу «классики» — это ставка, которая обычно бывает ниже на 4–5%. Именно поворот клиента от экспресс-кредитования к классическому дал возможность местным игрокам про­явить себя на этом рынке.

«Вполне возможно, что количество банков, предлагающих автокредиты, увеличивается быстрее, чем количество клиентов, желающих купить машину, — говорит начальник отдела клиентских продаж “Южного торгового банка” (ЮТБ) Александр Евсеенко. — Тем более что те же автосалоны зачастую предлагают рассрочки — отбивают у банков хлеб. Перераспределение долей рынка вполне возможно, но общая тенденция роста сохраняется всё равно, и машин будут покупать всё больше и больше».

Евгений Титов прогнозирует дальнейший рост рынка банковского потребкредитования на уровне не менее 35%. «Ипотека и автокредитование будут по-прежнему расти наиболее высокими темпами», — считает эксперт. Сергей Есенский уверен, что этот рынок кредитного ритейла будет удваиваться вплоть до 2010 года. 

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №13 (19) 7 июля 2008
    Энергетика
    Содержание:
    Реклама