По оценкам компании Microsoft, одного из самых неистовых распространителей идеологии копирайта и борца с пиратским софтом, уровень нелегального программного обеспечения в России в 2006 году достигал 87%. После ряда судебных процессов, которые были призваны проиллюстрировать примерную строгость государства по отношению к нарушителям авторского права в области ПО, этот показатель стал медленно, но уверенно снижаться — на 7% за последние два года. Политика «обеления» привела не только к росту продаж лицензионных операционных систем и приложений. На поверхность стали всплывать производители и потребители свободного ПО, которое ещё лет пять назад широким кругом людей воспринималось как смешное хобби небольшого числа энтузиастов.
Теперь компания Red Hat, один из ведущих разработчиков операционной системы Linux, всерьёз намерена сотрудничать с рядом госструктур, включая «Почту России» с её 42 тысячами отделений. Canonical, другой разработчик той же системы, объявляет о трёхлетней сервисной поддержке последней версии Linux, Ubuntu 8.04, вместо обычных 18 месяцев, и намеревается до конца 2008 года продать в России до 300 тысяч ноутбуков с этим дистрибутивом. Появились и потребители этих продуктов: руководители, готовые к чуть более радикальным действиям, чем установка на компьютерах сотрудников бесплатного почтового клиента Mozilla Thunderbird. В Южном округе уже нетрудно найти примеры не просто активного использования свободных программ в работе, но и адаптации их к индивидуальным потребностям бизнеса.
Лицензия не для маленьких
Спрос на инфраструктурные услуги растёт быстрее прочих секторов IT-сферы, и появление запросов на решения на основе ПО с открытым кодом неизбежно
Активными потребителями опенсорсных (англ. open source — «открытый ресурс», ПО с открытым кодом) продуктов стали малые предприятия. Они наиболее чувствительны к увеличению инфраструктурных затрат, и в то же время находятся в достаточно гибкой IT-среде, чтобы менять её по ходу деятельности. Две трети сотрудников краснодарского ресурса Bankir.ru (всего в нём занято 18 человек) работают в UNIX-подобных операционных системах (см. справку) и используют бесплатные прикладные программы. Михаил Лапушинский, владелец ресурса, говорит, что увод рабочих компьютеров с Windows был не самой сложной задачей. «Гораздо большей авантюрой было размещение базы 1С на UNIX-сервере, — рассказывает Лапушинский. — У нас была файловая система, размещенная на Windows-машине, но в какой-то момент перестала устраивать скорость работы. Нам предложили решение на основе сервера Windows, но оно стоило больше ста тысяч рублей. Да ещё возникали затраты на его поддержку. Поэтому мы своими силами решили поставить на UNIX версию 1С. В Краснодарском крае, по-моему, мы вторые, кто так сделал».
Потребность небольших компаний в относительно недорогих решениях осознают и большие федеральные системные интеграторы. Компания «АйТи», вошедшая по итогам 2007 года, согласно рейтингу агентства «Эксперт РА», в двадцатку крупнейших IT-компаний России и имеющая филиал в ЮФО, весной этого года объявила об открытии «Центра компетенции Linux», сотрудники которого будут специализироваться на обслуживании ПО с открытым кодом. Сергей Куприн, руководитель центра, отмечает, что к настоящему моменту практически все потребители осознали реальную стоимость проприетарного (см. справку) ПО, поэтому наша страна, бывшая одним из крупнейших держателей пакета пиратских программ, теперь становится потенциально очень большим потребителем решений на открытом коде. «Для предприятий среднего и малого бизнеса опенсорс является одной из возможностей провести эффективную информатизацию без неподъёмных затрат, — говорит г-н Куприн. — Как правило, заказчики не готовы к революционным изменениям IT-инфраструктуры, поэтому мы предлагаем эволюционные: построение новых информационных систем на базе ПО с открытым кодом, интеграцию их с уже существующими системами на базе проприетарного, постепенный перевод существующих систем на базу свободного ПО».
Надо иметь в виду, что само по себе свободное ПО отнюдь не является «продуктом для бедных»: его установка и поддержка требуют прямых или косвенных затрат — это содержание в штате компетентного специалиста или же обращение к аутсорсерам. Но в существующих условиях это может быть наименьшим злом. Сергей Куприн напоминает, что и Linux, и прикладные программы с открытым кодом не требуют особой компьютерной мощности: «Их можно использовать на достаточно старых компьютерах, которые составляют основной парк компьютерной техники в регионах России, в том числе и в ЮФО, и заменить которые разом просто нереально. Благодаря использованию ПО с открытым кодом ими можно ещё долго пользоваться».
Однако для компаний, которые изначально развивали собственную IT-инфраструктуру внутренними ресурсами, использование свободного ПО — это, как правило, уже зрелое решение, и в нём обнаруживаются и другие выгоды, помимо сугубо финансовых. Игорь Коляка — давний энтузиаст Linux и системный интегратор компании «Европа Климат», поставляющей климатическое оборудование и имеющей компьютерный парк из 50 рабочих станций и четырёх серверов. По его мнению, проприетарные продукты могут изрядно затруднять работу среднестатистического малого предприятия. «Управлять лицензиями Microsoft неудобно, — объясняет г-н Коляка. — Типичная ситуация — это когда появляется небольшая фирма, и вы приобретаете, к примеру, пакет из 50 лицензий Windows XP. Потом она закрывается и на её месте появляется другая. Или растёт и делится на пять новых фирм. И кому будут принадлежать эти лицензии?» Процесс перерегистрации возможен, но он может отнять много времени, а ведь и сама по себе эта процедура чересчур хлопотная, считает Игорь Коляка.
Другим основанием для выбора UNIX-подобных систем становятся соображения безопасности. Михаил Лапушинский затеял сложный процесс перемещения бухгалтерской базы данных на сервер UNIX именно по этой причине: «Сохранность данных — это важная задача, не дай бог в бухгалтерии что случится. А файловая система в решениях Windows нас не устраивала — то и дело случались аварии. Поэтому мы перешли на UNIX». В любом случае, для проведения подобных экспериментов и работы с подобным ПО вообще, необходимо, чтобы у компании имелись хорошо развитое IT-подразделение, во-первых, и достаточно сведущий в этих вопросах руководитель, во-вторых. Таковые и по отдельности встречаются нечасто, а вместе — тем более.
Ограничения свободы
Cпециалистов, способных решать задачи — пусть даже и довольно скромные — средствами опенсорсных программ, слишком мало. И где их брать, пока непонятно
Переход на использование ПО с открытым кодом пока не принял массового характера. Причин тому несколько. Во-первых, затраты на IT-сферу только начинают качественно меняться, и руководители ещё не готовы осознавать их не как убытки, а как вложение в бизнес. Александр Ткаченко — директор ставропольского филиала крупного системного интегратора, компании «Сибинтек», — сетует на то, что на многих предприятиях компьютерный парк выполняет функции печатных машинок, и необходимо проводить дополнительную работу по ознакомлению руководителей с другими возможностями компьютеров. «Когда мы, заключив договор об аутсорсинге, приходим в компанию, возникает ряд побочных задач — приведение инфраструктуры в порядок, создание нормальных систем хранения информации, — поясняет г-н Ткаченко. — Я ещё не встречал ни одного клиента, который сказал бы “нам нужно”. В продвинутых регионах, в столицах люди понимают, что без инфраструктуры, без систем автоматизации тяжело. К сожалению, у нас нет таких клиентов».
Во-вторых, специалистов, способных решать задачи — пусть даже и довольно скромные, на уровне малого бизнеса — средствами опенсорсных программ, слишком мало. По прогнозам АПКИТ (Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий), потребность российской IT-индустрии в подготовленных специалистах в области ПО с открытым кодом в 2008 году составит 10–15 тысяч человек, а в 2012-м — 50–60 тысяч человек. И где их брать, пока непонятно.
Операционная система (ОС) Ubuntu считается лидером дистрибутивов Linux как среди пользовательских ПК, так и среди серверных решений: согласно обзору IDC UNIX/Linux Survey 2007, она установлена на 22% компьютеров, использующих Linux и на 9% Linux-серверов. Понятно, что Canonical, разработчик этой ОС, планирующая в течение 1,5–2 лет стать прибыльной компанией, весьма заинтересована в воспитании компетентных кадров. Владимир Крюков, представитель Canonical в регионе EMEA (Центральная и Восточная Европа и Северная Африка), говорит, что компания предпринимает, хотя и точечные, усилия по увеличению числа людей, способных работать с Linux: «На текущий момент у нас один партнёр в области обучения в России — компания “Эврика”. Головной офис компании — в Питере, но обучение и сертификация проводятся по всей стране через сеть партнёров компании. В конце прошлого года стартовал пилотный проект по разработке и апробации комплекта свободного программного обеспечения на базе Linux для российских школ. Параллельно с этим многие учебные заведения решают вопрос легальности используемого программного обеспечения, переходя на Linux. Нарабатывается опыт, складывается сообщество людей, способных строить решения на открытых программных продуктах».
Ещё одно существенное ограничение для использования ПО с открытым кодом — отсутствие достаточного количества в должной мере развитых прикладных программ. Прежде всего речь идёт о системах автоматизации бизнеса, аналогов 1С и ERP-систем, необходимость использования которых рано или поздно осознают представители даже самых бесхитростных предприятий. Руководитель отдела IT ростовской компании «ХДМ-ЮГ» Дмитрий Вексель, решавший задачу поиска системы с функцией анализа продаж, оптимизации складских запасов и планировании цепочек поставок товаров, говорит об осознанном выборе продукта компании Microsoft, системы класса ERP Navision: «Я считаю, что такие системы должны создаваться профессионалами, которые проходят обучение, приобретают необходимый опыт, получают соответствующее вознаграждение. С другой стороны, системы с открытым кодом, конечно же, дешевле при первоначальных затратах на их приобретение. Но нельзя не учитывать и стоимость работы, и стоимость поиска нужных специалистов, и время, затрачиваемое на разработку готового для использования приложения и его дальнейшее сопровождение. Я считаю, что в первую очередь применение опенсорс-программ затронет домашние компьютеры и малые офисы. То есть к ним будут прибегать те пользователи, для которых на первом месте стоит первоначальная цена продукта и не предполагается дальнейшее значительное развитие его функциональных возможностей».
Аналоги систем автоматизации существуют — например, Sugar CRM. Игорь Коляка приводит примеры её применения в нескольких компаниях. Однако г-н Коляка — профессиональный программист с многолетним стажем, и он в состоянии самостоятельно довести бесплатную версию системы (а у бесплатной её версии — ограниченная функциональность) до готовности к применению, подготовить к интеграции с такими системами, как 1С. О невозможности решать некоторые узкоспециализированные задачи бизнеса посредством готовых решений с открытым кодом говорит и Сергей Куприн: «В одном из проектов мы столкнулись с необходимостью подобрать специализированное ПО для нефтегазового сектора, предназначенное для анализа напряжения трубопроводов и решения прочих узкоспециальных задач, но, к сожалению, не смогли найти бесплатного аналога с должной функциональностью».
Существуют и более мелкие, но не менее досадные аппаратные проблемы, например, несовместимость форматов. Михаил Лапушинский так и не смог перевести весь свой ресурс Bankir.ru с работы на проприетарном ПО: «Отдел, обеспечивающий контент сайта, пробовал перейти на UNIX и бесплатные приложения, но не хватило сил. Очень большая часть документооборота происходит в формате .doc, а офисный пакет OpenOffice не совсем корректно работает с такими вещами. Есть и плюсы использования 1С: с одной стороны, мы — небольшое предприятие, с другой — перед нами глобальные задачи, так как у нас около полутора тысяч клиентов и необходимо отслеживать взаимоотношения с ними. А адекватных решений на UNIX-подобных системах для бухгалтеров нет».
Адаптация к массам
Понятно, что примеров построения работы офисов даже на смешанных технологиях сейчас единицы. И надо иметь немалый запас оптимизма, чтобы прогнозировать скорое вытеснение с рынка проприетарного ПО, имеющего и своих потребителей, и свои преимущества. Однако специалисты, занимающиеся системной интеграцией, сходятся во мнении, что спрос на инфраструктурные услуги растёт быстрее прочих секторов IT-сферы, и появление запросов на решения на основе ПО с открытым кодом неизбежно. Александр Ткаченко отмечает, что в секторе среднего и малого бизнеса всё больше заказчиков, которые готовы отказаться от содержания универсальных, но не справляющихся с задачами системных администраторов в пользу IT-аутсорсеров — это говорит о том, что рынок потребителей этих услуг зреет и готов перейти к новому, более высокому уровню информатизации.
Вместе с тем растёт и качество предложений: разработчики свободного ПО стали заботиться о том, чтобы у него был гуманный интерфейс, и о том, чтобы даже не вполне квалифицированные пользователи со временем смогли бы без существенных эмоциональных затрат перейти с привычной Windows на какую-нибудь разновидность Linux. Сергей Куприн уверен, что уже сейчас при желании можно найти альтернативные лицензионному ПО аналоги программ с открытым кодом: «Операционные системы с открытым кодом (прежде всего Linux) уже завоевали существенную, до 23 процентов, долю рынка серверных операционных систем. И доля эта продолжает расти. В последние годы началась активная разработка в модели открытого кода и различных бизнес-приложений. Один из заметных игроков рынка систем управления взаимоотношениями с клиентами — система Sugar CRM — разработана в модели открытого кода. Ведутся разработки и систем управления ресурсами предприятий, таких, как Tiny ERP. В сфере офисных пакетов решения с открытыми кодами тоже занимают прочную позицию на рынке ПО — например, в 2006 году рыночная доля наиболее популярного офисного пакета OpenOffice достигала примерно девяти-десяти процентов».
Даже единичные примеры внедрения в работу свободного ПО — это потенциально большой вклад в развитие специалистов IT-индустрии, острейшую нехватку которых прогнозируют российские рекрутеры. Михаил Лапушинский получал предложения сторонних компаний заняться системной интеграцией на основе аутсорса: «Рынок свободного ПО есть, его надо развивать. Мы сами пишем софт для собственных нужд, и к нам неоднократно обращались с просьбой поставить 1С на UNIX. Мы, правда, отказались, потому что не специализируемся на разработке программного обеспечения». Возможность самостоятельно адаптировать программные решения к индивидуальным нуждам компании, заменять отдельные компоненты программы — одно из принципиальных отличий свободного ПО от проприетарного, и работа в этом направлении требует высокой степени компетенции.
Системные интеграторы, реагируя на появление осмысленного спроса именно на такие решения, готовы ответить предложением. Компания «АйТи» заключила партнёрское соглашение с разработчиком Red Hat и предлагает пакет «Рабочее место сотрудника на Linux». Этот пакет включает в себя RedHat Linux, почтовую службу и платформу для коллективной работы IBM Lotus, офисный пакет OpenOffice или IBM Symphony и систему электронного документооборота OpenReferent, разработанную специалистами компании «Аплана», входящей в группу компаний «АйТи». Разработчики Linux вообще стали активно развивать партнёрские отношения в регионах. Владимир Крюков говорит о том, что Россия для Canonical — один из приоритетных рынков и о том, что компания «индивидуально работает» с ключевыми сборщиками компьютерной техники в ЮФО: «Для успеха, полагаю, требуется некоторое время, поскольку потенциальные партнёры относятся с осторожностью как к новой модели бизнеса, для которой предоставление сервисных услуг — один из видов заработка, так и к продукту».
Игорь Коляка не первый год занимается построением и поддержкой IT-инфраструктур сторонних компаний, целенаправленно обслуживая предприятия малого бизнеса, объёмом до сотни компьютеров и намереваясь со временем отделиться от «Европы Климат» в отдельное ИП. «Там, где людям удобнее работать на Windows, мы ставим Windows. Но есть компании, которые уже целиком работают только на Linux и Linux-совместимых прикладных программах, — объясняет он. — Когда мы встречаемся с клиентом, мы стараемся донести до него ту нехитрую истину, что то, чем он владеет — компьютеры, программы, информация — это, во-первых, сложная система, которая требует обслуживания. Во-вторых — это его капитал, который следует сохранять и приумножать». Наиболее важно в данном случае то, что усилия малых и средних предприятий, предпринятые для того, чтобы адаптироваться к бесплатному софту, фактически делают их полноценными потребителями IT-услуг, что позволит значительно вырасти всему южному IT-рынку.