Русско-шведский шельф

Сергей Кисин
21 июля 2008, 00:00
  Юг

ОАО «Газпром» совместно со шведской компанией Lundin Petroleum АВ начинает освоение шельфа Каспийского моря. По оценке специалистов, потенциальные ресурсы разрабатываемого партнёрами Лаганского блока, одного из крупнейших в регионе, составляют 800 млн баррелей нефтяного эквивалента

Лаганский блок площадью 2 тысячи км расположен в Центральном каспийском бассейне. На территории блока три перспективные структуры: Морская, Лаганская и Петроская. Вблизи открыты месторождения имени Владимира Филановского, имени Юрия Корчагина, Ракушечное и Северо-Ракушечное, лицензии на разработку которых принадлежат ЛУКОЙЛу. Потенциальные ресурсы блока составляют более 800 млн баррелей нефтяного эквивалента (почти столько же, сколько и на крупнейшем из открытых за последние 20 лет в России месторождении Филановского).

Жёсткий блок

«Газпром» лишний раз наступит на ногу ЛУКОЙЛу в «его» регионе, каким нефтехолдинг привычно считал Калмыкию

Подконтрольная Lundin Petroleum АВ (через канадскую Valkyries Petroleum) компания ООО «Петроресурс» получила пятилетнюю лицензию на геологическое изучение запасов Лаганского блока в 2004 году. Бурение предполагалось осуществлять на мелководном участке глубиной до 1,7 м посредством сухопутной мобильной буровой установки, раскреплённой на понтонах.

Однако компания долгое время не могла начать работы на шельфе, ссылаясь то на тяжёлую ледовую обстановку на Каспии, то на недостаток средств, то на отсутствие морской базы, то на затягивание процесса общественных слушаний по проекту. В итоге, плавбазу (её составляют вспомогательная баржа с буровой установкой, плавучие краны и жилой блок) «Петроресурсу» удалось сдать лишь в конце 2007 года.

В начале прошлого года Росприроднадзор РФ пригрозил шведам, что из-за нарушения лицензионных обязательств отзовёт разрешение на разработку недр, если они в ближайшее время не «выйдут на шельф». По утверждению замглавы агентства Олега Митволя, выход на структуру «Морская-1» (предполагаемые ресурсы 640 млн баррелей) ожидался ещё в 2006 году.

С другой стороны, экологи утверждали, что бурить в районе острова Чистая Банка, где предполагалось разместить первую поисково-оценочную скважину, вообще нельзя из-за его близости к зоне Астраханского заповедника. По данным пресс-секретаря Минприродресурсов РФ Рината Гизатуллина, «Петроресурс» «вопреки данным экологов, планировал расположить поисково-оценочную скважину в границах водно-болотного угодья дельты Волги, охраняемого Рамсарской конвенцией. Там запрещается разработка минерального сырья. В случае серьёзных аварий при разведке и добыче нефти в этом районе может произойти экологическая катастрофа, которая нанесёт невосполнимый ущерб экосистемам водно-болотного угодья и северной части Каспийского моря».

Росприроднадзором был даже назначен срок отзыва лицензии — июль 2007 года.

Тогда же появилась информация, что и надзорные инстанции, и «зелёные» действуют в интересах ряда крупных российских компаний. Желание получить доступ к Лаганскому блоку высказывали представители НК «ЛУКОЙЛ», имеющие по соседству лицензии на шесть северокаспийских месторождений, и утверждавшие, что в случае повторного выставления лицензии на торги готовы рассмотреть своё участие в аукционе. К примеру, месторождение Филановского по доказанным запасам также составляет около 800 млн баррелей нефтяного эквивалента. Присоединить к своим участкам и такой перспективный блок для ЛУКОЙЛа, стремящегося повысить свою капитализацию с выходом на мировые биржи, тоже было бы заманчиво.

Запах газа

Кроме нефтехолдинга, на участие в проекте претендовал и «Газпром», имеющий в Астраханской области мощную «дочку» «Астраханьгазпром». Заинтересованной в разработке Лаганского блока может быть ещё одна газовая «дочка» — «Газпромнефть», развивающая собственную розничную сеть АЗС на юге России.

Как раз у газовиков уже был опыт тесного взаимодействия с Росприроднадзором в рамках проекта «Сахалин-2», когда надзорные органы нашли многочисленные нарушения природоохранного законодательства у его разработчиков — англо-голландской Royal Dutch Shell, японских Mitsui и Mitsubishi. В результате в конце 2006 года «Газпром» договорился с иностранцами о выкупе у них за 7,45 млрд долларов 50%+1 акции проекта «Сахалин-2», и природоохранные претензии исчезли сами собой.

В данном случае схема вхождения «Газпрома» в проект оказалась похожей. После фактического замораживания деятельности Lundin Petroleum шведский холдинг пошёл на подписание соглашения с крупнейшей российской естественной монополией о колл-опционе на приобретение «Газпромом» 50%+1 акции «Петроресурса», который, по некоторым данным, заплатил за это порядка 30 млн долларов.

И вскоре руководство Росприроднадзора поспешило опровергнуть информацию об отзыве лицензии у «Петроресурса». Как-то сами собой отпали претензии экологов и надзорных ведомств. Были закрыты глаза и на то, что новый собственник не до конца выполняет лицензионные сроки начала бурения поисково-оценочной скважины № 1 как раз в районе острова Чистая Банка (неподалёку от дельты).

Как заметил «Эксперту ЮГ» аналитик ФК «Открытие» Александр Жуков, «Рос­природнадзор всегда появляется там, где что-либо не утрясено или не согласовано и идёт передел сфер влияния в пользу крупных монополий». В данном случае, полагает г-н Жуков, поддерживались интересы «Газпрома».

Газовики, пользуясь протекционизмом различных госструктур, «застолбили» себе участок на шельфе Каспия, на который раньше и не претендовали. К тому же геологические исследования одного из главных своих конкурентов, ЛУКОЙЛа, открывшего на севере Каспия богатейшие месторождения, позволяют «Газпрому» с оптимизмом смотреть на разработку собственных участков.

По сути, для Lundin Petroleum АВ всё тоже не так плохо. Они попросту были поставлены перед дилеммой — остаться либо без лицензии, либо без половины будущих доходов. При этом, как полагают аналитики банка Credit Suisse, освоение Лаганского блока сдвинулось с мёртвой точки только после появления в проекте газовой монополии. «Газпром» в партнёрах — это гарантия того, что проект не будут тормозить, вставляя палки в колёса, а наоборот, создадут ему «зелёную улицу» на уровне государственных ведомств. Используя газовиков в качестве своеобразного тарана во властных кабинетах, шведы могут не переживать за вложенные средства и спокойно ждать от них отдачи в будущем.

Параметры проекта

Лицензионное соглашение предполагает бурение двух разведочных скважин на Лаганском блоке в 2008 году, трёх — в 2009 году, а также проведение сейсморазведки по методу 3D в объёме 300 кв. км. После первого разведочного бурения, по утверждению генерального директора «Газпром­экспорта» Александра Медведева, «предварительные результаты обнадёживают, и ещё три разведочные скважины должны показать, какого рода запасы будут подтверждены на Лаганском блоке».

Кроме того, «Газпром» намерен тут же и перерабатывать будущее сырьё с Лаганского блока. Недавно «Газпромэкспорт» и созданная правительством Калмыкии компания «Каспий Газ» подписали соглашение о намерениях по строительству на территории республики завода по производству сжиженного природного газа (СПГ). Предполагаемая мощность завода составит 360 млн кубометров в год, стоимость проекта — ориентировочно 70 млн евро.

Учитывая, что в церемонии подписания соглашения принимали участие представители иранской нефтегазовой компании Pars Energy (она строила терминалы для хранения и перевозки СПГ в Туркмении, при этом подписала соглашение о ежегодной закупке 150 тысяч тонн туркменского газа) и турецкой Kazanci Holding, можно предположить, что именно их страны станут основными потребителями будущего лаганского СПГ.

Таким образом, «Газпром» лишний раз наступит на ногу ЛУКОЙЛу в «его» регионе, каким нефтехолдинг привычно считал Калмыкию. Ещё в прошлом году ЛУКОЙЛ объявил о планах строительства в республике нефтегазоперерабатывающего комплекса в районе посёлка Артезиан, сети АЗС и трубопровода от месторождений на северном Каспии. Тогда говорили о сумме инвестиций в Калмыкию порядка 3,5 млрд долларов и о практически безраздельном властвовании холдинга в степной республике.

Теперь, когда у НК появился серьёзный конкурент, власти Калмыкии могут позволить себе лавировать между двумя мощными вертикально интегрированными структурами, добиваясь решения с их помощью некоторых социальных проблем на своей территории.