Потребкредиты нащупали цель

Экономика и финансы
Москва, 01.09.2008
«Эксперт Юг» №17-18 (23)
По объёмам потребительского кредитования ЮФО занимает среди федеральных округов стабильное пятое место

Рынок потребительского кредитования в России развивается стремительно. По оценкам российских аналитиков, в 2008 году его рост составит 45–50%. Банкиры юга России прогнозируют ежегодное удвоение до 2010 года. В ближайшее время рынок ЮФО будет характеризоваться переходом от кредитов «на неотложные нужды» к программам с более тонким позиционированием — на образование, лечение, путешествия. Банки стали проводить более агрессивную политику в части продвижения кредитных продуктов. Связано это с ростом благосостояния жителей региона и появлением большого числа новых игроков, активно продвигающих услуги для населения. Кроме того, риск невозврата по специализированным программам ниже, чем по кредитам «на всё».

Но развитию рынка банковского ритейла в ЮФО по-прежнему мешают низкий уровень доходов сельских жителей (на аграрном Юге они составляют больше половины населения) и криминогенная обстановка в приграничных районах.

Ни в чём себе не отказывать

Потребительский кредит в последнее время стал такой же нормой жизни, как мобильный телефон. По оценкам ассоциации региональных банков «Россия», 85% россиян в возрасте от 18 до 60 лет хотя бы раз в жизни брали взаймы у банка — если не напрямую в банке, то хотя бы при покупке бытовой техники в магазинах. Банки со своей стороны поддерживают потребительский раж, предлагая всё более выгодные условия кредитования. За последние пять лет ставки по потребительским кредитам у федеральных игроков снизились на 5–7%. После прошлогоднего кризиса они подросли на 1–2%, но в целом этот рост снижения не компенсировал.

«Рынок банковского ритейла продолжает оставаться наиболее динамично развивающимся сегментом финансовых услуг, — сообщил “Эксперту ЮГ” начальник управления розничного кредитования КБ “Центр-инвест” Сергей Есенский. — Связано это прежде всего с развитием целевых кредитов на приобретение автотранспорта и жилья. Если рынок потребительского кредитования на небольшие суммы в той или иной степени существовал всегда, то автокредитование и ипотека являются индикаторами изменения отношения к образу жизни в кредит. Всё больше россиян считают вполне нормальным совершение важных покупок в кредит».

По словам заместителя председателя правления Северо-Кавказского банка Сбербанка России Евгения Титова, разнообразные предложения многочисленных банковских и небанковских операторов рынка, стабилизация экономики и рост доходов способствуют тому, что рынок банковского ритейла сейчас является одним из самых динамичных сегментов финансового рынка регионов. «К примеру, за прошлый год рынок кредитования населения в ЮФО возрос на 150 процентов», — говорит г-н Титов.

По мнению начальника отдела клиентских продаж «Южного торгового банка» Александра Евсеенко, рост объёмов кредитования продолжается, несмотря на усиление конкуренции.

Начальник управления по работе с физическими лицами ростовского филиала ОАО «МДМ-Банк» Алексей Козаченко тоже говорит о стабильном росте потребительского кредитования. По его мнению, этот рынок можно уже сейчас считать высококонкурентным, при этом количество активных игроков продолжает увеличиваться, что приводит к снижению доли каждой отдельно взятой кредитной организации. «В целом уровень конкуренции можно оценить как высокий, — утверждает г-н Козаченко. — Наиболее высок он в целевом потребительском кредитовании (кредитование на приобретение товаров и услуг), далее следуют пластиковые продукты и автокредитование, на последнем месте ипотека».

В борьбе за клиента банки доходят до того, что буквально навязывают потребительские кредиты с льготными процентами людям, имеющим положительную кредитную историю в данном банке. Рынок в своём развитии дошёл уже до той стадии, когда конкурировать с помощью одних только ставок и условий предоставления кредитов стало невозможно. Чтобы удержать позиции, банки вынуждены создавать нишевые кредитные программы для более узких целевых групп: отпускников, студентов, пенсионеров. Максимальная сфокусированность таких продуктов на определённой потребительской аудитории позволяет банкирам укрепить конкурентные позиции, значительно снизить процент невозвратов и, как следствие, предложить более выгодные условия.

По потребностям

Появление на рынке потребительского кредитования целевых программ вполне закономерно, говорят эксперты. Сегменты ипотеки и автокредитования уже более или менее насыщены, и население всё чаще начинает интересоваться другими дорогостоящими услугами. Круг клиентов, для которых банки разрабатывают целевые кредиты, объединяет какая-то общая потребность: например, сделать ремонт в квартире, отправиться в путешествие, получить образование или устроить красивую свадьбу. Некоторые банки ограничиваются одним-двумя продуктами, другие предлагают сразу целый ряд возможностей, тем самым увеличивая потенциальный круг клиентов. Так, например, в Сбербанке России есть кредиты на ремонт и реконструкцию объектов недвижимости, на образование, развитие личного подсобного хозяйства и даже кредитная программа для людей пенсионного возраста (возвращать такой кредит можно до 75 лет). Южнороссийские банки не отстают от федеральных игроков.

«Необходимо отметить, что спрос как минимум остаётся достаточно стабильным, однако потребитель становится всё более и более требователен как к ценовой, так и к неценовой составляющей продукта, — говорит Алексей Козаченко. — В связи с этим крайне важно быстро реагировать на изменения спроса и оперативно разрабатывать соответствующие продукты, уделяя при этом большое внимание технологии и процедуре продажи, делая её максимально удобной для клиента».

Выделяя целевой кредит в отдельную программу, банк получает возможность адаптировать её под конкретного потребителя. Например, кредиты на ремонт в Сбербанке можно оформить на срок до 30 лет, а образовательные — на 11 лет. Сроки кредитов на отдых, напротив, небольшие: как правило, они составляют от шести месяцев до года. Таким образом, клиент успевает погасить долг перед следующими каникулами и снова взять отпускной заём.

Кредит на конкретные нужды — менее рискованный продукт, нежели нецелевой, подчёркивают эксперты. При обслуживании портфеля таких кредитов банки выигрывают на сокращении расходов. Уровень просрочки по ним ниже, чем по нецелевым потребительским кредитам. Причиной банкиры называют специфику этого продукта. Человек, который берёт кредит на неотложные нужды, не всегда осознаёт, на какие цели он его потратит, и поэтому не всегда рассчитывает свои возможности: справится ли он с долговой нагрузкой или нет? Если же клиент обращается в банк за целевым кредитом, он точно знает, зачем ему нужны деньги, и, соответственно, адекватно оценивает ситуацию и просчитывает, как он будет этот кредит погашать. Чтобы дополнительно снизить риски, банки сами отслеживают целевое использование кредита. Например, студенты после каждого семестра должны принести справку, что их ещё не отчислили, а те, кто берёт кредит на ремонт, подтверждают свои траты счетами, чеками, договорами с подрядчиками, актами приёма или сдачи работы. Как правило, заёмщик не получает денег наличными и не может использовать их по своему усмотрению, что сводит практически на нет возможность каких-либо махинаций, говорят представители банков.

Снижая риски, банки получают возможность предложить кредиты на более привлекательных для клиента условиях. В среднем по рынку целевые потребительские кредиты стоят 15–17% годовых. По некоторым кредитам ставка ниже. Например, кредит на ремонт жилья в Сбербанке России в зависимости от срока — 11–12,5% годовых; льготная ставка по образовательным кредитам BSGV для тех, кто обучается в вузах или бизнес-школах — партнёрах банка, составляет 11% годовых в любой валюте (стандартная ставка — 14% годовых в рублях, 13% в евро и 12% в долларах).

Эксперты называют целевые потребкредиты одним из самых перспективных продуктов розничного банковского рынка. Круг потребителей специализированных программ достаточно обширен, несмотря на их узкую направленность. Высокие темпы роста ипотечного кредитования тянут за собой и развитие спроса на ремонтные кредиты: это кредитование закупок стройматериалов, установки дверей и окон, ремонтных работ. Потенциально велик и спрос на займы для туристических поездок. По оценкам экспертов, сотрудничество с банками позволяет турфирмам оформлять в кредит до 40% всех проданных туров.

На сегодняшний день стратегии банков на данном рынке различны (см. график 1). В дальнейшем борьба за отдельные категории заёмщиков усилится, банки начнут активнее разрабатывать кредитные спецпрограммы для увеличения собственных продаж. В процессе обострения конкуренции кредитные организации будут вынуждены искать новые ниши.

Потенциальный минус

По объёмам потребительского кредитования Южный округ занимает пятое место среди федеральных округов (см. график 2). Темп прироста рынка потребительского кредитования в среднем по ЮФО равен 57,2% (см. таблицу 2). Темпы прироста по регионам находятся в коридоре 30,7–77,2%. При этом активнее растут регионы с развитой экономикой, хотя исходная база у них гораздо больше. Из северокавказских республик высокими темпами прироста объёмов потребительского кредитования может похвастать лишь Дагестан — здесь они составили 77,2%.

Эксперты прогнозируют дальнейший рост рынка банковского ритейла ЮФО на уровне от 10–15% в год («МДМ-банк») до 100% («Центр-инвест»). Разнятся и оценки ёмкости этого сектора — от 50 до 150 млрд рублей.

По оценкам представителей Северо-Кавказского банка Сбербанка России, потенциал обслуживаемых территорий — Ставропольский край, республики Северного Кавказа, Калмыкия — на конец 2008 года составит порядка 80 млрд рублей. На долю этого банка приходится свыше 46% от вложений всех коммерческих банков, работающих в регионе.

Несмотря на то, что в целом южнороссийский рынок банковского ритейла развивается в русле общероссийских тенденций, некоторые отличия всё же есть. Они практически незаметны в регионах с развитой экономикой — Краснодарском крае, Ростовской области, Волгоградской области. Здесь эксперты пока отмечают лишь недостаточное количество нишевых продуктов, направленных на удовлетворение нужд конкретной группы пользователей. Этот минус в ближайшее время будет ликвидирован благодаря агрессивной политике банков в благополучных регионах ЮФО.

Однако в республиках Северного Кавказа и в Калмыкии одним расширением продуктовой линейки не обойтись. В этих регионах местная специфика проявляется наиболее ярко и существенно тормозит развитие банковского сектора в целом и потребительского кредитования в частности.

«В первую очередь следует отметить низкую платёжеспособность жителей сельских районов, стагнацию в большинстве отраслей сельского хозяйства Ставропольского края и республик, — заявляет Евгений Титов. — Всё-таки 54 процента населения округа проживает в сельской местности. Очень высок уровень криминогенности в приграничных районах. Всё это не способствует повышению кредитной активности граждан».

По мнению Алексея Козаченко, основной тормоз на пути развития рынка — наличие в ЮФО ряда регионов, работа в которых сопряжена с высоким уровнем риска. В первую очередь речь идёт о республиках Северного Кавказа. Там действительно очень низкий уровень развития потребительского кредитования (см. таблицу 2). Обусловлен он и недостаточно высоким уровнем доходов населения, и низким уровнем развития банковского сектора в целом.

В этом регионе активную политику проводят только банки с госучастием — Сбербанк России, «Россельхозбанк». «Условия предоставления Сбербанком России кредитных услуг жителям территорий, обслуживаемых Северо-Кавказским банком, не отличаются от общероссийских, — говорит Евгений Титов. — Сегодня 94 процента дополнительных офисов банка предоставляют населению полный спектр кредитных услуг». И всё же усилиями одного Сбербанка эту нишу не закрыть. А коммерческие кредитные организации не спешат открывать свои филиалы на нестабильном Северном Кавказе. Как отмечал в конце прошлого года на совещании в Нальчике председатель Ассоциации Российских банков Гарегин Тосунян, деньги любят тишину: пока обстановка в республиках не стабилизируется, говорить о бурном развитии банковского сектора, в том числе и потребительского кредитования, здесь не приходится.

Потребительское кредитование в регионах ЮФО
Крупнейшие банки ЮФО по величине портфеля потребительских кредитов

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №17-18 (23) 1 сентября 2008
    Курортная инфраструктура
    Содержание:
    Наследие, которое мы теряем

    Без кардинальной реконструкции, или редевелопмента, санатории, пансионаты и дома отдыха советской волны рискуют стать неконкурентоспособными на бурно развивающемся туристическом рынке. Однако большинству их нынешних собственников эту задачу не решить без привлечения весомых сторонних инвестиций

    Реклама