Харизма паруса

Общество
Москва, 15.09.2008
«Эксперт Юг» №19 (25)
Интерес к парусному спорту среди бизнесменов сегодня, как никогда, на подъёме. Агро-индустриальная корпорация «Астон» поддерживает чемпионат России, а команда Valars Group представляет Россию на мировых соревнованиях по яхтингу

С парусным спортом России не вполне повезло, несмотря на обилие морей. Советский Союз придерживался прагматической стратегии развития этого спорта — поощрялись только олимпийские виды яхтинга, в которых использовались небольшие маломерные, в основном монотипные суда. Самым популярным и по сей день остаётся класс «Дракон». Гонок на больших килевых яхтах практически не проводилось — они считались атрибутом буржуазной роскоши. Но в постсоветское время российские спортсмены стали пытаться осваивать новый для них формат — новый и непривычный, поскольку требует специальных навыков управления яхтой и взаимодействия в команде.

О всплеске интереса к парусному спорту сегодня говорят все, кто имеет к нему отношение. Об этом можно судить по увеличению числа профессиональных выставок, регат, проводимых в России, по расширению их географии. Показательно, что один из финишей мировой кругосветной регаты Volvo Ocean Race, которая проходит в несколько этапов, в этом году состоится в Петербурге.

Можно сказать, что парусный спорт возрождают меценаты. Бизнесменов яхтинг привлекает и как составляющая корпоративной культуры, и, собственно, как спорт. Они пытаются вывести этот спорт на новый уровень — покупая яхты, которых раньше в России и не видели, создавая инфраструктуру, формируя команды, которые смогут побороться за победу в самых престижных мировых соревнованиях.

Яхтинг как досуг

Парусный спорт воспринимается российскими компаниями как один из лучших видов активного отдыха. Яхтинг идеально подходит для тимбилдинга, для программ лояльности клиентов, учитывая, что места для проведения регат выбираются среди самых живописных. Тысячи людей в мире ходят под парусом — это огромный рынок.

Вот, например, Первая российская бизнес-регата, которая прошла в июле на Сардинии. Было собрано 22 команды из почти 200 человек. Стать участником мероприятия мог любой представитель крупного и среднего бизнеса России. От членов команд не требовалось никакой морской подготовки. Наоборот, одной из главных целей организаторов было завлечь в парусный спорт людей, которые раньше имели о нём весьма поверхностное представление. На каждой лодке только один человек был профессиональным яхт­сменом — шкипер.

Вот парусная команда «Астон», участник чемпионата России. Все члены команды из восьми человек, за исключением одного — директора предприятий, входящих в агро-индустриальную корпорацию «Астон» (торговая марка «ЗАТЕЯ»). Её глава Вадим Викулов — рулевой. Корпорация стала официальным спонсором чемпионата России, что проходил во Владивостоке с 28 августа по 7 сентября.

«“Астон” начинал свою историю как морская компания, — говорит г-н Викулов. — Парусный спорт сплачивает команду, развивает волю к победе. Кроме того, у нас есть проект ростовского парусного клуба “Аврал”, в развитие которого мы сейчас вкладываем средства. Парусный спорт в России переходит на новый уровень развития. Раньше у нас гонялись на маломерных судах, а теперь люди все больше и больше смотрят на серьёзные, большие лодки».

  Фото: Яна Пасечная
Фото: Яна Пасечная

Парусный спорт, особенно когда речь заходит о больших лодках, довольно затратен. Средняя стоимость яхты, участвующей в чемпионате России, — миллион долларов. Однако, как отмечают эксперты, это спорт, который не вызывает неприятия даже у людей с низким достатком. Дороговизна яхт отступает перед харизмами спортсменов и красотой парусов.

Бизнесмены-спортсмены

Однако спортивные амбиции предпринимателей тоже довольно масштабны.

В 2002 году первая российская парусная команда из Таганрога на яхте Follow me стала участником международных регат. Собственником проекта и одним из членов команды выступил тогдашний гендиректор компании «Югтранзитсервис» Кирилл Подольский. Нужно заметить, что в международных регатах существует иерархия классов — в соответствии с принимаемыми параметрами лодок. В 2004 году в классе IRC Follow me в отдельных гонках регулярно занимала 1–2-е места. В 2006 году та же команда становится чемпионом мира уже в более престижном классе IMS на новой лодке Yugtranzit. Тогда таганрожцы стали открытием мирового яхтинга. Уже на следующий сезон команда, которая теперь называется Rus7 Sail Racing Team, переходит в ещё более агрессивный класс Transpac 52 на лодке Valars. В этом классе сегодня состязаются около двух десятков сильнейших мировых команд. Среди них команды короля Испании и короля Норвегии, представители крупнейших мировых компаний, что сильно повышает престижность класса. В 2006 году на этих гонках появляется и вторая российская команда — Rusal-Synergy (с августа 2008 года просто Synergy).

В этом году обе команды участвуют в престижной серии гонок Audi MedCup. Пока россияне приходят со второй половиной участников, прорывы в первую десятку единичны. Но не забудем, что команды осваивают мировой опыт яхтинга в сверхбыстром режиме.

«Гонка повторяет рисунок морского боя, — говорит директор команды Rus7 Сергей Коцюба. — Нужно ставить соперника в неудобные условия. Позиция относительно воды, ветра и соперника определяет успех или неудачу команды. Несмотря на то, что принципы просты, они конкретизируются в огромном количестве нюансов».

«Проблема в том, что практически все российские яхтсмены не имеют опыта работы в большой команде, — отмечает директор команды Synergy Олег Гаврилин. — Форматы, которые до недавнего времени поддерживались в России, требовали максимум пяти человек. А у нас на лодке их 14. И когда лодка делает какой-то манёвр, все должны действовать как единый механизм. При этом каждый, делая своё дело, не имеет права думать о том, сделает ли своё другой член команды — он должен быть абсолютно в этом уверен. То есть необходим внутренний таймер работы команды. В этом компоненте наши команды пока проигрывают, но всё меньше и меньше».

Как объясняет гендиректор Valars Group Кирилл Подольский, российские команды при этом пока только учатся понимать все тонкости в особенностях яхт. «Невозможно сделать универсальную яхту, которая будет одинаково эффективной при любом ветре, — поясняет г-н Подольский. — Можно сделать яхту, которая при ветре в 14 узлов будет летать, а при 20 — стоять на месте. А она в принципе должна ходить от 6 узлов до 30. У нас, например, такая конструктивная особенность лодки — при ветре выше 14 узлов она проигрывает другим в скорости». Яхта перестраивается в течение всей своей спортивной жизни. При этом любая мировая команда реализует идеи, которые изменяются с каждой новой яхтой, изготовляемой на мировых верфях. В этой сфере очень много значит опыт, наработанные ноу-хау.

Предел мечтаний

Как только яхтсмен начинает добиваться успеха, он принимается думать об участии в самых старых и престижных парусных соревнованиях.

  Фото: Яна Пасечная
Фото: Яна Пасечная

«Наша конечная цель — участие в Кубке Америки, поскольку в любом случае это главное событие в мировом парусном спорте, — говорит Кирилл Подольский. — Понятно, что на первом этапе невозможно замахиваться на призовые места, какой бы бюджет у команды ни был».

Впервые Кубок Америки начали разыгрывать ещё в середине XIX века — раз в четыре года. Последние соревнования прошли в 2007 году. Шаг, который нужно сделать желающим шагнуть из Transpac 52 в Кубок Америки, очень велик — бюджет команды нужно увеличить на порядок, уровень профессионализма — на сопоставимую величину. Если минимальный бюджет команды в Transpac 52 составляет 2–5 млн евро, то в Кубке Америки начинать нужно имея 40–60 млн евро на сезон.

«Я считаю, что на определённом этапе русская команда, имеющая неплохие шансы, на Кубке Америки появится, — рассуждает капитан и совладелец парусной команды “Синергия”, сенатор Валентин Завадников. — Бюджет, необходимый для участия, собрать, пожалуй, сложно, но не невозможно. Я знаю достаточно большое количество людей, так или иначе увлекающихся яхтингом. Дело в другом — в отсутствии российских яхтсменов, которые могли бы выступать там не как статисты. Кубок Америки требует команды приблизительно в 50 человек. Экипаж лодки — 17 человек, второй экипаж для спаррингов — ещё 17, плюс группа технической поддержки. Если сейчас всю Россию перетряхнуть, думаю, 50 яхтсменов наберётся, хотя и с трудом. Но эти люди ещё не будут командой. Сейчас думать о Кубке Америки для нас рановато. Нам нужно хотя бы несколько лет».

Сегодня регулярно возникают разговоры о создании синдиката спонсоров для участия в Кубке Америки. Так действуют мировые команды, которые работают как площадки для позиционирования транснациональных брендов. Российские команды пока ищут спонсоров, заинтересованных прежде всего участвовать в самих гонках. Так, в команде «Синергия» состоят в качестве совладельцев и членов команды главы компаний «Энергостройинвест-Холдинг», «Главинвестпроект», «Спецсетьстрой», «Морское речное пароходство» и др. Однако рассчитывать пока приходится в основном на собственно интерес инвесторов к элитному спорту и позиционирование на мировую аудиторию — в России же парусный спорт пока не занял достойного места в медиапространстве. «Последний Кубок Америки в Швейцарии только в прямом эфире показывали четыре канала, — приводит пример Кирилл Подольский. — И это при том что чемпионат Европы по футболу показывали всего два». Разный уровень интереса объясним: популярность парусному спорту на Западе обеспечивает средний класс, который в России пока только формируется. Тем не менее, говорят собеседники «Эксперта ЮГ», у России славные морские традиции, поэтому лидерские амбиции спортсменов унять будет трудно. Сейчас они быстро набирают форму, которая позволит занимать более высокие места.

«Конечно, результативность может повлиять на усиление интереса к этому спорту в России, но уже сейчас мы достойно боремся и не приходим на полчаса позже, — говорит Сергей Коцюба. — Мы ведь уже были чемпионами мира, а это немало».

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№19 (25) 15 сентября 2008
Инвестиии в туризм
Содержание:
Впечатляющий результат неоконченной работы

Анализ крупнейших инвестиционных проектов региона показывает, что в ближайшую пятилетку ЮФО имеет все шансы стать округом с самой быстрорастущей экономикой. Правда, золотой дождь инвестиций прежде всего выпадет на и без того благополучных территориях

Реклама