Не поверите. О необходимости журналистики

Повестка дня
Москва, 15.09.2008
«Эксперт Юг» №19 (25)

На прошлой неделе было объявлено о начале приёма журналистских работ для присуждения первой региональной премии в области печатного слова «Искра Юга». Объявили об этом, в частности, «МедиаСоюз» и медиахолдинг «Эксперт» в лице своего регионального подразделения «Эксперт ЮГ». До сих пор ежегодно вручалась только федеральная «Искра» — премия, организованная «Медиа­Союзом». «Искра Юга» — это пилотный проект, который, может быть, уже в следующем году начнёт реализовываться в других округах страны. Мы надеемся, что отныне окружная премия превратится в ежегодное отраслевое журналистское событие. Инициатором этого проекта был «Эксперт ЮГ» — и оказалось, что руководители «МедиаСоюза» давно обдумывали варианты более плотной работы с регионами.

Этой колонкой я, признаться, хотел бы убить двух зайцев — представить наш проект, который пока в представлении нуждается, а также пояснить, почему мы решили за это взяться. Ответ на второй вопрос имеет прямое отношение к развитию регионального бизнеса. Даже так скажу: это региональный бизнес нас подтолкнул к идее мероприятия, которое станет традиционным, и будет содействовать повышению профессионализма и усилению отраслевого сознания журналистов Юга.

Итак, мы объявили приём работ по 15 номинациям. Оценивать материалы предстоит региональному жюри, состоящему из первых лиц главных изданий и издательских домов региона, которые откликнулись на наше предложение и согласились взвалить на себя груз этой общественной работы. Приём работ будет осуществляться до конца ноября. Партнёрами отдельных — специализированных — номинаций в рамках премии стали «Южная генерирующая компания-ТГК-8» и «Вымпелком». Но главное, что в нашем случае имел место довольно обширный опыт общения с представителями бизнеса, который позволяет сделать вывод о том, что в регионе достаточно велик пласт компаний, испытывающих острую необходимость в развитии профессиональных региональных СМИ.

Нужно заметить, что сегодня в журналистских кругах бытует разное отношение к каким-либо попыткам консолидации усилий. Например, апеллировать друг к другу на местном рынке СМИ не принято. Журналист, как у нас считается, не может быть поставщиком новостей для другого журналиста, если, конечно, он не пал жертвой заказного убийства. По этой причине шевеления внутри журналистских кругов у кого-то могут вызвать презрительно-покровительственную ухмылку.

Вот только инициаторами таких шевелений необязательно становятся сами журналисты. Показательный пример: этим летом южное подразделение компании «ВымпелКом» инициировало создание регионального пресс-клуба. В этом клубе сейчас более 70 человек. На первый взгляд, с целями создания здесь всё понятно — многие компании хотели бы создать вокруг себя журналистские пулы. Но в данном случае, помимо традиционных целей, присутствуют и другие — в частности, повышение квалификации журналистов. Пресс-клуб за деньги компании привозит известных профессионалов журналистики, которые проводят мастер-классы или лекции для членов клуба, проводятся и творческие конкурсы. Это очень показательная ситуация. Спрашивается: зачем это вообще надо компании? Понятно, тем самым достигается лояльность журналистской братии. Но не только: у компании налицо стратегическая мысль о том, что вложения в повышение профессионализма журналистов ей выгодны.

Любая компания изначально имеет дело с чиновниками и с клиентами. Но, развиваясь, она сталкивается с необходимостью партнёрства в широком смысле — партнёрства с представителями бизнеса и общества. «Без потока информации, полученной путём экстенсивного поиска, и без стимулирования выработки суждений, базирующихся на экспертизе, которая не может быть дешёвой, общественные коммуникации утратят свою жизненную силу», — написал в этом году крупнейший немецкий философ Юрген Хабермас в статье «Как спасти независимую прессу?». Ключевое слово здесь «экспертиза» — она необходима прогрессивным компаниям в конечном счёте для того, чтобы повышать свою капитализацию.

Любой рефлексирующий журналист знает, что его мастерство условно состоит из двух составляющих. Во-первых, это зрение — умение видеть факты, видеть проблему, умение корректно её анализировать, адекватно оценивая её место в ряду других. Во-вторых, это техника — умение разговаривать с людьми, владение жанрами и риторическими приёмами. Первая составляющая в большей степени содержательна, вторая — в большей степени формальна. По идее, они должны друг другу помогать: у жанров тоже есть «глаза», из риторического хода может вырасти замысел целого. Но зачастую они оказываются напрочь оторваны друг от друга. Когда это происходит, журналистика начинает заниматься обслуживанием. Да, у журналиста есть зрение, он многое понимает, он, возможно, имеет достаточно последовательное мнение по ряду проблем. Но он всё это может выбросить за ненадобностью — все эти ресурсы практически не востребованы в обслуживающей журналистике. Иначе говоря, он как бы может выбросить всё, что, по большому счёту, делает его гражданином своей страны. В регионах проблема разрыва формы и содержания многократно острее, чем в Москве или Петербурге. Соответственно, гораздо сильнее обслуживающая составляющая журналистской деятельности.

Безусловно, во многом это проблема хозяйствования, в результате которого журналисты оказываются вовлечены в коммерческую деятельность. И тогда предметом продажи становится материал, а не лояльная изданию аудитория. А это значит, что лояльной аудитории у издания не появится никогда.

Журналистика — это общественная инфраструктура. В инфраструктуре действует правило: спрос следует за предложением. Мы, предлагая потенциальным партнёрам проект «Искра Юга», спрос увидели. Это спрос на зрячую журналистику, которая, только будучи зрячей, может качественно играть свою общественную роль. Региональная журналистика нуждается в том, чтобы её отраслевое сознание поддерживалось в тонусе. Поскольку только оно не даёт журналисту забыть о том, зачем он нужен этому миру. Поэтому мы выступили инициаторами организации региональной премии «Искра Юга». Это хорошая новость для всех, кому нужна профессиональная пресса. 

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№19 (25) 15 сентября 2008
Инвестиии в туризм
Содержание:
Впечатляющий результат неоконченной работы

Анализ крупнейших инвестиционных проектов региона показывает, что в ближайшую пятилетку ЮФО имеет все шансы стать округом с самой быстрорастущей экономикой. Правда, золотой дождь инвестиций прежде всего выпадет на и без того благополучных территориях

Реклама