Бесстрашный туризм

Русский бизнес
Москва, 15.09.2008
«Эксперт Юг» №19 (25)
Туристическая отрасль наиболее чутко реагирует на любое обострение политической ситуации и усиление напряжённости. Тем не менее, эксперты считают, что события в Южной Осетии не произвели и не произведут на неё разрушительного действия

Слухи о гибели нынешнего летнего сезона на сочинском побережье в связи с военными действиями в Южной Осетии и обострением ситуации в Абхазии оказались сильно преувеличенными. А вот абхазскую туристическую отрасль и впрямь может ожидать продолжительная кома. Вместе с ней не скоро оправятся от многомиллионных убытков и турагентства, которые занимались этим направлением. Такие выводы можно сделать из ответов, которые получил «Эксперт ЮГ» в ходе опроса участников туристического рынка.

Готовые к риску

Ни один из руководителей крупнейших тур­агентств в сегменте внутреннего туризма не подтвердил появившиеся в некоторых СМИ сообщения, что во время событий в Южной Осетии туристы толпами бежали с российского Черноморского побережья.

«Наши туристы не такие нервные, как европейские, — объясняет Сергей Ромашкин, генеральный директор туркомпании “Дельфин”. — Люди не хотят терять пару-тройку недель отпуска до следующего года и, в общем-то, готовы к некоторой степени риска — в разумных пределах. В этом смысле для турсезона хорошо, что события произошли в августе, когда люди уже распланировали свои отпуска и большую часть туров раскупили. Если бы нечто подобное случилось в июле или в начале сезона, последствия были бы разрушительные».

Андрей Уманский, директор туристической компании «РВБ Алеан», председатель Российской ассоциации туроператоров, добавляет: «Конечно, дело не столько в менталитете наших туристов, которых “ничем не испугаешь”, а в том, что Краснодарский край уверенно оценивается ими как безопасный. Были, конечно, некоторые опасения, что потоки сократятся, но существенных изменений никто не ждал и не прогнозировал».

Опрошенные региональные операторы говорят, что отказов на российском Черноморском побережье не было вовсе.

«Даже пять процентов отказов — это сильное преувеличение, — утверждает Анатолий Гусев, генеральный директор ООО “Бюро путешествий «Ориент»”. — Были незначительные аннуляции по Сочи, но большинство отказников нам удалось переориентировать на Анапу и Геленджик». Сергей Ромашкин утверждает, что аннуляции коснулись почти исключительно адлерского района и только в период с 8 до 20 августа.

Более чутко на военные события прореагировали, по словам туроператоров, Кавказские Минеральные Воды. «Продажи в этом направлении упали резко, количество аннуляций существенно», — говорит Анатолий Гусев. Сергей Ромашкин объясняет: «Во-первых, Минводы к Цхинвалу гораздо ближе, чем море. Во-вторых, отдыхающие здесь — это преимущественно люди зрелого возраста, в среднем — за сорок лет, не склонные к риску и авантюризму, планирующие отдых не спонтанно и не за три-четыре недели, как пляжники, а за три-четыре месяца до поездки. Но все аннуляции в целом — и по побережью, и по Кавминводам — составили десятые доли процента от проданных туров, и пока эта цифра не увеличивается. Это можно объяснить и тем, что конфликт в Южной Осетии очень быстро локализовался, во всяком случае, стрельба прекратилась, и поток аннуляций — тоже».

Основной удар пришёлся на Абхазию. Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Наталья Тюрина сообщает: «С началом военных действий бронирование в Абхазии остановилось полностью, и были аннулированы практически все заключённые договоры. Сегодня туроператоры, которые работали в этом направлении, несут многомиллионные потери».

Следует учесть, что в Абхазии работали преимущественно небольшие компании, часто регионального масштаба, вытесненные с более популярных курортов и направлений крупными федеральными игроками. Для некоторых из них потери, по мнению экспертов, могут оказаться совершенно невосполнимыми и даже привести к уходу с рынка. Андрей Серов, исполнительный директор компании «Рейна-Тур НТВ» (Ростов-на-Дону), настроен пессимистически: «Для нас это направление оказалось полностью провальным. Конечно, в этом году в Абхазию никто уже не поедет. Я не уверен, что к следующему сезону удастся восстановить спрос на Абхазию хотя бы в масштабах этого года и, скорее всего, и 2009 год будет провальным».

Пугающие цены

Эксперты отмечают, что подобные мрачные оценки не вполне корректны. Они могут быть связаны с неверным и слишком прямолинейным сравнением объёмов турпотоков с аналогичным периодом прошлого года. Наталья Тюрина объясняет: «Этот сезон с самого начала был неудачным, особенно на фоне чрезвычайно успешного прошлого. Многие туроператоры отмечали уменьшение продаж на сочинское побережье — иногда до 20 процентов. О падении спроса в среднем на 30 процентов говорили и операторы, работающие в абхазском направлении, причём вне зависимости от событий в Южной Осетии и задолго до них. Причина — повышение цен более чем на 20 процентов без какого-либо улучшения условий».

Сергей Ромашкин добавляет: «Абхазией мы не занимались не только потому, что этот регион недостаточно безопасен в глазах российских туристов. Нестабильны и непредсказуемы стандарты сервиса и комфорта мест размещения и отдыха в Абхазии. Представители же абхазской туристической отрасли так и не смогли нас убедить и дать нам достаточные гарантии хотя бы в том, что касалось сервиса».

Пересмотреть условия договоров с тур­агентствами, по мнению Анатолия Гусева, придётся и более благополучным территориям: «На следующий сезон квоты мы снижать не станем, просто не будем рассматривать жёсткие условия договора, когда все финансовые потери и риски непродаж ложатся на туроператора. Я думаю, что и отельеры тоже понимают, что роль политической составляющей не вполне однозначна, и пойдут на смягчение условий».

Чем дальше — тем страшнее

Прогнозы экспертов на следующий летний сезон осторожны. Они говорят о том, что всё будет зависеть от развития политических событий и степени напряжённости в зоне конфликта. «Если ситуация пойдёт по мирному пути, то за год всё может и забыться, — полагает Сергей Ромашкин. — И даже Абхазия может быстро восстановить большую часть потока, особенно в связи с признанием Россией её независимости. В любом случае я не думаю, что ей придётся ждать десять лет, как после первой войны».

Зато эксперты не опасаются за судьбу зимних курортов. Наталья Тюрина считает, что горнолыжный отдых сам по себе экстремален и предпочитающие его туристы менее подвержены панике. Андрей Серов склоняется к тому, что иссякнуть может только начавший формироваться поток иностранных туристов, так как они наиболее пугливы и осторожны и хуже всего представляют себе южнороссийские расстояния и разницу между разными республиками и территориями.

Ахмед Устаев, заместитель председателя правительства Чеченской Республики, рассказал о некоторых закономерностях восстановления туристического спроса. Во-первых, те, кто бывал на этих курортах не один раз, гораздо быстрее адаптируются и ориентируются в изменчивой ситуации. Таких не очень много, как правило, не больше тридцати процентов. Во-вторых, больше могут пострадать те туристские ресурсы и центры, которым есть альтернатива. Пример — Чёрное море и Турция. А вот Кавказские Минеральные Воды благодаря своим лечебно-санаторным ресурсам, горнолыжные курорты Домбай и Приэльбрусье благодаря своим ценам, пока не могут быть заменены в массовом сегменте ничем. И эти курорты, даже если и испытают в первое время снижение спроса из-за панических настроений, быстро, возможно, уже в течение текущего курортного сезона восстановятся после стабилизации или хотя бы просто разъяснения реального положения в этих регионах.

В-третьих, на курортах, имеющих альтернативу, работает другой принцип. Меньше всего отказников бывает среди внутрирегиональных туристов, в данном случае — туристов из ЮФО. Из них даже при не очень благоприятном развитии событий останется, по оценкам Ахмеда Устаева, не менее 85–90%. Это люди, которые лучше представляют себе территориальное расположение курортов и горячих точек. Они сами живут достаточно близко к последним, своими глазами видели прошлые региональные конфликты — те же чеченские, поэтому более адекватно оценивают ситуацию. Что касается туристов из отдалённых территорий, то тут потери могут составлять 30–35% от существовавшего потока. «Но, — предупреждает г-н Устаев, — в случае повторения даже в гораздо меньших масштабах каких-то конфликтных ситуаций, терактов может сработать так называемый эмерджентный эффект по накоплению и усилению опасливости. Тогда сроки восстановления потоков могут возрасти уже весьма существенно».

Кому не понятно — объясним

Эксперты уверены, что сейчас самое время активизировать информационно-рекламную работу в туристической отрасли и главную роль в этом процессе отводят региональным властям и участникам региональных рынков.

Сергей Ромашкин рассуждает об абхазском направлении: «Даже сегодня уже большинству понятно, что основные бои велись не на абхазской земле и в любом случае не на береговой линии или территории курортов. Кому не понятно — мы объясним. Но в этой ситуации местным властям нет никакого смысла сидеть сложа руки, а следует прилагать все усилия по созданию, укреплению и пропаганде имиджа безопасных для отдыха территорий. Однако здесь главное — не увлекаться демонстрацией. Если по побережью Абхазии от Адлера до Поти будут ездить люди на танках, по морю крейсировать военные катера, а в небе летать отнюдь не пассажирская авиация, то это будет только нервировать отдыхающих, и они выберут другие варианты».

Ахмед Устаев рассказывает, как правильно организовать информационно-рекламную работу: «Делать это нужно как можно быстрее, умно и толково, очень осторожно и правдиво, без ура-патриотических настроений. Предварительно надо внимательно отследить все те регионы за пределами ЮФО, откуда приезжают туристы — проанализировать их социальный и возрастной состав, мотивацию, уровень доходов и так далее. Учесть, что для жителей, скажем, Сибири и Урала, не говоря уже об иностранцах, все наши курорты находятся по соседству и вообще всё это одна и та же территория — Кавказ. Ориентировать рекламу и пропаганду следует на каждую конкретную группу и регион».

Андрей Уманский подчёркивает, что, к сожалению или к счастью, имидж северокавказских республик как региона неспокойного и небезопасного в глазах большинства туристов так и не был преодолён. Более того, для осторожных туристов даже чеченские события были только вчера. Но те, кто не боялся ехать сюда в предыдущие годы, несмотря на близость той же Чечни, будут продолжать ездить. И события в Южной Осетии на эти потоки существенно не повлияют. Зато они научат всех участников туристического рынка активнее заниматься продвижением и пропагандой южных курортов, более адекватно оценивать риски любого характера.

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№19 (25) 15 сентября 2008
Инвестиии в туризм
Содержание:
Впечатляющий результат неоконченной работы

Анализ крупнейших инвестиционных проектов региона показывает, что в ближайшую пятилетку ЮФО имеет все шансы стать округом с самой быстрорастущей экономикой. Правда, золотой дождь инвестиций прежде всего выпадет на и без того благополучных территориях

Реклама