Пир во время шторма

Тема недели
Москва, 29.09.2008
«Эксперт Юг» №20-21 (26)
Сочинский инвестфорум зафиксировал спад абсолютных показателей, некоторый рост качественных и обозначил глобальную проблему финансирования южных проектов, масштаб которых всё растёт. Нехватка длинных денег у банков угрожает заморозкой проектов, которые не пройдут через ставшее более мелким сито отсева

В финале форума вместо анонсированной большой пресс-конференции сопредседателей — а ими были министр экономического развития Эльвира Набиулина, министр регионального развития Дмитрий Козак и губернатор Краснодарского края Александр Ткачёв — имело место краткое общение с прессой после одной из конференций в Зимнем театре. О времени и месте события могли знать только оказавшиеся рядом журналисты. Итоговые слова Дмитрия Козака, сказанные во время этого общения, вполне обнажают всю неоднозначность результатов форума. Он заявил, что нынешний сочинский форум был лучше всех предыдущих. И огласил цифры — количество подписанных соглашений и общая сумма инвестиций, в этих соглашениях оговариваемая, по сравнению с прошлогодним мероприятием уменьшились. Формат пресс-конференции потребовал бы разъяснить это противоречие. Однако идеологи нынешнего форума хотели, чтобы сделанные выводы были приняты как данность.

Вечер накануне

На выставочных стендах ещё наводится последний лоск — где-то гудят пылесосом, где-то натирают стекло до блеска, где-то в десятый раз перекладывают буклеты, потому что на соседнем стенде они лежат правильней, а президент Дагестана Муху Алиев уже лично инспектирует экспозицию своей республики. Тут лоск уже наведён, тут всё — по местам, включая национальное достояние в виде бутылок с фирменным дагестанским коньяком. Муху Гимбатович надолго останавливается у каждого макета — вот аэропорт, вот проекты ГЭС на горных реках, а вот гордость выставки — завод по выпуску листового стекла. «Такого завода нет не только в ЮФО, но и в России, наверное!», — гордится президент Дагестана. У проекта, посвящённого развитию побережья Каспия, Муху Алиев останавливается особенно надолго. Давняя мечта — приспособить 530 км берега под туристическую зону. «Ничего не надо сносить, ничего не надо убирать! Хорошие пляжи, хорошее море, рядом — источники минеральной воды, есть железная дорога, аэропорт», — увлечённо объясняет президент, будто рядом уже стоит толпа потенциальных инвесторов.

«Прошлогодний сочинский форум сыграл для нас ключевую роль — в Дагестан пришли первые инвестиции, — рассказывает г-н Алиев журналистам. — И сегодня в республике уже строится крупнейший стекольный завод, а рядом будет ещё один. Сейчас у нас проектов в несколько раз больше, чем год назад — свыше 60 (на форуме “Кубань-2007” Дагестан представил 12 инвестпроектов. — “Эксперт ЮГ”) на общую сумму 160 миллиардов рублей. У нас несколько основных направлений, и к каждому рассчитываем привлечь внимание инвесторов». Надежды, к слову, вполне оправдались. Дагестан увёз с форума соглашения на сумму более чем в 40 млрд рублей — по проектам строительства ещё одного стеклозавода, реконструкции аэропорта и морского порта и даже по туристско-рекреационной зоне.

Впрочем, борьба за внимание инвестора на сочинском форуме — ничто по сравнению с борьбой за внимание Владимира Путина, как бы ни называлась его должность. Многие до сих пор оговариваются — президент, мол, на стенд приходил. Волгоградский губернатор Николай Максюта, например, успел рассказать премьер-министру Путину о горнообогатительном комбинате, который в Котельниковском районе области строит группа «Еврохим». Начали в прошлом году — тогда на форуме в Сочи подписали контракт на 50 млрд рублей. В этом году — ещё на 70 млрд. «Я рассказал премьер-министру о комбинате, о том, что уже сделано. Его очень заинтересовал этот проект, ведь мы планируем в 2014 году выйти на выпуск калийных удобрений около пяти миллионов тонн в год — такого в Европе нет!», — делится губернатор впечатлениями от общения с Путиным. А вот представителям «Еврохима» с ним пообщаться так и не удалось — пока глава области обсуждал с главой правительства перспективы участия государства в строительстве социальной инфраструктуры для нового комбината (предстоит построить жильё и соцобъекты на 36 тысяч человек), гендиректор «Еврохима» Дмитрий Стержнев скромно стоял рядом. В качестве компенсации Николай Максюта попытался подарить г-ну Стержневу кусок калийной соли, которую накануне Путин держал в руках, когда знакомился с образцом продукции.

Если год назад на чеченском выставочном стенде красовался лишь искусственный фонтан с плавающими в нём живыми орхидеями, то на этот раз всё было серьёзно. Макеты застройки центра Грозного — площади «Минутка» и набережной реки Сунжа внушают уважение — прежде всего, к масштабу замысла. «На “Минутке” планируется строительство гостиничного комплекса, 250 тысяч квадратных метров жилья с необходимой социальной инфраструктурой. Стоимость проекта — 25 миллиардов рублей. На набережной Сунжи — четыре 20-этажных дома, 24-этажный республиканский бизнес-центр и ещё одна гостиница. Общая стоимость — 4,5 миллиарда. Средства на инфраструктуру под эти проекты уже заложены в федеральном бюджете!», — докладывает замминистра экономического развития Чечни Бриллиант Осмаева. «Путин всё видел, обещал помочь. И по “Минутке”, и по другим проектам», — сияет Бриллиант Осмаева.

Поддержка Олимпиады в лице Сочи

В день открытия «Сочи-2008» на море был шторм. Усилия государства по психологической нейтрализации пришедшегося на дни форума финансового шторма были последовательными и, пожалуй, беспрецедентными. В частности, ещё никогда самый ожидаемый гость форума — премьер Владимир Путин — не приурочивал ко времени проведения этого мероприятия такое количество в Сочи же проводимых встреч. В частности, безусловно, явка иностранных делегаций на форум была во многом обеспечена тем, что накануне Путин провёл в городе встречу с иностранным бизнесом.

«Каждый год форум в Сочи имеет свою “изюминку”», — заявил, открывая пленарное заседание, Дмитрий Козак. Для министра регионального развития такой «изю­минкой» являются «Олимпиада и ход её подготовки». К подготовке, однако, нужно относить не только реализацию собственно олимпийского строительства, но и доведение среды до уровня, соответствующего международным представлениям о комфорте и безопасности. Это значит, что федеральная власть хорошо понимает: инвестиционная активность на Юге нуждается в дополнительной защите.

Между тем, сейчас едва ли не каждый день корпорация «Олимпстрой» объявляет открытый набор инвесторов по очередному лоту на строительство объектов олимпийской инфраструктуры. Например, последние предложения касаются строительства трёхзвёздочных гостиниц в Имеретинской низменности. Большинство лотов будут разыграны до конца года. Безусловно, для корпорации очень важна активность инвесторов в проводимых конкурсах. «Мы хотели бы привлечь к строительству крупные строительные компании, имеющие свои проектные институты, — заявил на пресс-конференции президент “Олимпстроя” Виктор Колодяжный. — Нам важно, чтобы при проектировании была проведена очень серьёзная работа, которая бы дала понимание того, как в дальнейшем — после Олимпиады — проекты трансформировать и продуктивно использовать». До конца года будет объявлен конкурс на строительство центрального олимпийского стадиона. По словам г-на Колодяжного, пока открыт вопрос, кто будет строить другой крупный проект — санно-бобслейную трассу. Инвестор, реализующий этот проект, как заявил глава «Олимпстроя», получит возможность заработать на коммерческой недвижимости, дополнительную землю под строительство которой госкорпорация готова выделить.

Сочинский форум был последним по времени мероприятием, на котором можно было достичь стратегических договорённостей, — ведь строительство всех объектов должно начаться в первом полугодии 2009 года. Усилия федеральных чиновников, не желающих признавать факт кризиса в экономике страны, таким образом, прежде всего имели целью не отпугнуть инвесторов от олимпийских конкурсов.

Кадры, песня и транспортное обеспечение

Пока Владимир Путин отдавал должное выставке инвестпроектов, в Зимнем театре как раз обсуждали перспективы зимней Олимпиады-2014. На экране мелькали жизнеутверждающие кадры — вот улыбчивый водитель асфальтового катка укатывает новую полосу объездной дороги, призванную избавить Сочи от автомобильных пробок. Вот члены российского правительства в компании других не менее официальных лиц режут ленточку на новой взлётной полосе в аэропорту Сочи. Вот Владимир Путин произносит историческую фразу о переносе олимпийских объектов с территории Кавказского заповедника в более подходящее место…

«Я открою вам секрет успеха любой Олимпиады!», — пообещал глава подразделения компании Volkswagen Кинг Пан, отвечавший за транспортное обеспечение Олимпийских игр в Пекине. И открыл: «Нужны яркая церемония открытия, хорошая запоминающаяся песня и хорошее транспортное обеспечение».

С первым и вторым в Сочи проблем не будет — можно даже не сомневаться. Напишут, споют, станцуют. А вот с транспортом беда — он не помещается на сочинских дорогах. Средняя скорость движения по Курортному проспекту (главная автомагистраль города) в часы пик составляет 5–8 км в час. По улице Авиационной — 10–12 км в час. Такие данные приводит на конференции, посвящённой инвестированию в олимпийские проекты, замминистра транспорта РФ Александр Мишарин. Чиновник комментирует красочные слайды, сменившие на экране водителя катка и Владимира Путина. На слайдах — проекты новых транспортных развязок, которые разгрузят существующие дороги до такой степени, что от Сочи до Красной Поляны даже по Курортному проспекту можно будет доехать за 40 минут. Сейчас этот путь, по данным г-на Мишарина, занимает полтора часа. После автодорог доходит очередь до новой железнодорожной ветки. «За полгода разработана схема организации движения, есть реально построенные графики движения поездов… Мы сегодня уже знаем, как будут выглядеть вокзалы на станциях Имеретинский курорт, Адлер, Сочи», — радостно признаётся г-н Мишарин. А вот как именно будут строить саму дорогу — он пока не знает. Есть несколько вариантов модели строительства. Один из них — двухпутная дорога, для которой надо вырыть шесть тоннелей общей протяжённостью около 10 км, ещё 12 км придётся на мосты и эстакады. Вариант дорогой и трудоёмкий, поэтому есть ещё несколько — в том числе проект однопутной дороги, строительство которой можно закончить на полгода раньше. «Решение будет принято в Минтрансе РФ в ближайшее время», — заверяет Александр Мишарин.

Потенциальные инвесторы, которым Дмитрий Козак в самом начале олимпийской конференции сказал «Добро пожаловать!», уходили из Зимнего театра — обдумывать услышанное, двигаясь по Курортному проспекту со скоростью 5 км в час.

Актуальный урок инвестирования

Ошибочно думать, что проблемы, которые сейчас переживает российская экономика, имеют отношение лишь к фондовому рынку и что реальная экономика почти нечувствительна к ним. Миф этот, к слову, развеял и форум. Статистика показывает, что экономика Юга показывает спад в реальном секторе. Так, индекс промышленного производства за первое полугодие 2008 года в ЮФО составляет 6,8% против 9,5% по результатам прошлого года. Округ, по данным Росстата, показал 6,4% прироста в жилищном строительстве — и это несравнимо с 22,6% прироста прошлогоднего. Правда, пока незначительно сократились инвестиции в основной капитал (динамика за январь–май по ЮФО — 18,9%), однако кажется, что годовой показатель будет заметно скромнее.

В прошлом году по итогам «Сочи 2007» было заключено 169 соглашений на общую сумму 560 млрд рублей. В рамках нынешнего форума подписано 112 соглашений на 504 млрд рублей. Если в прошлом году мероприятие посетили около 10 тысяч человек, то в этом — около 8,2 тысячи человек.

«Для меня главный сюжет форума — это пересмотр отношения к инвестированию, понимание того, что нельзя кредитовать всё подряд», — говорит председатель совета директоров банка «Центр-инвест» Василий Высоков.

«Действительно, проблемы с финансированием налицо, — заявляет Константин Кузин, председатель совета директоров группы компаний “Мегаполис”. — Я думаю, половина проектов, заявленных здесь, в ближайшее время даже не начнёт реализовываться. Но они в результате будут лучше отрабатываться, созревать — и качественно выиграют от этого».

«Банки сейчас продолжают кредитовать на пополнение оборотных средств, но проекты, которые представлены здесь, не реализуются за год-два, они требуют долгосрочного финансирования, — считает Дмитрий Курдюков, генеральный директор “УРАЛСИБ ЮГБАНК”. — Количество таких глобальных проектов увеличивается. Их нужно реализовывать поэтапно. Ничего страшного, если мы потеряем в количестве и выиграем в качестве».

Показательная сценка — диалог между губернатором Краснодарского края и инвестором — главой компании «Стройкласс», вкладывающей 4,9 млрд рублей в строительство жилого комплекса в Анапе.

Ткачёв: — Весь объём потянете?

Инвестор: — Конечно.

Ткачёв: — Банк выживет?

Инвестор: — Да.

Ткачёв: — Как называется?

Инвестор: — Дойчебанк.

Ткачёв: — Тогда конечно.

Во время краткого брифинга кубанский губернатор особо подчеркнул: «Финансовый кризис ни в коей мере не пошатнул доверия иностранного инвестора ни к форуму, ни к экономике нашей страны». Действительно, многих особо волновала реакция иностранцев, для которых оказались более важны фундаментальные показатели страны в целом. По словам председателя совета директоров «КМБ-Банка» и российской структуры банка «Интеза Санпаоло» Антонио Фаллико, сейчас для них не стоит вопрос, вкладывать ли в России — вопрос только куда именно. На форуме, по данным Дмитрия Козака, треть инвестиционных соглашений заключены с участием зарубежных компаний — это небывало высокий показатель иностранного участия.

Нужно набираться терпения

Если постараться указать направление, в котором движутся инвестпроекты, выставляемые на сочинском форуме, можно сказать, что они становятся всё более масштабными и долгоиграющими, требующими новых договорённостей и согласований на каждом новом этапе. Таковы проекты особых экономических зон (ОЭЗ) — к слову, южные мало изменились за год. Таковы проекты площадок, из года в год претендующих на звание промышленных или курортных зон и постепенно растущих. Таковы соглашения с банками, которые обычно лишь продлевают уже существующие партнёрские отношения — например, участие в региональной жилищной программе. Таковы крупные и сложные девелоперские проекты, а также соглашения с монополиями.

На выставочном стенде Ростовской области, стилизованном под Лукоморье, в аквариуме в образе русалки плавала девушка-синхронистка. Это был успех — мужчины-инвесторы, разговаривая друг с другом, невольно заглядывались на неё.

«Мы в рамках подготовки исходили из того, что продвижение инвестиционного потенциала — задача уникальная и, соответственно, стенд, который посвящён этой задаче, тоже должен быть уникальным», — поясняет министр экономики Ростовской области Владимир Бартеньев. Итог — подписанные соглашения на сумму около 22 млрд рублей. Областные чиновники уверены — могло быть и больше. Просто все проекты, достойные внимания инвестора, на стенде не поместились. «Мы могли бы удвоить площадь экспозиции. Но, как говорил известный полководец, побеждать надо не числом, а умением», — комментирует министр. Ростовская область просила 250 кв. м выставочной площади. Получила 143 метра, большую часть из которых занял проект туристско-рекреационной зоны «Приазовье», в которую теперь входит и ростовская часть игорной зоны «Азов-Сити». «Мы консультировались с экспертами и пришли к достаточно жёсткому выводу, что реализация отдельного проекта игорной зоны — это тупиковый вариант, и он никогда не будет реализован. Поэтому мы рассматриваем её не как самостоятельный проект, а как элемент туристско-рекреационной зоны. Так мы получим тот необходимый турпоток, который обеспечит нам экономическую эффективность», — говорит г-н Бартеньев.

Недостаточное количество выставочных площадей при серьёзном подорожании участия в форуме вызвало у многих неприятное удивление. Большинство старались его тщательно скрывать. «Самые большие проекты мы сделали в виде макетов, остальные — на фотопанелях, на дисках, в проспектах. Набирать площади — это очень дорого сегодня», — рассуждает экономный волгоградский губернатор Николай Максюта. Президенту Кабардино-Балкарии Арсену Канокову стоимость участия вовсе не кажется чрезмерной: «Если не можешь платить, нечего ездить! А что касается площади — да, мы могли представить не 10, а 50 проектов. Конечно, в перспективе нужно, чтобы каждый район, каждый муниципалитет был представлен. И мы в следующий раз тоже будем требовать, чтобы 12–13 районов отдельно представили свои инвестпроекты. Ведь общая площадь форума будет увеличиваться». С этим можно и поспорить — в нынешнем году площадь сократилась.

Не жалуется на недостаток места и Ставропольский край. У них пока и проектов немного — всего 12, да и расчёт они делали не на масштабность стенда. «Главный инвестиционный ресурс Ставропольского края — губернатор Гаевский, и этот ресурс сработал!», — признаётся недавно назначенный министр экономики края Константин Храмов. По его словам, интерес инвесторов к Ставрополью превзошёл ожидания. «В связи со сменой команды очень многие приходят, хотят представить свой бизнес. Все знают Гаевского как человека Козака, как грамотного, продвинутого, подкованного управленца, и сейчас проявляют заинтересованность», — говорит г-н Храмов.

У Краснодарского края с площадью всё было в порядке — основной стенд разместился на 3 тысячах кв. м. Многочисленные проекты новых микрорайонов, центра Краснодара, участков побережья выглядели вполне эффектно — профессиональность презентаций явно повысилась. По многим из них уже есть инвесторы, но проекты опять же — долгоиграющие.

Один из крупнейших проектов — «Александровский сад» — реализует ООО «Бизнес-город», входящее в группу компаний «РАМО».

«Наша цель — создать в черте Краснодара уникальный район, который позволял бы полноценно жить автономно от мира, — рассказывает Алексей Бузмаков, заместитель директора ООО “Бизнес-город”. — В план застройки включены две школы, пять детских садов, здесь предусмотрены фитнес-центр, коммерческий комплекс, несколько автоцентров, велосипедные дорожки. Группа “РАМО” при реализации проекта придерживается следующей тактики: застройку осуществляет ООО “Бизнес-город”, инвесторы привлекаются для создания объектов коммерческой недвижимости, социальные объекты мы тоже строим сами — их количество определяется нормами комплексной застройки. Здесь, на форуме, подписано соглашение между краем, городом и компанией. В соглашении есть пункт, который касается социальных объектов — город будет помогать нам их оборудовать. Наш проект от Краснодарского края стал участником программы “Жилище”. Это позволяет компенсировать из всех уровней бюджета проценты по кредитам, привлекаемым для строительства всех подводящих сетей».

Общая стоимость проекта около 22 млрд рублей. Можно быть уверенным в том, что он приедет на «Сочи-2009».

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №20-21 (26) 29 сентября 2008
    Инвестиционный форум
    Содержание:
    Пир во время шторма

    Сочинский инвестфорум зафиксировал спад абсолютных показателей, некоторый рост качественных и обозначил глобальную проблему финансирования южных проектов, масштаб которых всё растёт. Нехватка длинных денег у банков угрожает заморозкой проектов, которые не пройдут через ставшее более мелким сито отсева

    Реклама