Издержки игры на своей территории

Тема недели
Москва, 29.09.2008
«Эксперт Юг» №20-21 (26)
Краснодарский край на сочинском инвестфоруме традиционно доминирует над другими участниками. Это с каждым годом вносит всё больший диссонанс, что особенно заметно сейчас, когда мероприятие в Сочи пытаются поставить в один ряд с крупнейшими зарубежными форумами

Есть ощущение, что «Сочи-2008» — это на самом деле два форума: один глобальный международный, другой региональный. Аудитория у них, по идее, несколько разная. Надо что-то выбрать.

Цена амбиций

«Сочи-2008» сильно подорожал — это заметили многие участники. Как рассказала Галина Шипула, начальник отдела инвестиций, выставок и презентаций Торгово-промышленной палаты (ТПП) Краснодарского края, каждому из регионов был предоставлен лимит бесплатного участия — глава региона или его заместитель и два помощника. Цена участия для остальных представителей регионов и бизнеса — 100 тысяч рублей с человека. В стоимость регистрационного взноса входили индивидуальный бейдж, портфель участника, возможность участия в круглых столах и в приёмах, трансферы между аэропортом, вокзалом и зоной проведения форума, организация синхронного перевода. Регистрация началась ещё в декабре, в первые несколько месяцев была установлена дисконтная цена — 50 тысяч рублей, однако большинство участников регистрировались за несколько недель до начала форума. В ТПП отметили, что цена участия сформирована исключительно из расходов организаторов.

Стандартная стоимость необорудованного стенда — 13,4 тысячи рублей за квадратный метр. Это почти вдвое дороже, чем в прошлом году. Но особенно взлетели цены даже не на стоимость участия, а на сопутствующие сервисы. Размещением в гостиницах занимались пять аккредитованных туристических агентств.

Например, стандартный номер в «Маринс Парк Отеле» в дни форума стоил 25 тысяч рублей, номер статусом повыше — уже вдвое дороже. Представители одной из компаний рассказали, что аренда на три дня двух представительских и одной обычной легковой машины обошлась им в 300 тысяч рублей. Рекламная полоса в буклете стоила до 250 тысяч. Понятно, что самая статусная публика удорожания форума не заметила. Но отсечены оказались рядовые представители свечных заводиков, которые раньше приезжали, чтобы вручить свой буклет потенциальному клиенту. Однако круг этих самых «потенциальных клиентов» с форума никуда не делся.

В частности, несмотря на возросший статус мероприятия, была сохранена экспозиция районов Краснодарского края. Не избалованные вниманием первых лиц государства районные чиновники общались с каждым, кто имел бейджик участника, как с посетителем бутика. «Вас что-то интересует? Об этом проекте рассказывает только глава района — может, за ним послать?», — где ещё, как не на сочинском форуме можно получить настолько заманчивое предложение?

Масштаб проектов на районных стендах оказался на порядок ниже, чем в павильоне регионов. Общие тренды — потребность районов в инвестициях в локальное производство строительных материалов, в переработку отходов, молочное и консервное производство и развитие курортных посёлков на депрессивном Азовском побережье. «Мы планируем строительство завода по переработке рисовой лузги. Её утилизация — настоящая проблема для района. Инвестор есть, но ему не хватает несколько десятков миллионов рублей. Чтобы получить кредит, банкиры требуют в пять раз большую залоговую базу», — посетовали у стенда Красноармейского района. У инициаторов других проектов в районах схожие проблемы. Правда, нужно ли и можно ли их решать в рамках статусного глобального форума, осталось под вопросом.

Районная выставка больше походит на ярмарку инвестпроектов. Это полезный востребованный жанр. Но тот же присутствовавший на форуме глава «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов на эту ярмарку никогда не придёт. А обычному клиенту этой ярмарки вход на форум закрыла цена.

Игра на искажение

Стоит сравнить выставочные площади регионов: кубанские проекты были выставлены на общей площади 3 тысячи кв. м и 10 тысяч — с учётом районных стендов. Средняя площадь каждого из стендов других регионов — около 80–150 кв. м. Как рассказали «Эксперту ЮГ» в ТПП Краснодарского края, расположение и площади стендов «согласовывались организатором, администрацией Краснодарского края и администрациями регионов». «Нам подавали заявки, мы пытались выделить площади, соответствующие потребностям регионов», — пояснили в кубанской палате. Если об этих потребностях судить по площадям, то получается, что, например, Ставропольский край нуждается в инвестициях примерно в 25 раз меньше, чем соседняя Кубань. Остаётся догадываться о том, насколько сложной оказалась процедура согласования с организаторами форума. Ставка была довольно высокой: если повезёт, стенд с проектом, нуждающимся в федеральном софинансировании, окажется на пути делегации во главе с премьером Путиным. Очевидно, что все козыри в данной ситуации были на руках у организаторов.

Господство Краснодарского края, которое легко воспринималось участниками прошлых форумов, в этом году уже приводило к тому, что инвестиционная картина юга России могла восприниматься искажённо. Особенно заметно это стало во время круглого стола, посвящённого игорной зоне «Азов-Сити» — совместному проекту Краснодарского края и Ростовской области. Название мероприятия — «Создание игорной зоны “Азов-Сити”. Проблемы и практика» — сулило, что потенциальные резиденты зоны в первую очередь услышат ответ на ключевой вопрос: когда к границам «Азов-Сити» будет подведена инженерная инфраструктура. Обрисованный чиновниками масштаб проекта — строительство с нуля города с населением 100 тысяч человек — предполагал, что о «проблемах и практике» расскажут если не министры экономики двух участвующих в проекте регионов, то хотя бы их заместители. Заманчивое название мероприятия сработало: из реплик собравшихся в конференц-зале представителей игорных компаний можно было сделать вывод, что их интересует в первую очередь не то, кто будет спускать в казино «Азов-Сити» миллионы, а каким способом придётся спускать сточные воды во время строительных работ.

Однако участникам форума предложили нечто, по мнению чиновников, большее — заглянуть в будущее. В будущем, согласно уже разработанной по заказу краевой администрации планировке зоны, попасть в «Азов-Сити» можно будет по земле, воздуху и воде — железнодорожный вокзал станет одним из центральных объектов города, невдалеке будут взлетать самолёты бизнес-авиации, владельцы яхт смогут швартовать их у марины, где «возможно, будет построено подводное казино». «Мы считаем, что “Азов-Сити” должен стать площадкой для самых новых технологических решений, иначе и быть не может», — подчеркнул выступавший главным докладчиком руководитель департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края Юрий Рысин. В городе, нарисованном архитектором, по широким проспектам прогуливались семейные пары, в аквапарках резвились дети, а по ночам туристы зачарованно смотрели на искусно подсвеченные высотки.

Возвращение в настоящее было мучительным. Казалось, игорные операторы и девелоперы это понимали, поэтому ограничились двумя вопросами — о планах РЖД по строительству железнодорожной ветки к «Азов-Сити» и о сроках подведения электроэнергии к строительным площадкам. «В ближайшие два-три года не стоит ожидать появления железной дороги, но соседняя станция готова принимать строительные материалы», — пояснил г-н Рысин. Строителям он рекомендовал подумать об альтернативных источниках энергии — например, дизель-генераторах.

Ростовской части «Азов-Сити» на демонстрационных слайдах не существовало — на этой территории, если судить по представленным картам, в будущем по-прежнему только поля подсолнечника да грунтовые дороги. «Один из возможных рисков проекта — задержка строительства объектов в донской части зоны», «Ростовской области удалось быстро и дёшево продать свои участки», — примерно так звучали фразы, которые давали понять, что между регионами-участниками сложились напряжённые отношения.

 Прошедший форум показал, что игра на своём поле даёт Краснодарскому краю дополнительные возможности для демонстрации собственного потенциала. Однако для того, чтобы поддержать статус сочинского форума, кубанские власти должны быть максимально дипломатичны. «Наша главная задача — чтобы вся страна участвовала в работе форума и делала свои инвестиционные предложения», — заявил на брифинге губернатор Александр Ткачёв. Это действительно важно — только обращение к общероссийским проблемам может сделать форум по-настоящему глобальным событием. Задвигать на второй план другие регионы, в особенности соседей-конкурентов — значит никогда не избавиться от привкуса местечковости.

«Формат форума должен позволять приехать за небольшие деньги»

Александр Починок, представитель администрации Краснодарского края в Совете Федерации РФ:

— Сочинский форум был традиционно хорошим. Мы видим, как у каждого участника исторически росла и развивалась экспозиция. Если в прошлом году проект реконструкции центра Краснодара был в виде эскизов, то сегодня он выполнен с точностью до дома и выглядит очень сильно. Появились в другом, более интересном ключе Новороссийск, Анапа. Гораздо лучше выглядят муниципальные образования.  Раньше они просто говорили: «Вот проект — я хочу построить здесь дом, а здесь завод». Сегодня они уже рассуждают, пользуясь критериями экономической эффективности. Стало ясно, что нужно строить специальный комплекс для форума — и он будет построен. Потому что формат форума должен позволять приехать сюда даже за небольшие деньги. Форуму не следует быть дорогим, а сейчас цена растёт потому, что нет соответствующего места. Дефицит всегда порождает рост цен. Сегодня форум занимает гигантскую территорию, но даже на ней тесно, всё — битком. Вот цены и поднимаются. Значит, нужны десятки тысяч метров площадей, десятки залов для конференций и круглых столов, нужны тысячи и тысячи мест в гостиницах и так далее.

Алёна Седлак

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №20-21 (26) 29 сентября 2008
    Инвестиционный форум
    Содержание:
    Пир во время шторма

    Сочинский инвестфорум зафиксировал спад абсолютных показателей, некоторый рост качественных и обозначил глобальную проблему финансирования южных проектов, масштаб которых всё растёт. Нехватка длинных денег у банков угрожает заморозкой проектов, которые не пройдут через ставшее более мелким сито отсева

    Реклама