Сочувствие киоскам и ларькам

P.S.
Москва, 29.09.2008
«Эксперт Юг» №20-21 (26)

В июле в Ростове-на-Дону началась компания по сносу остановочных комплексов с торговыми киосками и павильонами. Пока их сносят только на центральных улицах, но в перспективе они будут уничтожены во всем городе. Намерения администрации, как всегда, самые благие — облагораживание облика города. Ещё один мотив — эти ларьки часто не соответствуют современным санитарным нормам. Это серьёзный аргумент и, конечно, решить эту проблему проще всего не проверками и требованиями привести ларьки в соответствие этим самым нормам, а уничтожением самой проблемы вместе с её источником. Самое интересное то, что все эти ларьки некогда — лет 10 назад — были изготовлены и установлены на остановках серийно по типовому проекту той же администрации.

Третий — «железный» — аргумент властей: покупатели сами выбирают организованные современные форматы торговли. Чиновники приводят убедительную статистику, свидетельствующую о росте доли торговых сетей в совокупном товарообороте города и области. Но есть и другие факты, причём совершенно очевидные.

Каждый день, идя на работу или выходя на обед, я видела у ближайшего хлебного ларька и соседнего с ним табачно-пиво-водного киоска весьма впечатляющие очереди. Теперь, естественно, все эти покупатели «выберут» расположенный недалеко «Перекрёсток», но только потому, что выбора им не оставили. Тем более что и сам супермаркет успел-таки за три года своей успешной деятельности убить в квартале-двух вокруг себя почти все маленькие магазинчики. Вот и ругаются мои соседи, что за сахаром, солью, спичками, сигаретами и хлебом им теперь приходится тащиться несколько кварталов, ибо в ближайшем «Перекрёстке», ставшем пару месяцев назад элитным «Зелёным Перекрёстком», обычного сахара, к примеру, нет вовсе, на вопрос о дешёвом пиве продавцы удивлённо поднимают брови, а спички здесь отродясь не водились. Только ларьки-то и оставались единственной альтернативой, так как занимали они в среднем по 4–6 кв. м, поэтому арендная плата у них была необременительная, а их отличное расположение в самых людных местах и чёткая ориентация на быстрореализуемые товары повседневного спроса позволяли делать приличные и быстрые обороты без создания товарных запасов.

Ростов-на-Дону, конечно, не оригинален в методах борьбы с «неорганизованной» или плохо организованной, с точки зрения властей, малой торговлей. Подобные кампании пережили Москва, Петербург, Нижний Новгород, Краснодар. О самой впечатляющей из них — в Петербурге — мне рассказал руководитель одного из ростовских объединений малых предпринимателей. Лет пять назад там по муниципальному плану срезали все остановочные комплексы. Тогда Питер почти полностью потерял малый ритейл. Мой собеседник и его коллеги из Питера, рассказывая эту историю, предупреждали, что таким образом город может получить социальную бомбу замедленного действия. Малый бизнес, как правило, бизнес семейный, а в случае краха средств к существованию лишается вся семья. Удивительна в питерской истории развязка: через год-полтора по договорённости администрации с одной из питерских сетей остановочные комплексы опять появились: новые, красивые, соответствующие всем санитарным нормам. Но собственником их стала уже сеть… В итоге потребитель выиграл однозначно, бюджет свои дела поправил. Никаких социальных взрывов не воспоследовало.

Конечно, спору нет: киоски и ларьки, обросшие со временем выносными прилавками и холодильниками, разномастными сварными решётками, заклеенные самовольными плакатами и объявлениями, улицы города и впрямь не украшают. Но можно взглянуть на это и с другой стороны.

По данным Ростовстата, в городе около двух тысяч палаток и киосков и более тысячи павильонов. Примерно треть из них встроена в остановочные комплексы или расположена в непосредственной близости от них. В точках, работающих с утра до вечера, как правило, трудятся посменно два реализатора, нередко один из них — сам владелец бизнеса. В круглосуточных тоже посменно работают трое. Нетрудно подсчитать, сколько рабочих мест исчезнет с рынка труда после ликвидации остановочных комплексов — ни много ни мало от двух до трёх тысяч. Но и это ещё не всё.

В хлебном ларьке, который ещё до конца августа располагался в нескольких шагах от моего дома, я, разговорившись с продавцом и одновременно совладелицей бизнеса, с удивлением узнала, что она получает товар от семи небольших кондитерских и пекарен, не считая хлебозаводов и крупных кондитерских фабрик и цехов. Пока её малые поставщики ещё имеют возможность продавать свою выпечку в оставшиеся ларьки, для них потеря даже одной точки сбыта весьма ощутима. В среднем одна малая пекарня или кондитерский цех работает с семью-десятью точками. Куда после сноса ларьков денутся владельцы и работники этих малых предприятий — вопрос, повисающий в воздухе.

Конечно, работники и владельцы киосков были предупреждены за несколько месяцев о ликвидации их мест торговли, они предупредили об этом своих поставщиков и постоянных покупателей, однако сами на вопрос «и куда же вы теперь?» грустно пожимают плечами. Очевидно, большинство из них просто свернут свой бизнес.

В принципе, окончательно им никто дорогу не закрывает. Но обсуждаемый с марта этого года в Минэкономразвития РФ законопроект «Об основах регулирования торговой деятельности», который, скорее всего, будет принят уже до конца этого года, серьёзно усложнит жизнь операторам лотков и киосков. Согласно этому документу, для открытия торговой точки придётся утверждать в территориальных надзорных органах схему расположения объекта, получать специальное разрешение. Само право на размещение киоска нужно будет покупать на открытом муниципальном аукционе. Стартовую цену станут устанавливать, исходя из стоимости площади под размещение киоска или лотка на весь срок его работы — от года до пяти лет. Для участия в аукционе необходим задаток — 20% начальной цены. Право на открытие объекта получает участник, предложивший наибольшую сумму.

В общем, те ещё условия для частного предпринимателя, который владеет не сетью, а одним-двумя ларьками. Так что совершенно понятно, что места, «очищенные» от нынешних ларьков, займут, скорее всего, уже игроки посолиднее — а то и какая-либо сеть, как это произошло в том же Петербурге — а в городе исчезнет целый класс малых предпринимателей.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №20-21 (26) 29 сентября 2008
    Инвестиционный форум
    Содержание:
    Пир во время шторма

    Сочинский инвестфорум зафиксировал спад абсолютных показателей, некоторый рост качественных и обозначил глобальную проблему финансирования южных проектов, масштаб которых всё растёт. Нехватка длинных денег у банков угрожает заморозкой проектов, которые не пройдут через ставшее более мелким сито отсева

    Реклама