Мыслить нишами

Тема недели
Москва, 06.10.2008
«Эксперт Юг» №22 (28)

Понятно, чем российский рынок привлекает иностранцев — высокой динамикой роста. Чем в таком случае интересны развитые и насыщенные рынки для российских компаний? Ответ напрашивается сам собой: если не количественными, то качественными перспективами. В частности, качеством спроса — этот спрос чаще всего сформирован, чётко сегментирован и открыт для узких нишевых продуктов. Ниш теоретически очень много — это многообразие базируется на отработанных стандартах массового — базового — сегмента. На целом ряде российских рынков основная борьба разворачивается в сфере освоения базовых продуктов, за которые даже теоретически не могут конкурировать небольшие компании. Их время наступит потом, когда на рынках появятся условия для формирования узких ниш. А на зарубежных рынках таких ниш, повторимся, уже предостаточно. Поэтому небольшая компания, владеющая узкоспециализированным продуктом, как ни странно, больше шансов может иметь не на пустых рынках родины, а на высококонкурентных рынках Европы. По идее, именно понимание зарубежья как рынка для специализированных продуктов позволяет компаниям использовать экспорт в качестве полноценного инструмента развития.

Сегодня на Юге, к слову, уже хватает отдельных производителей, точно нашедших свою нишу на внешнем рынке. Так, таганрогская компания «Программные технологии» разрабатывает специализированный софт — программные приложения к электронным географическим картам. Только вот беда — внутри России их продукция не востребована. Другой пример — ставропольская компания «Монокристалл», которая экспортирует 90% своей продукции — сапфировых подложек, используемых в электронике (см. «Сапфиры в чистом поле»). Третий пример — самолёты-амфибии таганрогского предприятия ТАНТК им. Бериева (см. «Над поверхностью воды»).

С необходимостью находить ниши связаны и попытки крупных производителей выходить на развитые рынки. Например, председатель наблюдательного совета АПГ «Юг Руси» Сергей Кислов рассказывал о том, что масло «Золотая семечка» в супермаркетах Германии и Франции продаётся в отделах экологически чистой продукции. Это весьма показательная ситуация — продукт, который в России вошёл в число базовых, в Европе должен заново найти свою нишу. И эта ниша в результате оказывается значительно более узкой, чем на родине. «Юг Руси» эти правила принял — и засеял при пристальном внимании европейцев специальные поля экологически чистого подсолнечника, масло из которого должно будет заполнять нащупанную нишу.

Для того чтобы экспорт юга России стал более наукоёмким и приблизился к тем стратегическим показателям доли наукоёмкой продукции в экспорте, которые обозначило правительство страны, нишевой подход надо тиражировать. Это предполагает прежде всего активную работу в сфере позиционирования товаров. Конечно, при условии, что товар изначально соответствует международным стандартам качества.

При этом нишевая стратегия должна реализовываться как на уровне отдельных компаний, так и на уровне региона, которому необходимо формировать свою специализацию в международной торговле. В общих чертах эта специализация сегодня уже обозначилась, но она нуждается в совершенствовании. Есть известный пример развития итальянского экспорта — сначала была кафельная плитка, потом станки для её производства, а затем экспорт услуг по дизайну и обслуживанию оборудования. До выпуска кафельной плитки можно поставить сырьё для её производства. Юг России сегодня в целом находится на уровне сырья — металлургического (шире — строительного), продовольственного, химического, лесного. Очевидно, что на Юге огромная база для экспорта продовольственных товаров и продуктов переработки сельхозпродукции (семена, продукты глубокой переработки зерна и т. д.). Но у нас есть потенциал и более высокого уровня. Скажем, компания «Молодец» разработала уникальное оборудование для производства диетических хлебцев, которые не только продаются внутри России, но и экспортируются в страны ближнего и дальнего зарубежья (см. «Хлебцы с привкусом фанатизма»). Оборудование это хозяева компании пока не показывают никому. Возможно, именно оно будет продаваться на следующем этапе.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №22 (28) 6 октября 2008
    Экспорт в ЮФО
    Содержание:
    Упрощённый экспорт

    Наращивая объёмы экспорта, ЮФО фокусируется на сырье и товарах с низким уровнем добавленной стоимости, выполняя функции поставщика сырья для развитых стран. Конечно, на этом фронте многое отвоёвано лишь недавно, но уже завтра нынешняя структура экспорта будет свидетельствовать об отсталости экономики Юга

    Реклама