Вторая смена на подходе

Южнороссийский средний бизнес в последние годы изрядно прорежен холдингами, проводящими скупку перспективных предприятий. Но в ближайшее время он снова заметно пополнится выходцами из бизнеса малого

Компании среднего бизнеса в развитых странах не случайно считаются чрезвычайно значимым источником развития экономики. Они мобильнее крупных и в то же время достаточно велики, чтобы оказывать влияние на рынок, более устойчивы к экономическим потрясениям, нежели малые предприятия. В России до последнего времени не существовало даже чёткого определения среднего бизнеса. Все догадывались только, что где-то между малым и крупным бизнесом существует средний, но контуры его виделись весьма смутно.

Осенью 2007 года был принят Федеральный закон «О поддержке малого и среднего бизнеса», который определил один критерий для причисления предприятия к среднему бизнесу — количество работников. В этом же законе есть ссылка на второй показатель — годовой объём выручки. Его определение было дано в постановлении правительства от 22 июля 2008 года. Средним бизнесом стали считать предприятия с численностью работников от 100 до 250 человек и выручкой от 400 млн до 1 млрд рублей в год. Так впервые появилась возможность оценить вклад среднего бизнеса в экономику региона, составить порт­рет типичного среднего предприятия юга России, наконец, просто понять, что представляет собой южнороссийский средний бизнес.

Как мы считали

Считалось, что большинство региональных компаний — средние. Теперь они попали в разряд крупных — и лишились возможности пользоваться рядом привилегий, на которые по закону может рассчитывать средний бизнес

За основу расчётов была взята база Росстата, состоящая из 939 предприятий, зарегистрированных в ЮФО, с целым рядом показателей деятельности за 1999–2006 годы. Из общего списка мы удалили те предприятия, которые не попадают в число средних по объёму выручки, исключили компании нерыночного типа (МУПы и ГУПы), а также предприятия оборонно-промышленного комплекса.

В результате осталось 469 предприятий, показатели деятельности которых соответствуют определению среднего бизнеса. Доля выручки этих компаний в совокупной выручке всех предприятий округа составила 14%. В развитых странах доля среднего бизнеса находится на более высоком уровне. В Италии, например, средние компании создают 21% совокупной выручки всех фирм страны, в Швеции доля выручки средних компаний составляет 39%. Долю среднего бизнеса в целом по России подсчитал нынешней весной журнал «Эксперт», но в то время ещё не были определены параметры выручки для средних предприятий, так что журналу пришлось выработать свои, значительно отличающиеся от наших и не позволяющие сравнивать полученные результаты с нынешним исследованием.

На следующем этапе отбора из базы были удалены компании, входящие в холдинговые структуры. В результате доля оставшихся представителей южнороссийского среднего бизнеса в совокупной выручке предприятий округа составила около 7%. Формально компании, входящие в холдинги, в категорию среднего бизнеса попадают, и статистика их таковыми считает. Тем не менее, мы исключили их из дальнейшего этапа исследования, поскольку, например, «дочка» «Газпрома» или «Роснефти» изначально находится в более выигрышных условиях, чем типичное среднее предприятие. К тому же нарезка холдинга на несколько «середнячков» позволяет минимизировать налоговое бремя, чем пользуются и акулы бизнеса регионального масштаба. Понятно, что в данном случае речь о среднем бизнесе в его классическом понимании не идёт.

После удаления холдинговых структур осталось 230 средних предприятий. Справедливости ради стоит отметить, что в исследование не попал целый пласт строительных предприятий, обувных производств, которые по своим показателям могут считаться средними. Объяснений этому два. Первое — сведения об их выручке отсутствуют у органов статистики; «серость» многих предприятий этих отраслей приводит к тому, что такие данные попросту замалчиваются. Вторая причина — компании этих отраслей могут быть разделены на несколько ООО или ИП, объём выручки каждого из которых не превышает установленной законодателем планки. Такая политика вполне объяснима — она позволяет минимизировать налогообложение.

Распределение среднего бизнеса по регионам ЮФО неоднородно. Основная масса сконцентрирована в Краснодарском крае и Ростовской области. Следом идут Ставрополье и Волгоградская область. Астраханская область на их фоне выглядит бледно, а в республиках среднего бизнеса практически нет (см. график 1). Такое распределение соответствует уровню социально-экономического развития территорий.

Закон урезал пласт «середнячков»

Принципы разграничения среднего и крупного бизнеса всегда были темой дискуссионной. Постановление правительства, установившее нормы оборота для средних и малых предприятий, формально положило спорам конец, но явно сузило представление о российском среднем бизнесе.

В уже упомянутом весеннем исследовании российского среднего бизнеса журнал «Эксперт» для отбора средних предприятий из общей базы Росстата применил ранг-размер анализ. В результате была отобрана группа внутренне однородных компаний. Верхний предел выручки получился у них в размере 9,5 млрд рублей. Исходя из этой суммы, делались и выводы о роли среднего бизнеса в российской экономике. Установив планку в 1 млрд рублей, правительство вывело за пределы средних целый ряд предприятий.

К примеру, количество региональных предприятий, объём выручки которых в 2007 году превышал 1 млрд рублей, составляет около 450 (без унитарных). А средних по 2006 году — 230. Традиционно считалось, что подавляющее большинство региональных компаний — средние. Теперь они попали в разряд крупных — и тем самым автоматически лишились возможности пользоваться рядом привилегий, на которые по закону может рассчитывать средний бизнес.

Определённые российским законодательством рамки среднего бизнеса не дифференцированы по отраслям, а потому весьма условны. Исследовательская компания с оборотом в 300–500 млн руб­лей будет одной из крупнейших в стране, в то время как торговая сеть с таким же оборотом — игрок, практически не имеющий веса на рынке. Огромную роль играет и региональная специфика. То, что для Уральского федерального округа будет средним предприятием, в ЮФО вполне может считаться крупным. Так что нынешнее разграничение крупного и среднего бизнеса — законодательно утверждённый и достаточно искусственный компромисс.

Убывшие в холдинги

Средний прирост выручки с 2002 по 2006 годы у исследуемых 230 компаний составил 39%. В основном этот рост обеспечили 47 предприятий, вошедших в список южных «газелей»

Помимо издержек недифференцированного подхода, южнороссийский средний бизнес был в последние годы изрядно выполот холдингами. Скупались элеваторы, маслоэкстракционные заводы, молкомбинаты — те предприятия, которые могли бы составить основу среднего бизнеса ЮФО.

При этом любопытные результаты даёт анализ отобранных 230 компаний по уровню выручки. В частности, только 131 компания в 2006 году перешагнула планку в 400 млн рублей выручки, разграничивающую средний и малый бизнес. В диапазоне от 800 млн до 1 млрд — то есть на пороге превращения в крупный бизнес — находятся 39 компаний. А предприятий, объём выручки которых составляет от 600 до 800 млн рублей — тех, кто перешли в категорию средних не вчера и дорастут до крупных не завтра — всего 60 (см. график 2).

Такое соотношение предприятий по выручке свидетельствует о том, что средний бизнес на юге России пока что находится на стадии формирования. И это не случайно. После массового выкупа предприятий АПК и пищепрома холдинговыми структурами в нём образовалась брешь, которая только начинает заполняться подрастающими компаниями.

Отраслевой портрет

Образец типичного южнороссийского среднего бизнеса — торговая фирма, которая только в 2006–2007 году перешагнула границу в 400 млн рублей выручки, определённую законом для малых предприятий. Число средних предприятий в таких базовых для региона отраслях, как АПК и пищепром, сравнительно невелико (28 компаний из 230).

В отраслевой структуре среднего бизнеса ЮФО, исходя из анализа 230 отобранных компаний, прослеживается сервисный характер деятельности: 58% составляют предприятия оптовой и розничной торговли. Их совокупная доля в выручке — 56,7%. Вместе с риэлторскими агентствами и прочими фирмами, предоставляющими услуги населению, эта доля увеличивается до 64%. Среди остальных предприятий значимую группу составляют представители пищепрома — 12% от общего числа, доля в выручке — 12,1%. На долю предприятий АПК приходится только 4% от общего количества и 3,3% от выручки среднего бизнеса (см. график 3).

Ничего удивительного в таком отраслевом распределении нет. И в целом по России доля торговли в среднем бизнесе составляет почти 60%. В развитых странах этот сегмент тоже сконцентрирован в торговле. В Японии, например, 64% оптовой и 78% розничной торговли приходится как раз на предприятия малого и среднего бизнеса. Только разрыв между числом торговых и производственных компаний там не столь велик.

В целом в российской промышленности есть отрасли, где средние предприятия — главный производитель. Это пищевая, лёгкая, мебельная промышленность — средний бизнес, согласно данным «Эксперта», в целом по этим отраслям занимает 80%. В строительстве его доля составляет 77%, машиностроении — 61%, в химической отрасли и производстве неметаллических материалов — 82%, в науке и образовании — 73% и в сельском хозяйстве — почти 100%. В ЮФО «химики» и сельхозпроизводители в большинстве своём входят в холдинговые структуры. Успешные машиностроители из среднего бизнеса на Юге выросли, а неконкурентоспособные прекратили своё существование. Инновационные предприятия в округе можно пересчитать по пальцам, к тому же большинство из них по числу работников относятся к малому бизнесу. В России, например, по данным Межведомственного аналитического центра, 45% компаний финансирует НИОКР и у 10% этот вид расходов составляет не менее 5% от выручки. На юге России у абсолютного большинства средних предприятий вообще отсутствуют расходы на этот вид деятельности: 229 из 230 компаний вовсе не финансируют научные исследования.

Бизнес-черты средних

Больше сотни компаний Юга не сегодня-завтра пересекут границу между малым и средним бизнесом

Среднегодовой прирост выручки с 2002 по 2006 годы у исследуемых 230 компаний составил 39%. В основном этот рост обеспечили 47 динамично развивающихся компаний, составляющих так называемое «здоровое ядро» южнороссийского среднего бизнеса. Речь о них пойдёт чуть позже. 63 компании в течение последних четырёх лет выручку не наращивали вообще, а четыре сократили объёмы.

Показатели прибыльности тоже неоднозначны. У 32 из 230 предприятий в 2006 году зафиксированы убытки, 37 сработали с нулевой прибылью, ещё 70 показали прибыль на уровне 1–10 млн рублей, что для компании с оборотом в сотни миллионов совсем немного (см. график 4).

Впрочем, прибыль — самый неоднозначный показатель деятельности непубличной компании. Далеко не все горят желанием афишировать свои успехи и практикуют сокращение налогооблагаемой базы, использование «серых схем» и т.д. Это влияет и на рентабельность. У большинства средних предприятий ЮФО она находится на уровне 1–3%. Поразительно низкий показатель! Но на него также влияет уровень достоверности суммы чистого дохода. В целом показатель рентабельности компаний среднего бизнеса ЮФО колеблется от –3,4 до 78,8%. Впрочем, последний случай — единичный, этот рекорд принадлежит заводу по производству шампанских вин «Абрау-Дюрсо».

Инвестиции в основной капитал за исследуемый период в среднем по 230 предприятиям составляют 6,1 млн рублей в  год. Активную инвестиционную политику проводят лишь 46 компаний, объём выручки которых в совокупном показателе 230 компаний составляет 56%. Это практически все предприятия, которые в течение четырёх лет существенно увеличили объёмы выручки. Укрупнение бизнеса традиционно не обходится без серьёзных финансовых вливаний.

Почти половина средних предприятий за четыре года не только не увеличила, но даже уменьшила стоимость основных средств. В основной своей массе это промышленные предприятия, которые были построены ещё в советские времена, потом перешли в собственность трудового коллектива и до сих пор принадлежат частным лицам. Этим компаниям непросто находить деньги на техническое перево­оружение, поскольку стратегический инвестор в виде холдинга отсутствует, а банки не очень охотно кредитуют подобные компании. Стоимость их основных средств, отражённая в бухгалтерских документах, ежегодно снижается за счёт амортизации. Среди тех, кто за четыре года увеличил стоимость основных средств всего на 4–10 млн рублей, подавляющее большинство составляют торговые предприятия.

Характерной чертой среднего бизнеса ЮФО является паритет краткосрочной кредиторской и краткосрочной дебиторской задолженности, который сохраняется на протяжении ряда лет.

Южные «газели»

Во многих странах мира средний бизнес считается основой стабильного развития и двигателем экономики. Разумеется, основная роль при этом принадлежит наиболее динамично развивающимся предприятиям. Это так называемые «газели» — компании, которые, помимо быстрого роста, в течение длительного периода времени работают с прибылью. В России число подобных предприятий, согласно исследованию «Эксперта», составило 213. Все они на протяжении последних четырёх лет демонстрировали ежегодные темпы прироста выручки на уровне не ниже 40% и работали без убытков. Большинство российских «газелей» сконцентрированы в Центральном, Северо-Западном и Уральском федеральных округах. Их отраслевая структура весьма разнообразна — это строительные компании, предприятия машиностроения, горнодобывающей промышленности, металлургии, нефтегазовой индустрии.

Для Южного округа при исследовании наиболее динамично развивающихся компаний мы приняли европейский стандарт критерия и отобрали компании, которые на протяжении четырёх лет демонстрировали ежегодный прирост выручки на уровне не менее 20%. Таких набралось всего 47 (см. таблицу 1). Это особые предприятия — долгий быстрый рост даётся нелегко. Как правило, в основе их бизнеса лежит неординарное бизнес-решение. Чаще всего их бизнес-идея связана с узкой специализацией, чётко осознаваемой нишей. Например, ЗАО «Кубаньцветмет» — единственное предприятие в ЮФО, которое работает с отходами свинца и ртути, опасными для здоровья людей. Ставропольское ООО «Бумага-С» заняло в регионе нишу, отведённую под товары для офиса. ООО «Суперлок» специализируется на торговле дверями. ЗАО «Абрау-Дюрсо» — один из самых известных в России производителей шампанских вин (шампанское в стране выпускают всего девять предприятий). Именно специализация, занятие либо создание определённых ниш на рынке определяют коммерческий успех деятельности многих фирм.

Средний возраст южнороссийской «газели» составляет 10 лет. В отраслевой структуре доминирует опять-таки торговля — 69%. На долю пищевой промышленности и стройиндустрии приходится всего 19% от общего числа динамично развивающихся фирм (см. график 5).

Три из 47 «газелей» по объёму выручки находятся на пороге перехода в крупный бизнес, 29 — едва перешагнули границу, отделяющую малый от среднего. В центре находится всего 15 компаний (32% от общего количества), составляющих основу быстрорастущего среднего бизнеса (создают 40% общей выручки «газелей»). Необходимо отметить, что «газели», в отличие от остальных средних предприятий, достаточно быстро проскакивают рамки, определённые законодателем для среднего бизнеса. Подобная компания вырастает из средней в крупную за рекордные пять-шесть лет.

Средний прирост выручки у «газелей» Юга выше общероссийского. Он составляет 97,7% в год против 70% в целом по стране. При этом большинство динамично развивающихся компаний в течение исследуемых четырёх лет хотя бы раз показывали убытки. Правда, небольшие — на уровне 1–10 млн рублей. Для предприятия с выручкой в 500–800 млн подобный убыток не является показателем системных проблем. Это, скорее, издержки быстрого роста.

Распределение динамично развивающихся средних предприятий по регионам ЮФО не выбивается из общей карты среднего бизнеса (см. график 6). Лидеры всё те же: Краснодарский край, Ростовская область и Ставрополье. На Волгоградскую, Астраханскую области, Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию приходится по одной «газели». В остальных республиках южного региона динамично развивающиеся предприятия среднего бизнеса и вовсе отсутствуют.

Рост с препятствиями

Главная особенность среднего бизнеса связана именно с процессом развития. Какое-то время многие малые и средние компании действуют, исходя из принципов минимизации налогообложения и сокрытия прибыли. Но вот приходит день, когда становится ясно, что собственных денег для развития уже не хватает и требуются банковские кредиты. И вот тут начинаются неожиданности. Кредитные организации, отбирающие и проверяющие потенциальных заёмщиков в соответствии с многочисленными внутренними инструкциями, таким компаниям отказывают. Получается, чтобы средней компании развиваться дальше, необходимо выходить из тени и полностью «обеляться». Но за квартал этого добиться невозможно. И полугода тоже не хватит. Возникает временной лаг года в полтора-два минимум, который необходимо как-то пережить, прежде чем фирма получит доступ к кредитным ресурсам. Этот период компании нередко не берут в расчёт при организации своей деятельности, существенно сокращая способы развития в будущем.

Возможный вариант выхода из этого затруднения — привлечение инвестора. Но для среднего бизнеса сделать это, как правило, ещё сложнее, чем взять кредит в банке. Во-первых, инвестор ещё более тщательно относится к таким показателям, как выручка и прибыль/убыток. А во-вторых, если менеджмент решит чистосердечно признаться возможному инвестору, что на самом деле в компании всё великолепно, но мы, мол, скрывали реальные результаты деятельности в целях налогового планирования, то у потенциального партнёра неизменно возникают обоснованные сомнения. Если предприятие несколько лет обманывало всяческие госструктуры, то где гарантия, что такая же история не повторится и с инвестором? Поэтому вероятность привлечения частного инвестора в таких случаях ещё ниже, чем оформление кредита в банке.

Вывод: «пребывание в тени» — сильный барьер для желающих перейти в ранг средних. Это значит, что компания изначально должна оценивать перспективу своего роста на несколько лет вперёд и тогда определяться: ограниченные перспективы в «тени» или более затратная возможность «белого» роста.

Исходя из перспектив, прописанных в стратегии развития ЮФО до 2025 года и тех крупнейших инвестиционных проектов, что будут реализованы на территории округа в ближайшие годы (см. «Впечатляющий результат неоконченной работы», «Эксперт ЮГ» № 19), картина среднего бизнеса и его роль в региональной экономике должны существенно измениться. Ожидаемое бурное развитие индустрии туризма в Краснодарском крае и республиках Северного Кавказа даст толчок для пополнения круга средних предприятий.

Кроме того, по данным Росстата, больше сотни южнороссийских компаний по объёмам выручки сегодня приближаются к границе между малым и средним бизнесом, и не сегодня-завтра пересекут её. Помимо торговых фирм, составляющих почти половину потенциальных средних предприятий, список пополнят сельхозпроизводители, предприятия пищевой промышленности, санаторно-курортного комплекса, машиностроения, производители стройматериалов, приборов и инструментов. И хотя «центр тяжести» останется в торговле, появление таких компаний несколько изменит отраслевой портрет среднего бизнеса и увеличит его вес в экономике округа в целом.