Инвестиционный ступор

Алена Седлак
3 ноября 2008, 00:00
  Юг

Большинство южных регионов в этом году не получат средств, зарезервированных для них в Инвестфонде РФ

Минрегионразвития РФ заканчивает приём заявок на софинансирование проектов регионального значения из средств Инвестфонда РФ в 2008 году. Активность южнороссийских инвесторов в этом процессе не назовёшь высокой — инициативу сдерживают сложность и дороговизна оформления заявочной документации, сжатые сроки, отведённые на подготовку проектов в этом году, длительность последующих согласовательных процедур, наконец, финансовый кризис. Однако, по мнению экспертов, те регионы, которые всё же успеют подать конкурентоспособные заявки в министерство, в перспективе окажутся в безусловном выигрыше.

Как это было

Доступ к средствам Инвестфонда большинство регионов получило только в этом году. До сих пор на государственное софинансирование могли претендовать лишь мегапроекты общероссийского значения стоимостью не менее пяти млрд рублей. При этом собственные средства инвестора должны были составлять не меньше 25% от общей стоимости заявки, а срок реализации проекта — не превышать пяти лет. Соблюсти подобные условия могли только крупные и очень крупные инвесторы. Среднему бизнесу регионального уровня путь к государственным инвестициям был закрыт. В итоге за прошлый год из 265 млрд рублей, имевшихся в распоряжении Инвестфонда, оказалось израсходовано чуть более 10%. По информации Минрегионразвития РФ, всего с момента создания Инвестфонда на рассмотрение было принято 75 заявок, одобрено к реализации 20, утверждено правительством 14. По словам теперь уже экс-министра регионального развития Дмитрия Козака, «ввиду сложности бюджетного процесса, из 14 проектов финансирование в 2007 году было открыто только по шести». В «счастливчики» попали два проекта, непосредственно касающиеся Южного федерального округа, — это комплекты проектной документации на строительство и эксплуатацию платных автодорог на участках федеральной трассы М-4 «Дон» и магистрали «Краснодар — Абинск — Кабардинка».

Ещё один «южный» проект — «Вода Ростова» (комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения города Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области) — был утверждён для реализации при поддержке федерального Инвестфонда в сентябре этого года. В соответствии с распоряжением правительства, на реализацию комплексной программы из средств федерального бюджета в бюджет Ростовской области будет перечислена субсидия в размере 6,66 млрд рублей. История этого проекта показательна — его взаимоотношения с Ивестфондом растянулись больше чем на два года. Отбор инвестиционной комиссии проект прошёл ещё в августе 2006-го, а в марте 2007-го был одобрен правительственной комиссией по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение. Однако, пока шли согласовательные процедуры, обусловленные, по выражению Дмитрия Козака «сложностью бюджетного процесса», стоимость проекта увеличилась почти вдвое. Впрочем, настойчивые областные власти и тут нашли выход. «За время согласования проекта цены выросли, и для того, чтобы его реализовать, мы поставили вопрос о применении индекса-дефлятора. Мы достаточно долго его согласовывали, но в конечном итоге нам удалось убедить наших федеральных коллег, что представленные суммы обоснованны», — сказал «Эксперту ЮГ» министр экономики Ростовской области Владимир Бартеньев.

О том, что средства Инвестфонда расходуются слишком медленно и с этим надо что-то делать, в российском правительстве задумались в начале этого года. Дмитрий Козак настаивал на повышении доступности государственных инвестиций за счёт снижения цены «входного билета» для региональных инвестпроектов. В июле соответствующее постановление было принято — нижнюю планку для проектов, претендующих на получение денег из Инвестфонда, установили в размере 500 млн рублей. При этом инвестор обязан взять на себя не менее 50% общей стоимости проекта. Кроме того, стоимость заявленного проекта должна соответствовать региональной квоте — минимальному уровню софинансирования, который определяется по специальной методике Минрегиона РФ; оцениваются, в частности, финансовая и бюджетная эффективность проектов, вклад в увеличение валового регионального продукта и т.д. На реализацию проектов, удовлетворяющих этим условиям, в 2008 году было запланировано 80 млрд рублей.

Кто не успел, тот опоздал

Вопреки прогнозам ряда аналитиков, регионы не бросились на штурм Инвестфонда с новыми проектами. Многие просто не успели — срок подачи заявки сначала был установлен до 1 сентября, позже — продлён до ноября. В итоге заявки пришлось готовить в пожарном порядке, что не могло не сказаться на их качестве. «Потенциальным инвесторам и региональным властям просто не дали времени для подготовки заявок. Постановление правительства принято в конце июня, методические рекомендации появились только в начале августа, а до этого правила игры постоянно менялись», — объясняет низкую «заявочную» активность генеральный директор Южнороссийского исследовательского центра «Фактор» Сергей Проценко.

Сегодня официально приняты к рассмотрению в Минрегионразвития РФ 23 региональные заявки, среди которых только одна родом из ЮФО — проект «Чистый Дон» общей стоимостью 4,21 млрд рублей, заявленный Ростовской областью в конце сентября. Инвестор — ЗАО «Азово-Балтийская водная компания», входящее в группу компаний «Евразийский», берёт на себя 50% финансирования, столько же должны составить бюджетные средства. Как пояснили в мин­экономики Ростовской области, в проекте предусмотрено также софинансирование из средств областного (872,4 млн рублей) и муниципального (140,84 млн рублей) бюджетов. «Проект предполагает обновление системы водоотведения и канализации, а также строительство завода по сжиганию иловых осадков, которые образуются в результате очистки воды. Это инновационный проект, на сегодняшний день таких заводов в России не существует, подобный опыт есть только в Европе», — говорит Владимир Бартеньев.

Впрочем, заявки всё ещё продолжают поступать. Так, например, Ставропольский край, чья инвестиционная активность в этом году резко возросла после обновления губернаторской команды, направил сразу две заявки — проект строительства мусороперерабатывающего завода в городе Лермонтове стоимостью 1 млрд рублей и проект завода по производству стеновых керамических материалов в Шпаковском районе. Как сообщили в ставропольском минэкономики, всего потенциальные инвесторы представили в правительство края семь заявок. «Мы долго обсуждали возникающие риски — они очень большие. Всё это выгодно тому, кто говорит: “Я всё равно буду строить этот бизнес, реализовывать этот проект”. А если он в Инвестфонд пройдёт, то окупаемость этого бизнеса окажется выше в разы. Вот эти варианты — приоритетны. А тот, кто просчитывает свой бизнес, исходя из того, что появятся средства Инвестфонда, очень сильно рискует. Поэтому мы в первую очередь рассматриваем те проекты, которые будут реализованы и без Инвестфонда», — пояснил основной критерий отбора министр экономики Ставропольского края Константин Храмов.

Кабардино-Балкарская Республика за­явила проект создания инфраструктуры для застройки микрорайона «Восточный» в городе Нальчике. Проект нельзя назвать новым — о нём в республике говорят не первый год, он был представлен как один из приоритетных на экономическом форуме «Сочи-2008». По словам президента республики Арсена Канокова, для Кабардино-Балкарии новый формат работы с Инвестфондом — долгожданная возможность, которую республика намерена использовать максимально. «Я сам неоднократно говорил о том, что надо снизить “планку” для инвестпроектов с пяти миллиардов рублей хотя бы до двух-трёх миллиардов, чтобы проекты были доступны регионам. И сейчас, думаю, мы будем более детально прорабатывать те проекты, которые соответствуют новым установленным требованиям», — сказал Арсен Каноков «Эксперту ЮГ».

Найти регион, который не обрадовался новым возможностям, трудно. Другое дело, что к освоению этих возможностей прямо сейчас многие оказались не готовы.

В Краснодарском крае конкурс среди инициаторов инвестпроектов объявили только в начале октября. «Мы рассчитываем, что сейчас отберём заявки, которые смогут участвовать в конкурсе не только в этом, но и в следующем году. Пока большого ажиотажа среди инвесторов не наблюдается — поступило две заявки, но и по ним инвесторы окончательно не определились. То есть они заявили, что хотели бы поучаствовать в этом, но попросили тайм-аут», — рассказал «Эксперту ЮГ» начальник управления реформ и развития кубанского министерства экономики Артём Чумак. По его словам, главный отпугивающий фактор для инициаторов проектов — сложный механизм подачи заявки и большая вероятность не окупить потраченные время и деньги. Подготовка документации, необходимой для подачи заявки в Минрегион, по подсчётам экспертов, может обойтись инвестору в 5–10% общей стоимости проекта. «Нужно разработать довольно дорогостоящий бизнес-план, получить заключение инвестиционного консультанта, которое стоит не один миллион рублей. Плюс нужно иметь проектно-сметную документацию, уже прошедшую государственную экспертизу с положительной оценкой. И при этом ещё представить документ, подтверждающий, что 50 процентов стоимости проекта будет финансироваться за счёт собственных средств. После этого надо пройти отбор на уровне края, а потом ещё две комиссии — инвестиционную и правительственную. При этом велик риск того, что средства Инвестфонда так и не будут получены. Всё это сдерживает активность инвесторов. И сейчас у нас складывается неприятное ощущение, что в этом году квота, предусмотренная для края, не будет выбрана», — говорит г-н Чумак.

В Минрегионразвития РФ подтверждают — тем регионам, которые не подадут подготовленных по всем правилам заявок, в этом году рассчитывать не на что. «Те регионы, которые проспали, как медведь в берлоге, — в полном пролёте, и поделом», — ещё в июле этого года предупредил замминистра регионального развития Дмитрий Аратский.

Надо хотя бы попытаться

Дополнительным сдерживающим фактором для инициаторов новых инвестпроектов стал разразившийся финансовый кризис. «По одному проекту мы успели дать заключение о его соответствии стратегии экономического развития края (ещё одно обязательное условие для софинансирования проекта из средств Инвестфонда РФ.  “Эксперт ЮГ”). Но у инвестора начались проблемы с акционерами из-за кризиса. Многие проекты, которые мы обсуждали с инвесторами, предполагали привлечение банковских кредитов, займов. А теперь все заняли выжидательную позицию», — рассказывает Артём Чумак.

Настороженность инвесторов возросла после того, как Госдума РФ приняла поправки в проект федерального бюджета. Депутаты, в частности, предусмотрели возможное увеличение доходов государственной казны за счёт «неиспользованных средств Инвестфонда РФ в размере 114,3 млрд руб­лей». В разряд неиспользованных средств может попасть существенная часть суммы, изначально предусмотренной на софинансирование региональных инвестпроектов в 2008 году (80 млрд рублей). «Откуда именно “заберут” деньги — не проговаривалось. Всё это сейчас делается очень судорожно и спешно, рождается в последний момент, потому что кризис всё больше и больше требует средств для его тушения. Сейчас начинают искать эти деньги, искать, откуда их вытащить. Возможно, будет использована сумма, заявленная на региональные проекты, — регионы всегда страдают в первую очередь по сравнению с федеральными проектами, с Москвой и Питером», — сказал депутат Госдумы РФ Михаил Емельянов.

Впрочем, по мнению депутата, перспектива получения денег под тот или иной инвестпроект будет зависеть, в первую очередь, от лоббистских возможностей конкретного региона. «Возможность получить деньги из Москвы есть всегда. И тут многое зависит даже не от проекта, а от тех людей, которые будут его “пробивать”. По большому счёту, проект читают только специалисты, а решения на 80 процентов принимаются по основаниям, к самому проекту имеющим очень далёкое отношение. Имеются в виду даже не какие-то коррупционные моменты, а чисто имиджевые, “пиаровские” и т.д. Среди южных регионов в этом плане больше всего шансов у Ростовской области и Краснодарского края, которые зарекомендовали себя как хорошие лоббисты. У других регионов пока мало опыта и хороших специалистов, — говорит Михаил Емельянов. — Но заявлять проекты в Минрегион обязательно надо. Потому что налицо дефицит хороших проектов. Если в регионах можно часто услышать разговоры о том, что Москва денег не даёт, то в Москве говорят о другом — что нет хороших инвестпроектов, под которые эти деньги необходимо выделять».

Большинство собеседников «Эксперта ЮГ» убеждены, что регионам надо не занимать выжидательную позицию, а заявить о своих долгосрочных перспективах. «Конечно, сейчас сложно провести свои проекты в Инвестфонд. Определённые трудности представляет подготовка документации, и, конечно, нужно уметь договариваться. Вызывают опасения и события на финансовом рынке. Но если у региона “в портфеле” есть долгосрочные проекты, инвестиции в которые можно рассматривать как стратегические, если есть общее понимание, как сохранить потенциал местной экономики за счёт грамотного финансового администрирования, вложения денег в самые перспективные отрасли, то никакой кризис наши долгосрочные планы не нарушит», — считает Арсен Каноков.

Проявляя инвестиционную активность сегодня, регионы увеличивают собственные шансы получить деньги того же Инвестфонда если не в этом году, то через год-два. «Действия региональных властей определяются не только экономической конъюнктурой. В условиях предстоящего “конкурентного федерализма” вполне имеет смысл подавать заявки сейчас, обозначая инвестиционные приоритеты будущих макрорегионов. Уже через несколько лет дефицит средств в Инвестфонде начнёт явственно ощущаться, а сейчас рассмотрение проектов и выделение средств пока ещё ведутся в порядке поступления заявок, без их дополнительного ранжирования», — считает Сергей Проценко. Эксперт также не исключает, что часть проектов вполне может быть профинансирована уже в этом году: «Средства на региональные проекты зарезервированы, и, с учётом небольшого числа заявок, их вполне должно хватить. Скорее всего, из-за кризиса пострадает лишь финансирование ещё не начатых федеральных проектов».