Труба на Юг

Сергей Кисин
3 ноября 2008, 00:00
  Юг

Компания «Транснефтепродукт» получила гарантии под загрузку будущего нефтепродуктопровода «Сызрань—Саратов—Волгоград—Новороссийск»

Руководство «Транснефтепродукта» (ТНП, «дочернее» предприятие АК «Транснефть») подтвердило, что ведущие российские нефтяные компании гарантируют поставки нефтепродуктов в размере 8,7 млн тонн в год в рамках планируемого проекта транспортировки «Юг». Магистральный нефтепродуктопровод (МНПП), по которому в страны Евросоюза будут экспортироваться светлые нефтепродукты стандарта «Евро-5», протянется на 1523 км от Сызрани до главного российского порта на Чёрном море. Его строительство начнётся сразу после вступления в строй другого проекта компании — «Север» (МНПП «Кстово — Ярославль — Кириши — Приморск»), первый пусковой комплекс которого заработал в мае этого года.

Светлый путь

По данным Федеральной таможенной службы РФ, в прошлом году Россия экспортировала 110,9 млн тонн светлых неф­тепродуктов (на 8,4% больше, чем годом ранее), увеличив доходы от экспорта на 16,4% (51,47 млрд долларов). Почти половина из них ушла за рубеж через самый большой нефтеналивной порт на Балтике — латвийский Вентспилс (второй по величине экспорта из России после Новороссийска). Учитывая, что средняя стоимость перевалки тонны нефтепродуктов в прибалтийских портах составляет порядка 4–4,7 доллара, можно подсчитать, что отсутствие конкурентной альтернативы латышам в российских портах обошлось стране приблизительно в 220 млн долларов. Кроме того, часть светлых нефтепродуктов ушла на экспорт через порты Украины (Одесса, Феодосия) и Грузии. Всего же Россия теряет от перевалки через иностранные порты не менее 1 млрд долларов в год.

Если добавить к экономике ещё и политическую составляющую (непростые отношения России со странами Балтии, ущемление прав русскоязычного населения, памятники эсэсовцам и история с Бронзовым солдатом, препятствия, которые чинят свежеиспечённые члены ЕС вступлению России в ВТО и т.д.), получается достаточно странная ситуация, когда располагающая собственными энергоносителями страна при их транспортировке во многом вынуждена зависеть от благосклонности местных, не самых дружелюбных властей.

Достигнутые за последние годы объёмы экспортных поставок нефтепродуктов через порты Черноморского и Балтийского бассейнов составляют 16–18 млн тонн в год, а по прогнозным оценкам, к 2010 году потребность в нефтепродуктах может достигнуть 20–30 млн тонн в год.

Геополитические интересы России заставили её руководство искать альтернативные пути транспортировки нефтепродуктов. Нынешний премьер-министр неоднократно высказывался за то, чтобы стратегически важное сырьё экспортировать только через российские порты. По утверждению Владимира Путина, с 2011 года Россия должна отказаться от транспортировки нефтепродуктов через порты прибалтийских стран.

Министр транспорта РФ Игорь Левитин уже заявил, что экспорт мазута через Эстонию становится невыгоден, так как увеличиваются мощности отечественных портов (Усть-Луга, Приморск, Высоцк, Калининград, Мурманск). По его выражению, «бизнес будет развиваться там, где ситуация комфортабельная, и где политический и моральный климат благоприятный».

В настоящий момент вполне «комфортабельная» ситуация сложилась не только в российской Прибалтике, но и на юге России. Для загрузки портовых мощностей компанией «Транснефтепродукт» уже намечено строительство ряда нефтепродуктопроводов из Поволжья в Ленинградскую область и на Черноморское побережье Кавказа.

Один из них, МНПП «Север» по маршруту Кстово — Ярославль — Кириши — Приморск (1056 км), уже запустил первый пусковой комплекс в мае текущего года. Его мощность рассчитана на перекачку 8,4 млн тонн в год, на которые ТНП рассчитывает выйти в следующем году. Загружать его будет в первую очередь ООО «ПО “Киришинефтеоргсинтез”» (КИНЕФ, принадлежит «Сургутнефтегазу»), собирающееся поставлять через Санкт-Петербургский терминал в страны западной и северной Европы дизельное топливо EN-590 с содержанием серы не выше 10 ppm стандарта «Евро-5» в объёме до 3 млн тонн в год. Общая же мощность проекта «Север» планируется на уровне 24,6 млн тонн в год.

Как пояснили «Эксперту ЮГ» в компании, от успешной реализации «северного» направления напрямую зависит и последующее строительство МНПП «Юг» от Сызрани до Новороссийска, длина которого вполовину больше — 1523 км.

Труба зовёт

Проект строительства «южного» МНПП был разработан ОАО «Институт Нефтепродуктпроект» и уже согласован с властями областей, по территории которых будет проходить трасса трубопровода. Согласно предварительным планам, общий объём транспортировки по этому маршруту должен составить до 10 млн «экспортных» тонн в год и порядка 2,3 млн тонн на внутренний рынок. По данным руководства ТНП, в настоящий момент объём экспорта светлых нефтепродуктов в южном направлении составляет 30%, в прочих направлениях — 20–25%. Перевалка главным образом идёт через профильные терминалы портов Кавказ, Туапсе и Новороссийск, нефтекомплекс которого «Шесхарис» может переваливать до 10 млн тонн нефтепродуктов в год.

Трасса будущего МНПП пройдёт по территориям пяти областей и одного края в основном в одном техническом коридоре с нефтепроводом «Куйбышев — Тихорецк — Новороссийск». Началом трассы должна стать головная перекачивающая станция (ГПС) «Журавлинская», разместить которую намечено рядом с существующей одноимённой перекачивающей станцией магистрального нефтепродуктопровода «Уфа — Западное направление». Конец трассы будет расположен на территории нефтебазы «Грушевая».

Как пояснили «Эксперту ЮГ» в ТНП, Краснодарский и Туапсинский НПЗ всего на 30% покрывают потребности северокавказского региона, рынок которого насыщен нефтепродуктами, выпускаемыми в нарушение установленных стандартов. Строительство же МНПП «Юг» позволит организовать устойчивую поставку качественных нефтепродуктов дешёвым и надёжным транспортом.

Предполагается, что по этому трубопроводу будут перекачиваться в страны Средиземноморья и светлые нефтепродукты стандарта «Евро-5», которые в России сегодня выпускают лишь немногие предприятия отрасли. Однако, по словам эксперта ИК «Велес-Капитал» Дмитрия Лютягина, «строительство нефтепродуктопровода — дело длительное. Так что когда он будет введён в эксплуатацию, российские НПЗ в большинстве своём уже перейдут на выпуск топлива этого формата». По его данным, первичную переработку сырая нефть будет проходить именно на НПЗ в Поволжье, где и Сызранский завод, и самарская группа заводов уже обнародовали свои планы по модернизации мощностей для выпуска ГСМ европейских стандартов.

Как заметил «Эксперту ЮГ» представитель ТНП Тимур Хакимов, «правительством РФ принят технический регламент о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту. В соответствии с данным регламентом с 1 января 2013 года все НПЗ обязаны будут перейти к производству топлива стандарта “Евро-5”». Как раз к этому времени и ожидается ввод в эксплуатацию трубопровода «Юг».
По утверждению теперь уже бывшего президента ТНП Сергея Маслова (в начале октября его в этом кресле сменил Михаил Меженцев), руководством компании получены гарантии под загрузку будущего нефтепродуктопровода на 8,7 млн тонн в год от таких мощных холдингов, как НК «ЛУКОЙЛ» (ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка»), НК «Роснефть» (самарская группа заводов — Сызранский, Куйбышевский и Новокуйбышевский НПЗ), «ТНК-ВР» (Саратовский НПЗ), ОАО «Газпромнефть» (Омский НПЗ). По данным г-на Маслова, к проекту проявляет интерес и уфимская группа заводов — ОАО «Уфанефтехим», ОАО «Ново-Уфимский НПЗ» («НОВОЙЛ»), ОАО «Уфимский НПЗ», АО «Салаватнефтеоргсинтез». «Для начала реализации проекта мы ждём только соответствующего распоряжения правительства», — пояснил г-н Маслов.

Цена вопроса

В то же время, как заметили «Эксперту ЮГ» в департаменте по связям с общественностью компании, сейчас проект проходит стадию проектирования и согласования. Построить трубопровод предполагается за четыре года, но пока разработка обоснования инвестиций приостановлена — до завершения строительства МНПП «Север». Планируемая сумма инвестиций в строительство «Юга», согласно Транспортной стратегии РФ до 2020 года, предварительно оценивается в 1,373 млрд долларов.

По мнению аналитика ИК «Проспект» Александра Кузнецова, стоимость километра подобного трубопровода может исчисляться из расчёта 2,5 млн долларов, что в итоге составит порядка 6,24 млрд долларов. По подсчётам эксперта банка Dresdner Kleinwort Константина Резникова, исходя из расчёта стоимости строительства трубопровода «Бургас — Александруполис» и в зависимости от диаметра трубы, смета «Юга» на сегодняшний день могла бы составить 3–4 млрд долларов. Однако в данном случае эксперт предлагает учитывать рост цен как на металл, так и на трубы, стоимость которых к осени поднялась на 33%. Хотя как раз до конца года должна снижаться цена на продукцию метзаводов, поэтому окончательная стоимость проекта будет ещё серьёзно меняться.

Пока же светлые нефтепродукты поступают на южнороссийские терминалы по железной дороге, что вкупе с растущими тарифами ОАО «РЖД» снижает рентабельность добывающих компаний, увеличивает стоимость тонны ГСМ и вынуждает перекачивать их через Прибалтику. Ввод в эксплуатацию новых трубопроводных мощностей в России позволит нефтяным компаниям сокращать транспортные издержки при использовании трубопроводного транспорта как на российской территории, так и за её пределами. Так, строительство трубопровода «Суходольная — Родионовская» улучшило экономику поставок на Новороссийск. Стоимость доставки нефти из Самары до терминала в Новороссийске по железной дороге составляет около
18–19 долларов за тонну, тогда как прямая прокачка в Бутинге обойдётся экспортёру с учётом транзитного тарифа в 8,3 доллара за тонну. При этом перевалка «трубопроводной» нефти в Новороссийске оценивается в два доллара за тонну — это более чем в три раза дешевле, чем в Одессе. На 1 июля 2008 года тариф «Транснефтепродукта» за прокачку «светлых» от Сызранского НПЗ через Белоруссию на Вентспилс составляет 383 рубля за тонну, в то время как на Новороссийск и Туапсе через Лиски это обойдётся в 343,64 рубля.

«Увод» нефтепродуктов в собственные порты имеет и ярко выраженную политическую составляющую. Именно во многом благодаря этому трубопроводному участку российскому правительству удалось убедить Украину принять решение о снижении транзитного тарифа на прокачку сырья по её территории по разрабатываемому в настоящее время маршруту транспортировки до хорватского порта Омишаль.

По мнению специалистов, больше всех от сокращения российского транзита пострадает Эстония, через которую перекачивается свыше 21 млн тонн нефтепродуктов в год. Около 7 млн тонн уходит через Украину. По информации исследовательского агентства Infranews, только одна Прибалтика потеряет из-за «трубы» свыше 100 млн долларов ежегодно, недополученная прибыль Украины составит 17–18 млн долларов.

Ложка мазута

И всё же «труба» ещё не является панацеей от ненужных затрат. В Минтрансе РФ признают, что в настоящий момент потенциал отечественных портов (и особенно нефтепродуктовых терминалов) серьёзно ограничен. В частности, Туапсе пока не может переваливать мазут, а петербургский нефтяной терминал не принимает бензин. Срабатывает и экономико-географический фактор — расположенным близко к границе НПЗ выгоднее перекачивать нефтепродукты через прибалтийские порты. В частности, продукция «КИНЕФа», «Ярославнефтеоргсинтеза» и Рязанского НПЗ до открытия МНПП «Север» экспортировалась через эстонские терминалы, Московского НПЗ — через Вентспилс и Клайпеду. Волгоградский же и Саратовский НПЗ и сегодня отправляют топливо через украинские порты — Одессу и Севастополь. Кроме того, существуют различные способы сокращать транспортные издержки.

Сами иностранные портовики тоже пытаются стимулировать нефтяников, предлагая им различные скидки и преференции для привлечения грузов. Да и перевалка в Прибалтике дешевле, чем в Черноморском регионе, из-за более острой конкуренции между балтийскими терминалами. А неразвитость припортовых станций на юге России, постоянные пробки перед черноморскими станциями и тяжёлые погодные условия у Новороссийска зимой заставляют нефтяников перенаправлять транспортные потоки на северо-запад. К тому же мировой финансовый кризис и ставшее его следствием почти двукратное падение цен на нефть в настоящее время ставят под сомнение многие замыслы в нефтегазовой сфере. Отсутствие средств может приостановить и реализацию проекта «Юг».

Впрочем, простым строительством магистрального трубопровода задачу всё равно не решить. Если Новороссийский морской порт своевременно возьмётся за инвестирование в развитие «Шесхариса» и расширение своих наливных мощностей, которые сегодня уже загружены почти на 100%, то у проекта «Юг» есть хорошие шансы отобрать у Украины и Грузии большие куски нефтяного пирога. Первый шаг к этому НМТП уже сделал — в конце октября его «дочка», ОАО «ИПП», ввела в эксплуатацию универсальный терминал по перевалке светлых нефтепродуктов мощностью 1 млн тонн в год, через который можно перекачивать как дизтопливо, так и бензин. Теперь общая пропускная способность терминала «ИПП» составляет около 6,5 млн тонн в год, что уже сопоставимо с мощностями будущего нефтепродуктопровода.