Осознать себя средним

10 ноября 2008, 00:00
  Юг

Журнал «Эксперт ЮГ» и Южный региональный комитет Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) 29 октября провели в Краснодаре конференцию «Средний бизнес: резервы для развития экономики юга России», на которой представили идею создания «Делового клуба юга России»

В конференции участвовали руководители предприятий среднего бизнеса ЮФО, представители банков и компаний, оказывающих услуги среднему бизнесу, клуба политического действия «4 ноября», бизнес-ассоциаций. Партнёром конференции выступила компания Microsoft Dynamics, информационным партнёром — «Краснодар Плюс». Мероприятие стало одновременно и первым заседанием новорождённого «Делового клуба юга России».

«Мы вместе с журналом “Эксперт ЮГ” пришли к идее создания “Делового клуба Юга России”, чтобы собрать на наших площадках думающих и заинтересованных людей, — заявил Олег Жарко, председатель южного регионального комитета АЕБ. — Встречи будут проходить на регулярной основе — в Ростове-на-Дону и Краснодаре. Мы открыты для новых идей и предложений по темам, формам обсуждения. Нам важно создавать пространство для диалога внутри регионального бизнеса, для диалога с властью и обществом, потому что бизнес не может жить отдельно от общества».

Проблема среднего бизнеса для учредительного заседания выбрана не случайно. Именно средний бизнес в его широком понимании составляет основу региональной экономики, но его голос в диалоге с государством и обществом сегодня практически не слышен. Профессор Финансовой академии при правительстве РФ Андрей Юданов, главный теоретик вопросов среднего бизнеса в России, в своём выступлении показал, насколько велик вклад средних предприятий в российскую экономику. В целом ряде отраслей — строительство, торговля, пищевая промышленность, сельское хозяйство — средний бизнес сегодня создаёт большую часть выручки. Сверхзадачей конференции было получить ответ на вопрос: «Что значит быть средним?». Как потом признавались некоторые бизнесмены, участвовавшие в конференции, многими этот вопрос ранее не ощущался как актуальный, но, как только он прозвучал, стало ясно, что за ним стоит серьёзная потребность среднего бизнеса быть услышанным.

Безусловно, одной из главных тем оказалось обсуждение того, как средним предприятиям выстраивать стратегии преодоления нынешнего кризиса.

«Кризис есть, и многие компании говорят, что если кризис сейчас и не чувствуется, то обязательно почувствуется потом, — сказала Екатерина Дубовая, генеральный директор ЗАО “Молодец”. — Мы его чувствуем и корректируем план на 2009 год. Будем использовать кризис, чтобы вырваться вперёд».

«Мы советуем компании остановиться, прекратить инвестиционные планы, если сейчас есть такая возможность, сделать паузу, — заявила директор регионального центра “Южный” ЗАО “Райффайзенбанк” Наталья Грибкова. — И если невозможно, то мы стараемся оценить риск и продолжить финансирование. Это касается всех индустрий, включая строительство. Совсем недавно мы стали финансировать строительство торгово-развлекательного комплекса в Ростове-на-Дону “МегаМаг”».

«Когда компания переходит в разряд среднего бизнеса, возникает проблема делегирования полномочий и необходимость формализации стратегии, — заявил Фёдор Гладкий, управляющий партнёр компании “Ваш советникЪ”. — Когда компания приходит в банк, анализируется, насколько она ценит своё будущее. Если этого документа нет, компания слабоуправляема. Компании, которые достигли размеров среднего бизнеса, и не имеют этого документа, подвергают себя глобальным рискам. В условиях кризиса этот документ крайне необходим».

«В условиях финансового кризиса партнёрства играют особую роль, — рассказала Ольга Бычкова, генеральный директор компании “Бизнес Партнёр-Консалт”. — Строительство бизнес-цепочек сегодня может дать некую финансовую независимость от кредитов банков. Каждое звено этой цепочки должно означать конечный результат, конечный продукт. В условиях кризиса усилились процессы слияния и поглощения, когда сильный покупает более слабого. Для того чтобы обезопасить свой бизнес, необходимо возобновить прохождение потока ваших продуктов именно в партнёрских отношениях, где действует эффект синергии — когда один плюс один равняется трём».