Дон поймал волну

Наталья Яценко
24 ноября 2008, 00:00
  Юг

После многолетних мытарств Ростовской области, похоже, удалось нащупать внятную концепцию развития туризма. Ставка делается на средний и эконом-сегмент, дающие возможность привлекать массу небольших инвесторов в недорогие проекты. Это позволит не конкурировать с Черноморским побережьем, а дополнять его

Казаки, рыбалка, соборы, древние городища, скифо-сарматские артефакты, самое пресное в мире море с широкими естественными песчаными пляжами и великолепными возможностями для сёрфинга — есть что показать туристам, приезжающим на Дон. Но если объекты, предназначенные для состоятельной (весьма немногочисленной) публики, здесь уже успели появиться, то средний массовый сегмент до сих пор остаётся почти неосвоенным.

Интеллектуальный штурм

Ростовская область пережила уже как минимум три программы развития туристско-рекреационного комплекса (ТРК). До сих пор никаких видимых результатов добиться, однако, не удавалось. Более того, приходили в упадок даже «прибитые» туристами места — например, Старочеркасск или Танаис. Провалилась и попытка продвинуть проект Приазовско-Старочеркасской особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на федеральном конкурсе в 2007 году. Тогда донским чиновникам ясно дали понять, что региону и так суждены существенные федеральные финансовые вливания и преференции для создания Южной игорной зоны «Азов-Сити», которая сама по себе может стать мощной точкой притяжения туристов — и российских, и зарубежных. Однако в процессе подготовки предложений по ОЭЗ сложилось понимание того, как территориально должен выглядеть донской туризм. В частности, сложился образ Приазовско-Старочеркасского ТРК, охватывающего Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Азов, Таганрог, Аксайский, Азовский, Неклиновский, Усть-Донецкий, Белокалитвинский, Цимлянский и Шолоховский районы Ростовской области — всего 6200 га уникальных ландшафтов с мощным курортным, бальнеологическим, этнографическим, историко-культурным и рекреационным потенциалом.

На взгляд сторонних наблюдателей и аналитиков, последняя целевая программа развития туризма и туристско-рекреационного комплекса в Ростовской области на период с 2008 по 2010 годы вполне соответствует ожиданиям потенциальных инвесторов. Качественно изменилось наполнение программы. «Мы рассматриваем туризм как приоритетное направление развития экономики региона на 2008–2010 годы, и это главное, что определило содержание программы по его развитию, — говорит министр экономики Ростовской области Владимир Бартеньев. — Важно, что вся наша программа и наши действия направлены прежде всего на развитие внутреннего туризма и привлечение в первую очередь внутренних инвесторов. Мы рассчитываем, что основными инвесторами станут именно предприниматели, работающие на территории области».

Расчёт на местных инвесторов вполне оправдан. Именно ростовская компания «ГРУППА МЕГАПОЛИС» и её партнёр — компания «Башнефть-Юг» после долгого и мучительного формирования пула инвесторов объявили в 2006 году, что готовы в равных долях вложить около миллиарда долларов в реализацию проекта Don Golf Resort в станице Старочеркасской. В апреле этого года первая очередь проекта была введена в эксплуатацию, а в сентябре здесь прошёл первый чемпионат России по гольфу на пока ещё девятилуночном поле. В целом же этот крупномасштабный проект включает не только развитую курортно-спортивную инфраструктуру с чемпионским 18-луночным гольф-полем и пятизвёздочным курортным отелем Le Meridien на 160 номеров, но и бизнес-центр, автосалон элитных автомобилей, яхт-клуб, центр продажи яхт, а также комфортабельную гольф-деревню, в составе которой VIP-виллы и коттеджи бизнес- и эконом-класса. 

Компания «Башнефть-Юг» активно изучает возможности крупного инвестирования в казачий этнографический туристический центр в станице Раздорской и в создание историко-событийного туристского центра в хуторе Погорелово в Белокалитвинском районе Ростовской области, где уже несколько лет проходят так называемые каяльские чтения и инсценировки легендарной битвы на реке Каяле. Уже не первый год топ-менеджеры «Башнефть-Юг» являются спонсорами этих туристических мест и проводимых там мероприятий. ООО «Великокняжеский конный завод» строит в Пролетарском районе Ростовской области агротуристический комплекс за собственные 50 млн рублей.

По сути, все более или менее заметные проекты в сфере туризма на Дону сегодня реализуются за местный счёт. Однако они единичны и не решают задачи создания в регионе развитой современной отрасли. Для этого, по мнению аналитиков, необходимы системные и массовые инвестиции, опирающиеся на чёткую детализированную и экономически обоснованную программу, и стратегия развития отрасли, с обозначенным горизонтом финансирования и участием государства.

Общий объём финансирования новой программы на 2008–2010 годы составляет почти 13 млрд рублей. Около 200 млн из них — это средства областного бюджета, остальное черпается из внебюджетных источников. Программа предлагает 22 инвестиционные площадки для создания новых объектов туристской индустрии и более 30 инвестиционных проектов с предполагаемым объёмом финансирования от 12 млн до 3,4 млрд рублей. К безусловным достоинствам новой программы аналитики относят тщательный социально-экономический анализ территорий и экономический — туристско-рекреационного потенциала, более точечные рекомендации по позиционированию каждого участка в том или ином виде туризма, анализ динамики роста туристических потоков и прогноз на ближайшие годы (по оптимистическому и пессимистическому сценариям). Все эти интересные для потенциального инвестора аналитические выкладки для минэкономики Ростовской области и по его заказу в течение всего 2007 года готовили Центр стратегических разработок «Северо-Запад» (Петербург), Национальное агентство прямых инвестиций (Москва), БДО «Юникон Консалтинг», Spectrum Gaming Group (США), РосНИПИ урбанистики.

Деньги — в массах

Эти же исследования помогли властям области окончательно определиться с позиционированием донского ТРК. Его удел — массовый средний и экономичный ценовой сегмент, что подразумевает строительство отелей классом от одной до трёх звёзд и площадок для кемпингов и мотелей. Именно это вызывает больше всего одобрительных оценок и у аналитиков, и у потенциальных инвесторов. Прежде всего собеседники «Эксперта ЮГ» отмечают, что таким образом донской регион становится не соперником, а удобной альтернативой Черноморскому побережью, а это позволит увеличить долю приезжающих в донские края туристов. В настоящее время, согласно официальным данным, ЮФО ежегодно посещают 9,5 млн туристов, большая часть которых приходится на Краснодарский край (80%), Ставропольский край (6%) и Ростовскую область (5%). В абсолютном выражении туристский потенциал При­азовья при условии создания соответствующей инфраструктуры может составить
от 1 до 3 млн человек в год.

Франсиско План Прос, представитель испанской компании INVERSIONES Y PROMOCIONES PROMOLUX S.L., специализирующейся на инвестиционном консалтинге, поясняет: «Упор на развитие дорогих сегментов туризма — это большое и, к сожалению, частое заблуждение тех, кто продумывает стратегии развития туризма. Мы это видим и в Испании. По сути же элитный сегмент нужен лишь для того, чтобы сформировать некую моду на тот или иной вид продукта — будь то одежда или отдых. Но задав этот тон, следует развивать его уже для более массового потребителя, для среднего класса. И здесь мы получим максимальный объём потребления и, соответственно, максимальные прибыли. Вот тут очень важно вовремя поймать тенденцию и не оставлять в стороне этот средний сегмент и те, что находятся ниже среднего. Иначе мы получим кучу пустующих большую часть года очень дорогих отелей, отсутствие свободных мест для развития среднего и низкого сегмента, и представителей этого самого массового класса потребителей, уезжающих в другие места отдыха — за границу, например, как это и происходит в России. И то, что Ростов в своей стратегии изначально определяет для себя приоритетным именно массовый и эконом-сегмент, я оцениваю как очень дальновидную политику».

Марина Чайка-Иванова, глава управляющей компании InCoSwiss AG и представитель министерства экономики кантона Люцерн (Швейцария), отмечает, что, например, инвесторов из Швейцарии в России интересует прежде всего массовый туризм, и они целенаправленно ищут те регионы, где его можно развивать. Эксперты отмечают, что найти такое предложение, например, на Черноморском побережье практически невозможно. Земля здесь «золотая», а это, в свою очередь, влияет на сроки окупаемости, превращая приемлемые для инвесторов 7–8 лет в 10–12, а то и больше. «Мы видим в Ростовской области существенно более низкие цены для входа, чем, например, на Черноморском побережье, — говорит Франсиско План Прос, — а значит, проекты будут быстрее окупаться».

Станислав Рогожин, аналитик отдела инвестиций RUSSIAN BUSINESS CENTER берлинского офиса PriceWaterhouseCооpers, считает, что в условиях мирового финансового кризиса Россия в целом остаётся привлекательной для инвесторов именно из-за большого потенциала роста многих сегментов экономики. Но следует учитывать и явное смещение интересов в сторону более дешёвых, не требующих огромных финансовых вложений проектов. Инвестор скорее вложит капитал в несколько дешёвых перспективных проектов, диверсифицируя таким образом свои риски. И в этом смысле инвестиционные предложения в туристическом сегменте Ростовской области как нельзя лучше соответствуют ожиданиям.

Ответ инвесторов

Инвесторов обнадёживают программные заявления и аналитика состояния и перспектив донского туризма вкупе с высоким инвестиционным рейтингом региона — по данным «Эксперт РА», Ростовская область попала в десятку регионов с минимальным инвестиционным риском, заняв шестое место. Радуют их политическая и социальная стабильность, ежегодно увеличивающиеся реальные доходы на душу населения, высокая транспортная доступность — во всяком случае, Ростова-на-Дону. Однако этого недостаточно.

Участники международной биржи контактов «Туриндустрия Ростовской области» обращали внимание на то, что не закончена работа над формированием инвестиционных площадок под строительство туристских объектов. Задержку столь важного этапа областное минэкономики объясняет тем, что все решения принимаются с учётом мнения бизнес-структур и пожеланий местного населения. Пока не начались и работы по проектированию и тем более строительству инфраструктуры для будущего ТРК.

«Я не вижу здесь достаточно сильных связей между бизнесом и властью. И в этом одна из причин того, что инфраструктура здесь развивается медленно, — говорит Али Рашиди, директор международных проектов шведского фолькуниверситета. — Вы можете предложить самый заманчивый проект, но если к нему не будут проложены как минимум хорошие дороги, то ни один инвестор сюда не придёт. Развитие инфраструктуры должно опережать появление и даже сам процесс привлечения инвесторов. Именно так делается во всём мире, и это — забота государства или его партнёрства с частным капиталом».

Марина Чайка-Иванова, признавшись, что выросла в донских краях и до сих пор по ним скучает, недоумевает: почти ни один проект не сопровождается бизнес-планом, и ей нечего даже показать потенциальным швейцарским инвесторам, которые целенаправленно избрали именно ростовский регион как очень интересную и перспективную площадку для инвестиций.

Франсиско План Прос делится своим мнением: «Туризм, естественно, не единственная отрасль экономики, которая интересует испанских инвесторов на юге России. Но именно у этой отрасли мы видим колоссальные возможности. Во-первых, при огромном потенциале роста и постоянно растущем интересе потребителя к отдыху, рекреационная отрасль здесь развита очень слабо. Значит, при надлежащем предложении спрос будет обеспечен, а конкуренция окажется очень слабой или почти полностью отсутствующей. Всё это хорошо видно из исследований весьма уважаемых консалтинговых и аналитических компаний, которые они провели по заказу ваших властей. Во-вторых, мы видим крайнюю степень заинтересованности донской администрации в развитии этого сегмента: она объявляет эту отрасль приоритетной для развития экономики региона, а значит, мы можем рассчитывать на максимальное содействие и определённые льготы. В-третьих, проведена значительная работа по определению конкретных площадок, земельных участков, позиционированию тех или иных территорий и проектов, по виду отдыха и по предполагаемому ценовому сегменту».

В ноябре на лондонской World Travel Market — крупнейшем в мире форуме профессионалов туриндустрии — экспозиция Ростовской области произвела небольшой фурор. Участники и гости Всемирной туристической выставки почти толпились у обновлённого варианта уже ставшего знаменитым стенда под названием «Лукоморье». Здесь же широким мировым кругам туриндустрии впервые был представлен бренд туристско-рекреационного комплекса «Серебряная подкова Дона» (по аналогии с «Золотым кольцом России»), идея которого родилась ещё в далёкие девяностые, но была взята на вооружение властями области только в этом году.

Заместитель руководителя Федерального агентства РФ по туризму Натэла Шенгелия и посол России в Великобритании Юрий Федотов отметили, что Ростовской области удалось привлекательно обыграть не только донскую историю, но и русское былинное наследие, колорит древней Руси и благодаря этому создать один из самых ярких стендов не только российской экспозиции, но и всего форума. Персона № 1 в мировом туризме, генеральный секретарь Всемирной туристской организации Франческо Франжиалли, как сообщает агентство инвестиционного развития Ростовской области (АИР), внимательно осмотрел экспозицию и предрёк успех донским туристическим направлениям. Ростовские турфирмы, для которых на донской экспозиции были оборудованы рабочие места, провели в общей сложности около сотни встреч и переговоров. «Всемирная туристическая выставка позволила напрямую поговорить с крупными гостиничными сетями», — говорит Игорь Бураков, исполнительный директор АИР.

Такой успех немаловажен. И количество иностранных компаний, с которыми ведутся переговоры, говорит о том, что и в работе с иностранцами реализуется та же концепция: взять числом — то есть привлечь как можно больше не самых больших игроков для реализации большого количества не самых больших проектов.