«Кризис дал нам по морде»

Арина Барсукова
8 декабря 2008, 00:00
  Юг

Итоги первого полугодия на рынке лизинга Юга удивляют темпами роста. Однако есть вероятность, что во втором полугодии новые сделки можно будет пересчитать по пальцам

Темпы роста лизинга на Юге в начале года были, возможно, самыми высокими в новейшей истории. По итогам первого полугодия 2007 года объём нового бизнеса достиг 11,4 млрд рублей, что было очень хорошим результатом по сравнению с первыми шестью месяцами 2006 года. Итоги прошедшего полугодия текущего года формально ещё более радостны. Согласно данным компаний-участников рейтинга, объём нового бизнеса составил свыше 22 млрд рублей. А компании, не участвовавшие в рейтинге, по нашим оценкам, заключили сделок на сумму не менее 4 млрд рублей. Получается, суммарный объём нового бизнеса на Юге превысил 26 млрд рублей. Эта сумма весьма значительна, да и прирост по отношению к предыдущему периоду высок — свыше 100%. И в сопоставлении с итогами всего 2007 года, равными 33 млрд — тоже весьма неплохо. Однако поводов быть уверенными в сохранении высоких темпов развития во втором полугодии, как и в следующем году, мало. Во-первых, столь впечатляющий рост нового бизнеса по итогам полугодия на Юге в значительной степени обеспечила одна-единственная сделка — на сумму 5,25 млрд рублей, заключённая ЗАО «БИЗНЕС АЛЬЯНС» на поставку энергетического оборудования в Краснодарский край. Эта сделка и позволила компании стать лидером рейтинга по показателю нового бизнеса, как, впрочем, и по текущему портфелю на первое июля 2008 года. Во-вторых, уже многие компании почувствовали влияние кризиса.

Ориентация — малый бизнес

Среди клиентов лизинговых компаний преобладает малый и средний бизнес, что обусловлено особенностями развития самой экономики Юга. «Отличие рынка ЮФО от других регионов определяется, прежде всего, структурой хозяйствующих субъектов, — рассказывает заместитель директора департамента продаж по региону ЮГ компании “CARCADE Лизинг” Ольга Галицкая. — В частности, из всех предприятий примерно половина (48 процентов) — это индивидуальные предприниматели. Их доля выше, чем в любом другом федеральном округе, выше она и в сравнении с общероссийским показателем, составляющим 35,6 процента. У нас же самое большое количество крестьянских (фермерских) хозяйств — 10,2 процента (при общероссийском показателе 3,2 процента). В то же время представителей крупных предприятий на Юге меньше, чем в других регионах — всего 4,7 процента против 8,3 процента в среднем по России. Таким образом, большинство хозяйствующих субъектов являются представителями малого бизнеса. Это определяет и темпы развития рынка лизинга в регионе, и структуру портфелей лизинговых компаний». Малый и средний бизнес становятся всё более заманчивым полем деятельности для многих лизинговых компаний, так как позволяют избежать некоторых повышенных рисков, неизбежных при работе с крупными клиентами. Например, в ООО «Вектор-Лизинг» считают, что работа с мелкими клиентами помогает не только наработать лизинговый портфель, но и обеспечить высокую дифференциацию собственного бизнеса.

На этот сектор экономики ориентируются и в ООО «Элемент-Лизинг», являющемся розничной лизинговой компанией: «Представители малого и среднего бизнеса изначально являлись основными клиентами компании, — говорит её генеральный директор Джеймс Хью Горхэм. — От 80 до 95 процентов сделок осуществляется именно с ними». Такой подход характерен и для ONZA (ЗАО «Атлант-М Лизинг»).

«Поскольку предприятий малого и среднего бизнеса в ЮФО в несколько раз больше, чем крупного бизнеса, то, соответственно, и спрос на лизинг выше именно у них, — объясняет Ольга Галицкая. — Кроме того, предприятиям малого бизнеса по-прежнему сложно получить финансирование в банках из-за того, что банки оценивают риски по таким клиентам, как высокие. И предъявляют к ним высокие требования по документам и дополнительному обеспечению. Сроки рассмотрения заявок тоже высоки. Поэтому для малых предприятий лизинг зачастую оказывается единственным способом привлечения финансирования. А в нашей компании такие клиенты рассматриваются на общих условиях, и сроки рассмотрения заявок — два-три дня». Некоторые игроки придерживаются иных стратегий. Например, по данным ГК «Центр-инвест» и ООО «Центр-лизинг», на 01.07.08 г. доля договоров финансовой аренды, заключённых с предприятиями малого и среднего бизнеса, в общем портфеле компании составляет около 47%, на долю крупных предприятий приходится 53%. «Это говорит о том, что на сегодняшний день спрос на лизинговые услуги по всем видам бизнеса примерно одинаков, — рассуждает Людмила Лабунько, начальник отдела лизинга ОАО КБ “Центр-инвест”. — Хотя, конечно, лизинг является альтернативой кредитным ресурсам и в большой степени вызывает интерес у предприятий малого и среднего бизнеса, не имеющих возможности получить кредит из-за отсутствия залога или нахождения предприятия на стадии становления бизнеса». Впрочем, в условиях нарастающего кризиса малый бизнес постепенно перестаёт играть роль тихой гавани, в связи с присущими его природе специфическими рисками, так что общая картина на рынке лизингополучателей Юга вполне может начать меняться.

В лидерах — Кубань и автомобили

Особенности экономики Юга находят своё отражение и в других аспектах рынка лизинга. Выглядит уже привычным региональный разрез нового бизнеса, соответствующий общему уровню экономического развития территорий. Семь субъектов ЮФО в прошедшем полугодии создали менее одного процента нового бизнеса каждый (см. график). Согласно имеющимся у нас данным, в Чечне и Ингушетии лизинговые сделки вообще не совершались. На Краснодарский край пришлось свыше 66% нового бизнеса (столь высокая доля опять-таки обеспечена помянутой выше сделкой с энергетическим оборудованием), Ростовская область создала ещё 17,64%. Если к ним добавить Волгоградскую область и Ставропольский край, то в сумме на эти четыре субъекта округа придётся свыше 97% всех лизинговых сделок полугодия.

Если говорить о соотношении различных сегментов предоставленного в лизинг оборудования, то, кроме уже упомянутого энергетического оборудования, значительная доля сделок в первом полугодии пришлась на автотранспорт (легковой, грузовой, автобусы и микроавтобусы), а также строительную и дорожно-строительную технику. В то же время, согласно заполненным анкетам лизинговых компаний, в прошедшем полугодии не было заключено сделок на поставку оборудования для добычи и переработки нефти, для газодобычи. Нулевые показатели нового бизнеса мы видим и в таких сегментах, как  банковское оборудование, оборудование для производства бумаги и картона, для спорта и фитнес-центров.

Своё и чужое

Важным и интересным показателем, характеризующим объект оборудования в лизинговых сделках, выступает соотношение российской и импортной техники. «Высоким спросом пользуется как отечественная техника, так и импортная, — говорит генеральный директор ООО “Вектор-Лизинг” Наталья Михайлова. — Но природа спроса разная. Техника российского производства привлекает дешевизной и, соответственно, коротким сроком окупаемости. В то же время всё больше лизингополучателей отдают предпочтение импортной грузовой технике, которая стоит дороже, но зато более надёжна. Кроме того, рост привлекательности иномарок прямо связан с динамикой цен на горючее». По данным компаний-участников рейтинга, импортная техника пока всё же преобладает над отечественной. Например, в текущем портфеле ONZA (ЗАО «Атлант-М Лизинг») доля отечественной техники составляет 35%, импортной — 65%; у компании «Кубаньлизинг» на импортную технику в текущем портфеле приходится и вовсе 78%. В портфеле ГК «Центр-инвест» и ООО «Центр-лизинг» доля легковых автомобилей иностранного производства в несколько раз выше доли отечественных машин. «По итогам восьми месяцев 2008 года доля отечественных легковых автомобилей составляет около 5–8 процентов от общего портфеля, тогда как доля иномарок — около 60–65 процентов, — говорит Ольга Галицкая. — Что касается коммерческой техники, то там всё наоборот: отечественная техника пользуется большим спросом, чем импортная, что связано, прежде всего, с высокой ценой на импортную технику». В то же время, например, у компании «Элемент-Лизинг» большая часть, около 60%, техники в текущем портфеле — отечественного производства; почти 23% — это импортная техника, за исключением китайской. На долю техники совместного производства и выпущенной Китаем приходится около 17%.

Картина, впрочем, далеко не полна, потому что отнюдь не все лизинговые компании следят за показателями соотношения импортного и российского оборудования в своих портфелях. «Статистика по соотношению импортной и отечественной техники в лизинговом портфеле банка “Центр-инвест” отсутствует, — говорит Людмила Лабунько. — Но по опыту можно сказать, что чем сильнее и стабильнее предприятие, тем чаще оно склоняется к приобретению импортной техники. У наших клиентов есть возможность приобрести в лизинг импортную технику с использованием западных кредитных ресурсов и непосредственно у производителя. Например, одна из программ — это приобретение немецкой сельскохозяйственной техники или оборудования под гарантию немецкой же государственной страховой компании HERMES».

Экстренное торможение

Предварительная оценка результатов второго полугодия для южного лизингового рынка никак не может быть названа оптимистичной. «По оценкам второго полугодия, многие компании ощущают нехватку и дороговизну финансовых ресурсов и вынуждены приостановить финансирование целого ряда проектов, — утверждает коммерческий представитель ООО “Автокапитал” в ЮФО (компания является официальным представителем и торговым партнёром крупнейших заводов-производителей грузовых автомобилей и спецтехники в России и за рубежом) Андрей Тарасенко. — Это относится как к банковским компаниям с привлечённым российским капиталом (например, “Альфа Лизинг”, “Интерлизинг”, “Лизинг-Максимум”, “Глобус Лизинг”, “Номос Лизинг”), так и к компаниям, привлекающим для своих проектов иностранный капитал (например, “Райффайзен Лизинг”, “РТК Лизинг”, “СЖ ФИНАНС”, “Индепендент Лизинг”, “Локат Лизинг”). В результате многие лизинговые компании стараются осуществлять финансирование в иностранной валюте (евро, доллары), ведь дороговизна финансирования в рублях очевидна».

Согласно имеющимся сведениям, некоторым компаниям за сентябрь-октябрь вообще не удалось заключить ни одной новой сделки. И дело тут не в отсутствии спроса. Как раз наоборот: в связи с ужесточением условий и сокращением возможностей получения кредитов многие компании стали обращаться к лизингодателям, увеличивая тем самым спрос. «Главными причинами замедления стали увеличение стоимости услуг лизинга, связанное со значительным сокращением числа источников финансирования для лизинговых компаний, и уменьшение докризисного спроса со стороны потенциальных лизингополучателей, так как многие компании приостанавливают инвестиционные программы до наступления ясности на рынке, — говорит генеральный директор ООО “Райффайзен-Лизинг” Алексей Иодко. — Также можно с большой долей уверенности прогнозировать, что основной тенденцией ближайшего времени будет реструктуризация текущего портфеля лизинговых компаний, а не его наращивание. За последнее время лизинговые компании всё чаще начинают сталкиваться с невозможностью для лизингополучателей обслуживать текущие обязательства».

В то же время замедление роста вызвано не только общеэкономическими причинами, но и некоторыми чертами самого лизингового рынка. «Финансовый кризис ярко обозначил проблемы роста лизинговой отрасли, характерные, впрочем, для всех быстрорастущих сегментов экономики, — рассуждает г-н Иодко. — Развитие внутренней инфраструктуры не успевало за предложением продуктов и услуг, разрабатывавшихся в ответ на бурный рост спроса со стороны клиентов. У компаний просто не хватало времени и ресурсов на разработку и внедрение систем управления рисками, автоматизацию внутренних бизнес-процессов. Сегодняшний кризис стал стимулом к повышению эффективности и заставил многие компании пересмотреть стратегию ведения бизнеса. Те требования к заёмщикам, которые ещё пару месяцев назад считались “консервативными”, сегодня выглядят как “дальновидные”. И бесценный опыт, накапливаемый сейчас лизинговыми компаниями, столкнувшимися с проблемными клиентами, позволит учесть эти риски в будущем и тем самым поспособствует качественному развитию рынка».

А пока вместе с ростом спроса сократилось предложение, причём порой весьма существенно. В целом лизинговым компаниям, как и большинству других экономических агентов, сейчас остро не хватает источников финансирования своей деятельности. Это отражается на ужесточении требований к лизингополучателям и повышении стоимости предоставляемых услуг. Как признался в приватной беседе представитель одной лизинговой компании, «кризис дал нам по морде». Таким образом, не исключена вероятность того, что показатели нового бизнеса по итогам всего 2008 года будут ненамного выше показателя первого полугодия.