Губернаторы в период кризиса

Владимир Козлов
генеральный директор аналитического центра «Эксперт Юг»
8 декабря 2008, 00:00
  Юг

В последние два месяца одной из главных тем в информационном пространстве становится бессилие региональных властей перед лицом кризиса. Однако кажется, что роль губернаторов, вырисовывающаяся в ходе и в результате кризиса, несколько сложнее. И главное — эта роль сегодня предполагает выбор способа её исполнения. И от этого выбора зависит, выйдет ли регион из кризиса победителем или откатится на несколько лет назад.

Региональные предприниматели в своих высказываниях о нынешней экономической ситуации, как правило, много говорят о действиях государства. Чаще всего при этом речь идёт о правительстве РФ. Но большинство региональных компаний, которые не работают на публичных рынках и не имеют особых отношений с госбанками, не могут, по большому счёту, оценить прямых последствий действий правительства. Они привыкли работать в своём регионе, под словом «государство» они понимают конкретных людей, стоящих у руля власти региональной.

На некоторое время, после первого удара финансового кризиса, закрывшего двери кредитных отделов большинства банков, региональные власти вообще как будто потерялись. Оно и понятно — кризис-то мировой. Месяца полтора на уровне областей или округов продолжалась чистая ретрансляция психотерапевтической официальной позиции государства, которая иногда граничит с нежеланием взглянуть в лицо истинному положению дел. Отсюда, к слову, и резкая критика в адрес региональных элит, прозвучавшая в конце ноября на совместном заседании внутрипартийных клубов «Единой России».

Первые действия региональных властей — заморозка инвестиционных планов, подразумевающих участие бюджетных средств, и корректировки, внесённые в бюджет 2009 года. Затем стали создаваться антикризисные советы и комиссии — площадки, на которых региональный бизнес мог обсуждать свои трудности с главами регионов. Власти субъектов постепенно начали осознавать свою роль в условиях кризиса.

Вот недавняя, вполне показательная картинка: губернатор Ростовской области Владимир Чуб вместе с небольшой делегацией донских бизнесменов 27 и 28 ноября — два дня подряд! — встречается с главой Сбербанка Германом Грефом на его территории — в здании недавно отстроенного офиса Юго-Западного банка Сбербанка РФ. Результат — заключённое соглашение о сотрудничестве между Сбербанком и Ростовской областью. Один из его главных приоритетов — это, по словам Германа Грефа, кредитование предприятий, «обеспечивающих систему жизнедеятельности в регионе — это торговые сети, хлебокомбинаты, предприятия, которые производят продукцию для повседневных нужд». Надо ли говорить, насколько главе региона на волне кризиса важно заручиться поддержкой крупнейшего госбанка в деле кредитования — читай, спасения — ключевых предприятий региона. Не жалко двухдневных трудов на чужой территории.

Региональные власти сегодня стали важным посредником, активность которого позволяет привлекать в регион влитые государством в экономику деньги. Увы, сами по себе эти деньги по назначению не попадут.

Сейчас, по сути, созданы предпосылки для существенного усиления роли губернаторов в развитии регионов. Уже в ближайшее время может оказаться, что для крупного непубличного регионального бизнеса, столкнувшегося с проблемой финансирования, самая короткая дорога к кредитам лежит через приёмную губернатора. Поскольку губернаторское слово, дополнительные обязательства региональных бюджетов — сейчас важный аргумент в переговорах с монструозными госбанками. Главы территорий, в которые ещё вчера деньги шли сами собой, вынуждены сегодня привлекать средства вручную. И предприниматели начинают заботиться, чтобы о них не забыли, когда будут молвить словечко за местных. Ведь их собственное словечко там почти не слышно.

И вот здесь перед любым губернатором открываются два пути. Во-первых, он может задействовать все свои личные ресурсы для преодоления этого кризиса. Он лично может забывать или не забывать. Но в таком случае через некоторое время регионы, с точки зрения управления, будут отброшены в развитии к концу 90-х годов, когда бизнес особенно ясно делился региональной властью на своих и чужих. Ручное управление территорией в период кризиса окажется особенно вредно для тех субъектов федерации, которые за последние несколько лет преуспели в привлечении инвестиций.

Второй путь — максимально задействовать на уровне территории все возможные институты развития, предлагаемые федеральным центром. Так, например, Краснодарский край решился на поистине революционный шаг — создание краевого гарантийного фонда, призванного облегчить предпринимателям доступ к финансам. В частности, гарантийный фонд позволит взять кредит в банке даже при недостаточной залоговой базе. При этом часть затрат — связанных с арендой помещения, использованием лизингового оборудования, подключением к инженерным сетям — будет субсидироваться из краевого бюджета. Астраханский губернатор Александр Жилкин в тиражировании федерального опыта пошёл ещё дальше, решив в судостроительной и транспортной отраслях создать частно-государственный региональный холдинг.

Примечательно, что администрация Ставропольского края, несколько месяцев назад начавшая разрабатывать проект регионального инвестфонда, на волне кризиса отказалась от него. А напрасно — этот проект как раз и мог бы быть антикризисным. Сегодня ведь важен каждый канал по перекачке государственных денег в реальную экономику конкретного региона. До сих пор в различных регионах ЮФО к институтам развития отношение было разное. В результате в одних, как в Волгоградской области, власти шли на эксперимент и организовывали структуры, с которыми ещё не было опыта работы, — в данном случае, венчурный фонд, в других же субъектах Южного округа к новинкам относились весьма сдержанно. Теперь инфраструктуры развития здесь явно не хватает, а поскольку возиться с её созданием особо некогда — предприятия надо спасать — у любого губернатора может появиться искушение взять рулевое колесо в свои руки. Однако в таком случае — в некотором смысле — ущерб от кризиса только вырастет.