Фокус для лизинговой компании

8 декабря 2008, 00:00
  Юг

Лизинговые компании сегодня переживают не лучшие времена. Хотя спрос на услуги этого сектора в последнее время вырос, зато существенно сократилось предложение. Бурное развитие сменилось спадом. Такая ситуация становится своеобразным испытанием на прочность как для отдельных фирм, так и для рынка в целом, и, безусловно, значительно изменит стратегии развития компаний и расстановку сил. О влиянии кризиса на деятельность игроков рынка и перспективах развития лизинга рассказывает директор департамента маркетинга компании «CARCADE Лизинг» Юлия Тарасова.

— Оцените ситуацию, сложившуюся на рынке лизинга в России и на Юге.

— Безусловно, мировой финансовый кризис внёс свои коррективы в развитие отрасли. Уже в первой половине года можно было наблюдать некоторое торможение роста рынка лизинга по сравнению с годом прошлым. Резкий же спад продаж был зафиксирован в сентябре. Отдельные сегменты рынка упали практически до нуля — например, лизинг недвижимости. Заметно сократились сегменты лизинга промышленного оборудования и спецтехники. Стабильно высокий спрос — в сегментах автомобильного и железнодорожного транспорта. Ситуация на рынке лизинговых услуг ЮФО отражает ситуацию на российском рынке лизинга в целом. Спрос со стороны клиентов по-прежнему высок. Снижение темпов роста рынка происходит по внешней причине — доступ к финансовым ресурсам ограничен, соответственно возникает необходимость сократить часть своих проектов и ужесточить требования к лизингополучателям. В итоге на рынке спрос превышает предложение. И лизинговые компании, имеющие источники фондирования, оказываются сейчас в выгодном положении. Сегодня уместно говорить о росте отложенного спроса: клиенты откладывают заключение договоров финансирования до нормализации экономической ситуации. Кроме того, клиенты откладывают и приобретение автомобилей, ожидая снижения цен. Компании сосредотачиваются на обеспечении текущей деятельности и получении собственных средств из банков, сокращая инвестиционные планы. Нестабильная ситуация в банковской системе приводит к тому, что некоторые клиенты не могут получить средства с замороженных счетов и вынуждены откладывать даже запланированные сделки. Сокращается приобретение представительских автомобилей; спрос всё больше смещается в сторону машин, действительно нужных для ведения бизнеса.

— Как текущий кризис повлиял на деятельность вашей компании? Как в результате изменились планы её развития?

— В первой половине текущего года продуктовая политика CARCADE была направлена на дальнейшую оптимизацию предложений для клиентов, в частности, на снижение размера первого платежа и разно­образие выбора графиков платежей. Однако в условиях финансового кризиса CARCADE, как и все без исключения лизинговые компании, внесла в свою деятельность ряд коррективов. Во-первых, компания сконцентрировалась на тех клиентах, которые однажды уже воспользовались услугами лизинга в CARCADE. Именно для таких лизингополучателей сохранены максимально гибкие и комфортные условия сотрудничества. Во-вторых, наши основные усилия сейчас сосредоточены на наиболее приоритетном направлении — лизинге легковых автомобилей и лёгкой коммерческой техники. В продуктах компании несколько увеличены — в среднем на пять-десять процентов — размеры первого платежа, максимальный срок лизингового договора сокращён с 48 до 36 месяцев, удорожание выросло на один-два процента. Но такие немаловажные преимущества финансирования, как высокая скорость проведения лизинговой сделки или минимальный пакет документов для её оформления, остались неизменными.

При этом CARCADE и сегодня предлагает лизинговое финансирование популярных марок автомобилей без удорожания (по цене автосалона) и без оценки финансового состояния клиента. Сохранены и выгоды предложения «Лизинг по вашим правилам» для постоянных клиентов компании. В этом продукте лишь несколько увеличен размер первого платежа (пять процентов), остальные же преимущества гибкого предложения компании остались без изменений: выбор графика платежей, валюты. Таким образом, каждый клиент, воспользовавшись лизингом компании, может через полгода сотрудничества, при условии отсутствия задержек по оплате, пользоваться «докризисными» условиями сотрудничества.

— Какой положительный опыт ваша компания извлекает из нынешнего кризиса?

— Нужно понимать, что кризис — это закономерное и естественное явление на любом рынке. Кризис — это проверка на прочность и жизнеспособность. И то, как компания переживает его, зависит от степени её подготовленности и способности быстро и адекватно реагировать на изменения реальности. В последнее время рынок лизинговых услуг интенсивно рос, тем самым порождая большое количество компаний-однодневок. Кризис станет неким фильтром, отсеивающим слабые компании и оставляющим на рынке действительно профессионалов — тех, у кого в активе сбалансированный портфель, грамотное лизинговое предложение, чёткое позиционирование и продуманная маркетинговая политика. Если до кризиса наша компания ориентировалась на освоение новых территорий и привлечение новых клиентов, то сегодня можно сконцентрироваться на том, что у нас уже есть — отработать все внутренние процедуры, усовершенствовать программное обеспечение, повысить квалификацию сотрудников.

— Что станет основой роста на рынке в будущем?

— Основой будут компании реального сектора экономики, малый и средний бизнес. Спрос на товары и услуги первой необходимости никуда не денется; компании, обслуживающие такие отрасли, как розничная торговля, производство продуктов питания, транспортные услуги, медицина и фармацевтика, коммунальные услуги, составят ядро потребителей лизинговых услуг.

— Как изменится расстановка сил на рынке лизинга?

— По нашей оценке, динамика рынка будет определяться доступностью финансовых ресурсов для лизинговых компаний, а также экономической ситуацией в отраслях, заинтересованных в их услугах. В условиях финансового кризиса лизинговые компании останавливаются на какой-то одной приоритетной для себя категории предметов лизинга, как правило, высоколиквидной (кстати, поэтому можно говорить о том, что рынок ликвидных предметов лизинга достаточно насыщен). Таким образом, в настоящее время мы видим разделение отдельных ниш между игроками рынка лизинговых услуг, что может повлиять на структуру рынка в будущем. В сложившейся ситуации неизбежны слияния и поглощения; скорее всего, этот процесс будет идти по пути скупки лизинговых портфелей и клиентских баз. Фокусировка лизинговых компаний на ликвидных предметах лизинга освобождает ниши для специализации на предметах менее ликвидных, которые в то же время являются востребованными среди лизингополучателей. Поэтому компании, которые смогут занять эти ниши раньше всех, при первых же признаках «оттепели» рынка после финансового кризиса будут иметь весомое преимущество перед другими игроками. Главное — не ошибиться и выбрать правильный момент, иначе компания столкнётся с чередой дефолтов со стороны клиентов и невозможностью реализации бывшего в употреблении оборудования.