Замедленное внедрение

Людмила Шаповалова
23 февраля 2009, 00:00
  Юг

Сетевые интеграторы и производители ПО ожидают повышения спроса на бизнес-софт. Однако руководителям малых и средних предприятий ЮФО пока не очень понятно, как большие затраты помогут им сэкономить

Уже по итогам работы IT-ком­паний ЮФО в 2007 году (см. «Рост втёмную» в «Эксперте ЮГ» № 13, 2008 г.) можно было говорить о том, что разработка и поставка ПО в рамках интеграционных проектов становятся всё более востребованной услугой. Компании, прошедшие первую стадию информационной эволюции, — лицензирование ПО (или переход на ПО с открытым кодом) — стали инвестировать в автоматизацию бизнеса. Основные запросы средних и малых предприятий были связаны с внедрением продуктов производства «1С-Рарус»: для большинства руководителей «1С» является синонимом автоматизации.

Однако общие тенденции IT-рынка ЮФО — выход на него крупных федеральных интеграторов, расширение ассортимента предложений местных — позволяли говорить о том, что запросы малого и среднего бизнеса усложняются. Появилась необходимость в инструменте не просто для выписки счетов, но для анализа взаимоотношений с партнёрами и клиентами, контроля денежных потоков. Кризисная экономика ставит эти вопросы ребром: стоимость сохранения прежнего клиента и приобретения нового возрастает многократно.

Торговля — двигатель CRM

Наиболее очевидным выходом из подобной ситуации для компаний становится освоение бизнес-приложений, но для того, чтобы решения в области ERP и CRM проникли в сегмент среднего и малого бизнеса (СМБ), необходимо, чтобы представители этого бизнеса преодолели определённый психологический барьер. Поставщикам и интеграторам в условиях, когда даже над покупкой минимального аппаратного обеспечения приходится подумать не раз и не два, надо ещё убедить рынок в том, что такие дорогостоящие программные продукты являются оправданным вложением в будущую прибыль, а не непонятными операционными расходами.

К осени 2008 года местные интеграторы только-только научились разговаривать с небольшими предприятиями о сложном бизнес-софте. Евгений Рыбасов, директор «Ай-Ти Центра Рыбасова», говорит не о сколько-нибудь подсчитанной динамике роста, а всего лишь о «хорошей тенденции»: «Даже совсем небольшие предприятия, обладающие парком в 10–15 компьютеров, задумывались о приобретении серьёзных программных продуктов. Связана эта тенденция была с положительной картиной в экономике и повышением уровня грамотности компаний в сфере информационных технологий». При этом г-н Рыбасов не отрицает, что в целом ЮФО считается одним из самых отсталых регионов России в области информационных технологий.

Однако темпы роста IT-рынка в России за последние годы (по разным оценкам, они составляли порядка 30–40% в год) позволяют делать осторожные, но всё же оптимистичные прогнозы. Устойчивый спрос на CRM и ERP-системы наблюдался со стороны розничной и мелкооптовой торговли: компании, сумевшие удержаться на рынке, не будут отказываться от намеченных планов и сворачивать уже внедрённые проекты.

Владимир Куканов, директор донского филиала компании «АйТи», при этом подчёркивает, что имеет значение не отраслевая специфика, а масштабы экспансии, намеченной компанией: предприятие, которое ориентируется на большой рынок и распоряжается значительным денежным потоком, неизбежно осознаёт необходимость бизнес-ПО. А г-н Рыбасов добавляет, что рассчитывать на конкретный количественный эффект от внедрения автоматизированной системы имеет смысл только в условиях стабильного рынка: «В последнее время в некоторых отраслях ежегодный рост бизнеса измерялся сотнями процентов. А структура компании и её бизнес-процессы менялись за год-два до неузнаваемости. В такой ситуации оценить, какие факторы повлекли за собой подобный рост, достаточно трудно».

Скептическая оценка будущего рынка автоматизации связана с тем, что многие руководители компаний ЮФО просто не дозрели до таких решений. Г-н Куканов описывает вполне типичную ситуацию: «Сейчас малые и средние предприятия весьма вяло реагируют на услуги по внедрению. Как правило, топ-менеджеры считают, что у них всё под контролем. Выбор между ещё одним Porsche и ERP сплошь и рядом происходит не в пользу последнего. Две-четыре тысячи долларов за софт из расчёта на одно рабочее место кажутся непомерными расходами».

Гигантский шаг навстречу маленьким

В целом стоимость покупки лицензии и внедрения бизнес- ПО сами его поставщики оценивают как «сопоставимую с возможностями средних и малых предприятий». Евгений Рыбасов приводит в пример стоимость комплексной автоматизированной системы управления предприятием с 50 рабочими местами: «Цена программного обеспечения будет начинаться примерно от 300 тысяч рублей, а цена внедрения в среднем может составлять от 500 тысяч до миллиона рублей. При этом нельзя забывать о затратах на модификацию компьютерного парка — эта задача актуальна практически для всех внедрений». Владимир Куканов говорит о том, что крупные вендоры уже начали ориентироваться на сектор СМБ и предоставлять большие скидки.

Действительно, гиганты индустрии, поделив крупнейших участников рынка, — банки, добывающую промышленность и крупное производство — заинтересовались рыбой поменьше.

Microsoft в 2008 году открыла в ЮФО подразделение MS Dynamics и результатами его работы весьма довольна. Алексей Рештенко, директор департамента региональных продаж Microsoft, объясняет успехи работы этого направления тем, что у большинства компаний уже есть продукты MS, а те решения, которые дополняют работу компании, легко в них интегрируются. «Сейчас заказчики местных компаний — это золотой запас, и ключевая задача компании — их сохранить. Получить нового заказчика будет стоить в шесть раз дороже, чем сохранить старого. А основная особенность среднего и малого бизнеса в том, что это компании, всё решающие на месте, в отличие от крупных корпораций, решения  которых принимаются в Москве. Поэтому для нас здесь открывается всё больше новых возможностей», — обосновывает оптимизм компании г-н Рештенко.

Другой софтверный гигант, SAP, в марте этого года открывает собственное представительство в ЮФО. Правда, согласно классификации самой компании, средними и малыми считаются все предприятия с оборотом до 500 млн евро в год — доходы SAP в России от СМБ-сектора, по словам Андрея Трушина, менеджера SAP по развитию бизнеса в ЮФО, составляют около 40%. Компания рассчитывает, что в 2009 году увеличится доля продаж готовых решений в области бизнес-интеллекта и анализа в сравнении с продажами базового ПО и долгосрочными проектами. «В последние годы в ЮФО основные IT-инвестиции осуществлялись в создание инфраструктуры — наращивался компьютерный парк, создавались кабельные системы, строились хранилища данных. Компании, создавшие такой базис, должны максимально эффективно его использовать», — говорит г-н Трушин. На первый план, по его мнению, будут выходить краткосрочные проекты либо внедрение отдельных модулей сложных решений, например, в области ERP, которые обеспечат ощутимое сокращение издержек.

Для SAP выход в регионы (ростовский офис будет четвёртым — после Петербурга, Екатеринбурга и Новосибирска) — это вообще часть глобальной стратегии. По словам г-на Трушина, предполагается, что к концу 2010 года доля доходов SAP от СМБ в мире будет составлять 45% в общем объёме бизнеса компании. Даже при том, что далеко не каждое малое и среднее предприятие ЮФО может позволить себе внедрить решение SAP или MS Dynamics, в целом наступление гигантов может оказать благотворное влияние на южный IT-ландшафт. Обладая известной настойчивостью и богатым маркетинговым инструментарием, крупные вендоры и их партнёры познакомят южный бизнес как минимум с идеей автоматизации. А от неё до мысли о том, что ERP полезней, чем Porsche — один шаг.