Южные столицы задумались о лицах

Русский бизнес
Москва, 09.03.2009
«Эксперт Юг» №8-9 (47)

В феврале в Краснодаре, а в марте в Ростове «Деловой клуб юга России», созданный «Экспертом ЮГ» и южным региональным комитетом Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), провёл заседания с участием представителей среднего и крупного бизнеса, посвящённые конкурентоспособности городов. Ростовское заседание проводилось совместно с местным филиалом Клуба политического действия «4 ноября». Общая черта двух мероприятий — бизнес и власти легко и с удовольствием говорили об исторически сложившихся конкурентных преимуществах. Но настоящая дискуссия начиналась лишь тогда, когда речь заходила о выборе стратегии развития городов. Или иначе — о формировании лица города.

Одним из предметов обсуждения стало первое масштабное исследование условий для ведения бизнеса в городах ЮФО, результаты которого были опубликованы «Экспертом ЮГ» в декабре прошлого года (см.  «Бизнес-козыри южных городов»,  «Э-Ю» № 33). Экономический кризис, однако, сделал тему гораздо более насущной: необходимо антикризисное партнёрство между бизнесом и властью на уровне ключевых городов юга России.

Итак, каким видят сегодняшний Краснодар представители среднего и крупного бизнеса? Одну из формулировок дал президент «Кубаньбанка» Роман Дусенко. Группа инвесторов, купивших банк в мае прошлого года, перед выходом в регион опиралась на исследование 30 российских городов: Краснодар оказался единственным городом, где по данным 2007 года наблюдалась положительная миграция населения. Кроме того, столица Кубани стала лидером по активности населения в использовании банковских услуг. «У нас есть американский капитал, поэтому близость олимпийского Сочи была также важным фактором», — отметил г-н Дусенко.

«Краевая администрация провела масштабную пиар-кампанию региона. Иностранцы — потенциальные инвесторы — не разделяют Краснодар и край. Для них это Krasnodar region. Краснодар может этим активно пользоваться, ведь о многих других региональных центрах иностранные инвесторы попросту ничего не слышали», — поделилась наблюдением Эвелина Павловская, вице-президент по консалтингу GVA Sawyer. По ёе замечанию, о возможных точках роста говорят запросы от компаний, подыскивающих площадки для развития бизнеса. Сегодня Краснодар вызывает интерес у операторов гостиничного бизнеса и удержавшихся на плаву после нескольких месяцев кризиса крупных ритейлеров — они заинтересованы, прежде всего, в приобретении уже работающих проектов. Кроме того, инвесторы продолжают поиск площадок под производственные предприятия, в то время как активность строителей и операторов логистических комплексов снизилась. Предоставление складских услуг в Краснодаре, по убеждению Эвелины Павловской, пока остаётся недооценённой нишей.

Краснодар, как показало исследование «Эксперта ЮГ», лидирует в ЮФО по показателю соответствия качества госуправления потребностям бизнеса. Общая тональность выступавших на конференции подтвердила этот вывод. «В Краснодаре практикуется предоставление земельных участков без торгов при условии реализации инвестпроекта с суммой общих капитальных вложений более 200 миллионов рублей. Это выделяет Краснодар среди других городов в глазах компаний, реализующих глобальные проекты», — отметил Максим Шишов, старший юрист адвокатского бюро «Юг». Правда, для получения поддержки на краевом и муниципальном уровнях необходимо, чтобы компания была зарегистрирована в Краснодарском крае. «Выпадают проекты, планируемые филиалами компаний из других регионов. В условиях кризиса это безусловный минус. Данную ситуацию необходимо менять, привлекать в город как можно больше инвестиций», — убеждён г-н Шишов.

Самая насущная проблема, объединяющая Ростов и Краснодар, — не­удовлетворительное состояние дорожной инфраструктуры. Сформулировать общее мнение представителей бизнеса по этому поводу можно так: вперёд вырвется тот город, который первым избавится от дорожных пробок. «Какой бы ни была концепция развития города, реализовать её можно будет только при решении транспортных проблем. Для городских властей это должно стать главной задачей. Не секрет, что дорожные пробки отрицательно влияют на развитие бизнеса. Наши предприятия регулярно сталкиваются с проблемами доставки продукции», — посетовала на мероприятии в Ростове Людмила Бородина, директор по коммуникациям «ГРУППЫ АГРОКОМ».

«К городу можно подходить, в том числе, как к продукту. Ростов как продукт пока не сформирован. Можно сказать, что он просто плывёт по течению. Была бы очень полезной концепция — описание того, на чём город в большей степени специализируется. На промышленности, науке, туризме? — рассуждал Сергей Шамшура, гендиректор конгрессно-выставочного центра “ВертолЭкспо”. — Показателен опыт многих западноевропейских городов. Хорошим примером является Прага — город с акцентом на туризме. Одной из возможностей для Ростова является закрепление за собой титула официальной деловой столицы Юга. Расстановка акцентов, пожалуй, в первую очередь — дело муниципальных властей». Определившись с акцентами, бизнес получит ориентиры для развития. К примеру, если за Ростовом закрепляется статус делового центра — есть резон уделять особое внимание росту гостиничной инфраструктуры, считает г-н Шамшура.

Нужно сказать, что формирование лица города — это непривычное направление деятельности для муниципальных властей. На Юге есть территории — в первую очередь курортные города — где это лицо возникло как бы само собой, так что требуется лишь двигаться в заданном историей направлении. В ходе конференций стало очевидно, что бизнес нуждается в чётком стратегическом курсе развития городов и что прорабатываемые сейчас генпланы не дают ответов на все вопросы. Более того, в каждом городе уже сформировалась градостроительная оппозиция. «Взглянув на планировку центра Ростова, я был попросту удручён. В той части города, где уже сегодня парализовано движение транспорта, закладывается увеличение населения на 50 тысяч человек. В офисных зданиях, вблизи которых невозможно припарковаться, резко падает цена аренды. Это один из косвенных показателей критической ситуации», — указал руководитель НПО «Южно-Российский градостроительный центр» Юрий Трухачёв.

Выяснить, какие акценты необходимы для развития города — задача нетривиальная. «Один из возможных путей развития Ростова — строительство спортивных объектов, театров, отелей, которые станут точками роста для города, — считает председатель ростовского филиала клуба “4 ноября”, председатель совета директоров “Группы Мегаполис” Константин Кузин. — Шутка ли, ростовский Дворец спорта в течение года посещает миллион человек. И это в миллионном городе!»

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №8-9 (47) 9 марта 2009
    Перестройка строительства
    Содержание:
    Спрос этажами ниже

    Перед строителями коттеджных посёлков неожиданно открылись новые возможности. Власти, инвесторы и покупатели могут повернуться в сторону коттеджей на время, пока строительство многоэтажек полностью или частично заморожено

    Реклама