Трудности перехода

Тема недели
Москва, 30.03.2009
«Эксперт Юг» №10-12 (49)
Приэльбрусье стремится стать европейским курортом — и повышает цены. В результате, по предварительным подсчётам, в этом сезоне турпоток оказался на 15–20% меньше обычного

Не спасло даже снижение цен в «бюджетных» гостиницах — по данным ОАО «Эльбрустурист», крупнейшего туроператора в регионе, в общей сложности цены оказались ниже примерно на 15%. Тем не менее, для Приэльбрусья горнолыжный сезон 2008–2009 года начался со шквала возмущённых высказываний на специализированных форумах. Всерьёз обсуждалась даже тема бойкота — предлагалось в этом году ехать «куда угодно, а в Приэльбрусье — ни ногой». Причиной, кроме финансового кризиса и недостатка снега (по заверениям местных жителей, столь малоснежной зимы в Приэльбрусье не было очень давно) стало неожиданное новшество на приэльбрусских канатных дорогах — впервые за всю историю курорта там отменили привычные «разовые» билеты и ввели абонемент стоимостью 850 рублей в день. К Новому году абонемент подрос до 1000 рублей, что вызвало новую бурю интернет-эмоций горнолыжников. Местные власти утверждают, что стремились сделать «как в Европе», и что стремление это вполне соответствует общей стратегии развития курорта.

Здесь вам не равнина…

Отмена разовых билетов и подорожание абонемента стали следствием объединения всех канаток в одно предприятие. И всё смешалось в Приэльбрусье

Итак, канатная дорога на Эльбрусе. Первая очередь — от поляны Азау до станции «Старый Кругозор» на высоте 2500 м — новая гондольная дорога, построенная два года назад (многие зовут её «француженкой» — по стране-производителю). Дальше, до станции «Мир» — старая маятниковая дорога, вагончики на 30 человек. Ещё дальше — кресельная дорога, которая работает только в хорошую погоду. Очередей возле касс нет. Совсем. Поэтому наблюдать пусть маленькую, человек из десяти, очередь на посадку — несколько странно. При том что канатка, судя по всему, работает исправно (согласно проектной мощности, дорога способна поднимать до 2400 человек в час), кабинки-гондолы, рассчитанные на восемь человек, движутся мимо — пустые. Минут через десять стояния в странной очереди сам собой возникает вопрос:

— А в чём, собственно, дело? Почему не пускают?

— Не могут они пока. Только с билетами можно — следят, — авторитетно заявляет парень со сноубордом.

— Так у нас билеты!

— Ну так проходите! — тут же приглашает несколько ошарашенный контролёр, выросший как из-под земли.

Позже выясняется, что подъёмы «мимо кассы» в Приэльбрусье — дело обычное, так что удивляются этому феномену разве что новички. Все прочие знают, что подняться на одну очередь канатки можно, вручив человеку «на посадке» от 100 до 150 рублей. В этом сезоне, по словам бывалых горнолыжников, катание в обход кассы стало особенно востребованным. Прежде всего теми, кто не рассчитывает больше чем на два спуска за день — платить 1000 рублей за два подъёма желающих мало.

В руководстве ОАО «Канатные дороги Приэльбрусья» убеждены, что с вводом единого абонемента катающихся мимо кассы стало меньше. «Конечно, нельзя сказать, что это явление устранено полностью. Но стало меньше — это точно. У нас очень много контролирующих органов, да и мы сами стараемся, чтобы всего этого не было. Сейчас хотим ввести полноростовые турникеты — это позволит серьёзно уменьшить несанкционированный проход на посадку», — уверяет генеральный директор компании Юсуп Хаджиев. Увы, оптимизм руководства канатных дорог разделяют далеко не все. «Меньше не стало. Стало дороже. То, что раньше стоило 150 рублей, теперь стоит 500. Зря убрали разовые билеты! Говорят — надо больше денег. А в итоге получается то, что есть», — посетовал один из ветеранов туристической отрасли Приэльбрусья, пожелавший не называть себя. «Меня тут все знают. Не хочу ни с кем ссориться», — пояснил собеседник.

Отмена разовых билетов и подорожание абонемента стали следствием объединения всех канаток на Эльбрусе и на Чегете в одно предприятие — ОАО «Канатные дороги Приэльбрусья» (предприятие со стопроцентным государственным капиталом, создано два года назад для управления дорогой «Азау — Старый Кругозор» и привлечения инвестиций в строительство следующих очередей). Произошло это не далее как минувшей осенью, аккурат перед началом сезона. И всё смешалось в Приэльбрусье. «Обычно мы располагали единой базой мест размещения и достаточно успешно “грузили” их — в том числе за счёт того, что включали в пакет стоимость абонемента на канатную дорогу со скидками. В этом году мы не имели такой возможности, — рассказывает Азрет Сабанчиев, генеральный директор ОАО “Эльбрустурист”. — То есть часть туров успели продать с абонементом — пока нас не уведомили о том, что никаких скидок и исключений для нас не будет. В итоге нам пришлось доплачивать свои деньги, чтобы компенсировать людям разницу в стоимости приобретённого ими абонемента — это были наши обязательства, и мы их выполнили. Но в целом привлекательность нашего пакета в глазах туристов снизилась».

Как в Европе

Изначально все дороги планировалось объединять под началом ОАО «Эльбрустурист» — до сих пор в ведении компании находились «старые» канатные дороги на Чегете и Эльбрусе, а также довольно серьёзный гостиничный фонд — из 4,5 тысяч мест в гостиницах Приэльбрусья около тысячи принадлежат именно «Эльбрустуристу». Однако планы довольно неожиданно поменялись — и вместо объединения всей туристической инфраструктуры Приэльбрусья произошло её разделение. «Решение принималось на уровне руководства республики, и комментировать его я не могу», — сказал по этому поводу Азрет Сабанчиев.

В правительстве говорят, что хотели как лучше. «Есть такая пословица — котлеты отдельно, а мухи — отдельно. Каждый должен заниматься одним делом, и заниматься хорошо, — объясняет замминистра спорта и туризма Юсуп Улаков. — Если “Эльбрустурист” управляет гостиницами, то в гостиницах должно быть обслуживание на высоком уровне, чтобы туристы были довольны. А канатными дорогами пусть занимаются специалисты, которые разбираются во всём, с ними связанном, — от ремонта дороги до обслуживания туриста на посадке». По словам г-на Улакова, сегодня Приэльбрусье, развиваясь, ориентируется на европейские горнолыжные курорты: «В Европе все канатные дороги объединены. Там можно купить абонемент на одном курорте, а кататься на другом. Конечно, сегодня там сервис лучше, чем у нас. Но мы ведь должны стремиться к такому уровню».

Что же до цены абонемента — и в правительстве, и в руководстве «Канатных дорог Приэльбрусья» в один голос говорят, что она несравнимо ниже, чем на других горнолыжных курортах ЮФО, не говоря уже о европейских. «На Эльбрусе эксплуатируется такая же дорога, как во Франции. А её обслуживание в России обходится дороже — например, выше цена на запчасти, в которую входят транспортные, таможенные расходы и так далее, — поясняет тонкости ценообразования Юсуп Хаджиев. — Да, здесь ниже зарплата у персонала и дешевле электроэнергия. И если брать в общем, то затратная часть эксплуатации французской дороги у нас и во Франции соизмерима. Поэтому мы вынуждены учитывать этот факт вне зависимости от того, нравится нам это или нет».

Кстати, вторая очередь «француженки» сегодня построена, но пока не работает — пуск, изначально запланированный на середину февраля, в разгар горнолыжного сезона, отложили на конец марта — начало апреля. Есть все основания предполагать, что, работай вторая очередь новой дороги уже в феврале, недовольных ценой абонемента было бы меньше — во всяком случае среди тех, кто катается на Эльбрусе. Другое дело — Чегет, где никаких дорог, кроме кресельных, «старых советских», пока нет вообще. Однако абонемент — общий. И получается, что, катаясь даже исключительно на Чегете, всё равно надо платить за возможность пользоваться новой дорогой на Эльбрусе.

Впрочем, сегодня руководство «Канатных дорог» уверяет, что так будет не всегда — на смену единому для всех абонементу должен прийти некий дифференцированный подход. «Ведь как было с сотовой связью: сначала один тариф, потом другой, а сейчас каждый оператор предлагает совершенно разные пакеты услуг с разными вариантами оплаты. Вот и мы сегодня ведём анализ ситуации. Мнение тех людей, которые недовольны, будет учтено — какая-то альтернатива существующему положению дел появится», — уверяет Юсуп Хаджиев.

В этом году единственной законной альтернативой абонементу оказался так называемый экскурсионный билет за 600 рублей, рассчитанный не на лыжников, а на тех, кто приезжает в Приэльбрусье исключительно любоваться природой. Его наличие позволяло подняться за один день и на Чегет, и на Эльбрус. Если сложить стоимость разового подъёма на всех канатках, получится даже дороже. Другое дело, что покорить за световой день обе горы под силу не всякому экскурсанту. Но тому, кто не успел, назавтра придётся покупать ещё один билет — снова за 600 рублей…

Приэльбрусье для Кабардино-Балка­рии — это бренд. С этой курортной зоной связаны самые амбициозные планы по развитию республики. Руководство КБР не раз заявляло, что в перспективе Приэльбрусье должно стать курортом европейского уровня. Особые надежды возлагаются на проект нового горнолыжно-бальнеологического курортного комплекса на северо-восточном склоне Эльбруса (основной инвестор — компания «Интеррос»). Есть планы в отношении Чегета — проектированием новых подъёмников и уникальной дороги с Чегета до «Старого Кругозора» на Эльбрусе в прошлом году начала заниматься австрийская компания «Доппельмайер». Однако реализация этих планов — дело не одного года. А пока в Приэльбрусье работает, в основном, старая инфраструктура, подходить к которой с европейскими мерками по меньшей мере нелогично.

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№10-12 (49) 30 марта 2009
Туризм
Содержание:
Город будет

Максим Кузнецов, один из авторов и руководитель проекта «Новомихайловский Посад», убеждён, что кризис не только не превратит его реализацию в иллюзию, но и сделает ещё более привлекательным в глазах и государства, и частных инвесторов

Реклама