Второй шанс для инноваций

13 апреля 2009, 00:00
  Юг

Редакционная статья

Сегодня, на фоне нехватки ликвидности и замораживания инвестпроектов в сферах деятельности, считающихся наиболее привлекательными и наименее рискованными, перспектива вложений в инновационные проекты может показаться абсурдной. Однако именно кризис создаёт уникальный шанс для формирования основ инновационной траектории развития региона и, в частности, кластеров, способных в посткризисный период вывести не только отдельные отрасли, но и территории на принципиально иной уровень развития. Высокотехнологичный капитал сегодня зачастую выступает именно в форме регионального капитала. Эффективность как региональных, так и национальных экономик определяется уже не отдельными отраслевыми технологическими цепочками, а кластерами, для возникновения которых на юге России есть все предпосылки.

В рамках действующих стандартов формирования отчётности отследить затраты предприятий южного региона на инновационную деятельность отчасти можно по параметрам расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. Анализ имеющейся у нас базы зарегистрированных в ЮФО крупных и средних предприятий, выручка которых превышает 300 млн рублей, показывает, что в 2007 году на Юге эти компании потратили на НИОКР 783,3 млн рублей. Доля затрат в совокупной выручке южного бизнеса составляет ничтожные 0,03%, тогда как в России этот показатель зафиксирован на уровне 0,4% — а в Китае, например, 2,5%. Даже от российского уровня Юг отстаёт на порядок. В поисках чего-то более обнадёживающего мы обратились к выручке компаний, считающих исследования и разработки основным видом своей деятельности. Таких на Юге в 2007 году оказалось восемь. Их оборот составил 9,2 млрд рублей или 0,37% суммарного показателя. Конечно, этого крайне мало для формирования основы устойчивого инновационного развития региона.

Мировой опыт показывает, что основная часть инноваций создаётся малым бизнесом.  Хотя Россия похвастать подобным состоянием дел пока не может и полной отчётности по малому бизнесу ЮФО сегодня, увы, не существует, тем не менее мы уже сейчас можем сказать, что на юге России основной вклад в инновационное развитие тоже приходится на малый бизнес. Опыт компаний, работающих, например, вокруг Таганрогского технологического института ЮФУ, даёт уже весьма полное представление о том, каким образом осуществляется инновационная деятельность в сфере малого бизнеса — и, соответственно, каким образом её развивать.

Для появления в нынешних условиях полноценных кластеров их создание должно быть поддержано соответствующими политическими решениями всех уровней. Региональное экономическое развитие на базе создания и стимулирования кластеров предполагает инициативу и активность трёх групп интересов: вузов, бизнеса и власти. Каждая из них играет свою роль, но главное — их взаимодополнение. Формирование связей между фирмами внутри кластера, постоянный обмен информацией, выстроенные на этой базе процессы бенчмаркинга выводят компании на уровень саморазвития, когда достижения одной фирмы подстёгивают усилия другой, запуская таким образом цепную реакцию постоянного обновления —  начиная с идей и заканчивая отдельными результатами. Для администраций спектр выгод от наличия кластеров ещё более широк: от создания новых рабочих мест до роста производительности и валового продукта. Третий компонент эффективного кластера — вуз. В любом кластере он играет как минимум три основные роли. Во-первых, вуз является поставщиком научно-технологических идей, доведённых до стадии их внедрения и тиражирования, выступая в этом плане некой мастерской новаций. Во-вторых, базовый вуз готовит узкопрофильных специалистов для тиражирования вышеупомянутых идей в промышленных масштабах. В-третьих, вуз оперативно получает от компаний сигналы о слабых и сильных сторонах текущего образовательного процесса, о возникающих потребностях действующих  предприятий.

1998 год показал, что ставка на дешёвое сырье и рабочую силу может быть только временной, иначе она закрепляет экономику в примитивном состоянии. Сейчас в связи с девальвацией рубля у инноваций появился второй шанс. А ситуация благоприятствует успешному выводу на рынки высокотехнологичных продуктов очень нечасто — это ж не зерно.