Аутсорсинг как точка опоры

Рынок IT-услуг на Юге — один из самых молодых. Он будет сильно прорежен кризисом, даже не успев завершить стадию становления. Наиболее стабильная его часть — компании, взявшие IT-услуги во внешнее управление

В этом году желающих принять участие в публичном рейтинге IT-компаний ЮФО поубавилось — компании не стремились демонстрировать падение выручки по сравнению с благополучным 2007 годом. Влияние кризиса IT-сфера почувствовала одной из первых. Затраты на IT-услуги зачастую попадают под сокращение в первую очередь, так как для менеджмента многих компаний они относятся к разряду второстепенных. Такой подход, безусловно, влияет на развитие IT-рынка и подталкивает его игроков к пересмотру целевых сегментов развития, поиску новых центров прибыли, адекватному позиционированию и продвижению в новых агрессивных условиях внешней среды. «Безусловно, IT-рынок сократился, причём значительно, — говорит заместитель директора по продажам и маркетингу ООО “Южная софтверная компания” Виталий Фуников. — У многих оказались урезанными бюджеты на внедрение новых продуктов или расширение функционала существующих. Радует, что есть компании, которые, наоборот, в кризис инвестируют в развитие своих предприятий — с ними мы сейчас активно работаем».

«С “официальным началом” финансового кризиса осенью 2008 года многие заказчики поспешили отложить перспективные или заморозить текущие IT-проекты», — характеризует сложившуюся ситуацию руководитель отдела проектных решений ЗАО «Универсальные бизнес технологии» Виталий Воронин. Как нервное оценивает в сложившихся кризисных условиях развитие IT-рынка на Юге директор донского филиала ЗАО «АйТи» Владимир Куканов. «Есть много случаев секвестра IT-бюджета, — поясняет г-н Куканов. — Но есть и предприятия, которых это не коснулось. В бюджетной сфере пока особо не заметно влияние секвестра. Даже скорее наоборот, наблюдаются противоположные тенденции — бюджеты есть, имеется намерение их истратить, а ситуация на рынке позволяет сделать это с максимальной пользой. Но и в других сферах рынка в большинстве случаев речь в основном идёт о “задержке”, а не о “сокращении”, то есть многое будет зависеть от продолжительности кризиса. Если кризис станет развиваться “по Кудрину”, задержка превратится в сокращение».

По данным компаний-участников рейтинга, значительная часть их доходов приходится на госструктуры. Существенная доля выручки формируется также торговыми предприятиями и финансовыми организациями, то есть теми, кто не в последнюю очередь ощутил на себе влияние кризиса.

Аутсорсинг как основа стабильности

Ряд игроков IT-рынка пересматривает приоритетные направления своего развития в поисках перспективных точек роста и новых центров прибыли. Немалые надежды при этом возлагаются на развитие IT-аутсорсинга. Это направление деятельности при наличии определённого количества клиентов создаёт для обслуживающей IT-компании своеобразный «запас прочности». Такие контракты в наименьшей степени пострадали от кризиса, они позволяют стабильно получать доходы и прогнозировать их, что особо актуально в сегодняшних условиях.

«Многие руководители будут перестраивать деятельность своих компаний для приспособления к более сложным, высококонкурентным условиям существования, при этом одним из инструментов реформирования деятельности компании может стать аутсорсинг», — рассуждает генеральный директор ООО «Владос» Левон Акопов. «Часть предприятий во время кризиса уже выводит собственные отделы IT на аутсорсинг, а это признак того, что отрасль станет более прозрачной, — комментирует развитие ситуации Елена Гришакова, замдиректора ООО “ВЦ Волгасофт”. — Спрос на аутсорсинг IT во время кризиса растёт на глазах — достаточно хотя бы посмотреть статистику запросов в интернет-поисковиках за последние полгода». С этой точкой зрения соглашается и коммерческий директор ООО «Центр информационных технологий ЛЕММА» Евгений Лебедев. «Кризисные явления уже вызвали интерес к услугам IT-консалтинга и IT-аутсорсинга, и в дальнейшем этот интерес будет только усиливаться, — считает г-н Лебедев. — Мировой практикой доказано, что компаниям, как правило, выгоднее привлекать опытные организации со штатом высококвалифицированного персонала в области информационных технологий, чем содержать в штате IT-специалистов. На наш взгляд, именно на такую схему перейдёт большинство компаний в ближайшее время». Юридическая защита и санкции за нарушение условий договора также традиционно выступают весомым, хотя пока и недооценённым, аргументом при выборе между IT-компанией и собственной службой. «Ещё до кризиса среди потенциальных клиентов стала наблюдаться новая тенденция — выбирать одного исполнителя для осуществления максимально широкого спектра услуг, — рассказывает Евгений Лебедев. — Популярность комплексных услуг, включающих консультации, поставки софта, оборудования, а также последующий аутсорсинг в области IT, будет неизменно расти».

«Впрочем, пока заметна обратная тенденция — “студент” обходится дешевле, — говорит Владимир Куканов. — В этом случае качество услуг падает, риски растут, но сиюминутная экономия налицо. Сложные формы отношений обычно становятся первыми жертвами кризисов, а аутсорсинг более сложная форма, чем просто найм, совместительство и т. д.». Не последнюю роль в развитии IT-аутсорсинга играет и психологический фактор доверия между потенциальным клиентом, открывающим сторонней организации всю внутреннюю информацию о своей деятельности и структуре, и IT-компанией. Ещё в прошлом году участники рейтинга отмечали «психологическую неготовность» потенциальных клиентов, нынешний же год уверенности в новых парт­нёрах, понятное дело, не добавляет.

Рисунки конкуренции

Кризис серьёзно влияет на конкурентную рыночную ситуацию. «Имеет место тенденция к слиянию с крупными московскими игроками региональных игроков — это помогает выжить за счёт дополнительных вливаний со стороны федеральных компаний, — замечает Евгений Лебедев. — Мы ожидаем, с одной стороны, уменьшения количества “серьёзных” многопрофильных конкурентов, а с другой — усиления конкуренции среди оставшихся игроков в нашем сегменте рынка».

Заметно возросло и без того значительное конкурентное давление на розничном рынке. «Как мы и ожидали, конкуренция усилилась в секторе простых продуктов и услуг, волна легализации породила массу мелких фирм, которые существовали на легализационных сделках, — говорит Виталий Фуников. — Сейчас таких сделок крайне мало, а компании-покупатели больше смотрят на авторитет и возможности IT-компаний, к которым обращаются, чаще видят в них партнёров, нежели просто поставщиков софта». Все эти процессы существенно меняют ландшафт поля деятельности и характер успевшей стать привычной слабой конкурентной среды. Кризис подтолкнул компании молодого рынка к новым формам взаимодействия, хотя до этапа активного развития профессиональных объединений на региональном уровне ещё далеко. «Игроки начали больше контактировать друг с другом, скажем, чтобы выявить неблагонадёжных клиентов, — рассуждает руководитель представительства ЮФО ЗАО “СофтЛайн Трейд” Александр Куницын. — Конкуренция стала гораздо более цивилизованной и более правильной. Рухнули все договорённости и сговоры, мобилизовались все — и регионалы, и федералы».

Однако имеет место и противоположная движению к цивилизованной конкуренции тенденция. «Уровень конкуренции, конечно же, вырос, но, к сожалению, и для игроков, и для покупателей конкуренция изменилась и на качественном уровне, — замечает Виталий Воронин. — Уже несколько раз мы сталкивались с примерами некорректного поведения отдельных участников рынка, которые в попытке получить заказ брали на себя завышенные обязательства, хотя изначально было понятно, что выполнить их они не смогут. Кстати, стоит отметить тот факт, что конкурентное давление в различных нишах IT-бизнеса возросло по-разному. Например, на поставках сейчас пытается заработать большее число игроков, чем раньше. В этом сегменте мы в последнее время сталкиваемся даже с консалтинговыми агентствами, которые, видимо, пытаются таким образом заработать. А вот на поле высокотехнологичных проектов число игроков увеличилось незначительно, так как в эти проекты надо вкладываться до получения денег от заказчика — это могут позволить себе только финансово устойчивые компании». С этой точкой зрения соглашается и Владимир Куканов: «В “конкурсной” области — особенно это касается простых поставок ПО и оборудования — появилось много компаний с безответственной политикой, так называемой “предсмертной” тактикой; в таких случаях цена или условия явно и нереально занижены, но, видимо, желание получить аванс пересиливает осторожность. Появились случаи подложных авторизационных писем, сертификатов и т. д. Заказчикам, подчиняющимся Федеральному закону номер 94 о размещении госзаказов, будет очень трудно с подобными вещами бороться, неизбежны потери». Такие потери являются издержками кризисного периода, издержками развития рынка. «Много компаний просто разорилось — ушло с рынка», — констатирует генеральный директор ООО «Компьютерные системы и сети» Михаил Шишов.

О степени сформированности и развитости южного IT-рынка говорит не только противоречивость поведения его игроков или разброс их выручки. Ярким показателем, характеризующим неоднородность развития IT-сферы на Юге и эффективность деятельности самих игроков, выступает размер выручки на одного специалиста. И здесь разрыв поражает: от сотен тысяч рублей до десятков миллионов на одного специалиста в 2008 году.

Туманные перспективы

Игроки молодого IT-рынка на Юге существенно расходятся во взглядах на его будущее: разброс возможных сценариев — от умеренно пессимистического до оптимистического. «Всё зависит от ситуации на других рынках; безусловно, мы надеемся, что к осени ситуация поменяется и рынок немного оживёт, — размышляет Виталий Фуников. — Все компании выйдут из кризиса другими. Уже сейчас есть примеры, пусть и немногочисленные, когда наши клиенты видят в IT-технологиях развитие компании, а не просто второстепенную “расходную” статью». По мнению заместителя генерального директора по связям с общественностью ЗАО «Орбита» Ирины Рамоновой, более востребованными будут прагматичные проекты с быстрой отдачей (в первую очередь прикладные), увеличится доля консалтинговой и внедренческой деятельности, а также технической поддержки. В то же время в ООО «Инстанта Дистрибьюшн» ожидают спад волны легализации.

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений, что на IT-рынке Юга новых клиентов в краткосрочной перспективе станет меньше. Как и во многих иных видах экономической деятельности, в IT-сфере сильные игроки признают оздоравливающий эффект кризиса. «Я считаю, что кризис не изменил, а только ускорил и обострил те тенденции, которые последние пару лет господствовали на рынке, — рассуждает Виталий Воронин. — Аутсайдеры, по всей видимости, уйдут, что, безусловно, положительно скажется на качестве рыночных предложений. Заказчики в условиях дефицита бюджета будут более тщательно выбирать своих поставщиков и интеграторов. Под давлением этих факторов игроки рынка будут вынуждены развивать свои специализации». Ещё более оптимистичным видится будущее в «Центре информационных технологий ЛЕММА», где, по словам Евгения Лебедева, ожидают рост оборотов рынка минимум на 20–50%.

Методика рейтинга

Рейтинг подготовлен Аналитическим центром «Эксперт ЮГ» по методологии рейтингового агентства «Эксперт РА». К участию были приглашены как отдельные IТ-компании, так и группы аффилированных IТ-компаний, работающих в ЮФО и специализирующихся в следующих областях: производство оборудования (компьютерного, офисного, коммуникационного и оборудования для передачи данных); разработка программного обеспечения; предоставление услуг в области IТ и телекоммуникаций; дистрибуция. Компании не могли стать участником рейтинга в следующих случаях: если доходы от дистрибуции оборудования (продажи оборудования, произведённого другими компаниями без его внедрения и технической поддержки) превысили 85% общей выручки компании; если доходы от поставки программного обеспечения других производителей конечному пользователю превысили 85%, а компания не занимается его внедрением и техподдержкой; если доходы от деятельности, связанной с производством полупроводниковых материалов (изделий) для рынка IТ, превысили 85% от выручки компании. Основным критерием ранжирования компаний принята совокупная выручка за 2008 год. Для полноты картины в рейтинг включён ряд других показателей. Достоверность данных, предоставленных компаниями, подтверждена подписью первого лица и печатью предприятия.