Человеческий ресурс

Если набрать в поисковике Google слово «ЮФУ», вывалится примерно 513 000 страниц, среди которых будет сайт ЮФУ с адресом rostov.rsu.ru, сайт ЮФУ с адресом dbs.sfedu.ru, ссылка на статью о ЮФУ в «Википедии» и случайным образом попавший в основные результаты поиска сайт кафедры физической и коллоидной химии. Все эти ресурсы — и прочие 512 996 тоже — оставляют впечатление, которое любой человек может получить, посетив районную поликлинику: долго, путано, беготня по кабинетам и хочется поскорее выйти. Куда, например, такому человеку, как я — ищущему второго, на этот раз «полезного», а не для души, образования — заходить на сайте dbs.sfedu.ru: в раздел «Образование», «Наука», или «Абитуриенту-2009»? А, может, я вообще не в тот корпус попала?

Можно подумать, сайт — это такой неумный, но сравнительно новый повод пораздражаться на, возможно, самый амбициозный образовательный проект на Юге со времён великого перемещения Варшавского императорского в Ростов. Таких, как я, пишущих в поисковой строке «ЮФУ», в месяц насчитывается около пятнадцати тысяч. Пятнадцать тысяч человек, имеющих отношения с университетом, намеревающихся их установить, желающих найти сокурсников, встретить научного руководителя, а может — ну бывают же и такие — учредить стипендию и по­ощрить фундаментальные разработки сотрудников кафедры коллоидной и т. п. химии. Тут дело не в том, что они ищут, а в том, что они на этих интернет-ресурсах находят.

А находят они тот же высокообразованный хаос, каким привыкла быть высшая школа за десятки лет востребованности по умолчанию. По умолчанию считалось, что окончить вуз гораздо лучше, чем не сделать этого, и университеты с академической снисходительностью ежегодно принимали в объятья толпы растерянных абитуриентов, движимых неизбежностью. Как следствие, в стенах вуза не было удобно: можно было провести недели в поисках ответа на ничтожные оргвопросы, испортить зрение в поисках расписания и выкурить полпачки сигарет, пока в хранилище библиотеки найдут нужную книгу. Говоря языком айтишников, интерфейс университетов никогда не был дружелюбен пользователю — просто не было необходимости делать его таким.

Вот так же и официальный сайт (точнее, оба официальных сайта) ЮФУ: неряшливое оформление, невнятная структура, неработающие ссылки разделов — здесь можно найти что-то, только если у тебя на руках чертёж лабиринта, переданный непосредственно создателем. Понятно, что посещение сайта одного из крупнейших университетов в стране не обязано быть интересным и увеселительным мероприятием. Но вот какое дело: теперь сайт обязан быть полезным.

Pектор ЮФУ Владислав Захаревич в интервью «Эксперту ЮГ» говорил об университете предпринимательского типа, о том, что главная цель, поставленная перед университетом, — стать более полезным обществу. В рамках этой свежей идеи в тестовом режиме запущен портал Incampus.ru — социальная сеть для студентов, преподавателей и, впоследствии, выпускников всех структурных подразделений ЮФУ. Причём запущен проект, по словам его создателей в лице Сергея Дикарева, начальника отдела ИТ РОЦ НИТ (подразделение ТТИ, отвечающее за информатизацию), именно с установкой «сделать портал ЮФУ, но такой, который мог бы пользоваться популярностью». Слово ведь какое — популярность — если мысленно отделить его от звёзд на льду, танцполе и «Евровидении», то останется задача понравиться обществу.

И это никакая не пощёчина академическому вкусу: на интернет-ресурсе Массачусетского технологического (//web.mit.edu), апологетом которого является и Захаревич, ежедневно посетители просматривают 7 000 000 страниц. То есть нравится им этот ресурс.

«Инкампус» создан с установкой на популярность и, что принципиально, люди, которые реализуют эту идею, делают это не потому, что ректор хлопнул по столу: такого по хлопку не сделаешь. «Основной камень преткновения при внедрении портальных систем — это всегда интерфейс. Мы ставили себе цель сделать такую систему, которая будет способствовать простому общению. Но при этом ненавязчиво предложит какие-то образовательные сервисы», — Сергей Дикарев говорит хорошим языком веб-разработчиков, в общем без акцента, а это убедительная способность. Убедительная для устранения сомнений в непритворности создателей. Каковая проявляется и в том, что объём инвестиций в проект они считают в зарплатах, и в досаде на то, что нельзя вот так сразу взять и объединить электронные базы данных четырёх вузов (а это основной объём работы, только с первого взгляда незаметный), и в орфографических ошибках в служебных текстах сайта. Ну не было у них времени дать тексты филологу: к сентябрю же всё должно заработать.

По сути, Incampus.ru — это такие «Однокурсники.ру» для студентов ЮФУ — переписка, фото в жанре «Я в Лиманчике», видео­материалы. Чтобы преподаватели не топтались в стороне и не перебивались аккаунтами в сети «В Контакте», реализуются функции проведения онлайн-консультаций (технически аудитории как минимум в самом ТТИ готовы — есть интерактивные экраны, проекторы, камеры и беспроводной доступ к сети), расписание лекций, загрузка контрольных и лабораторных работ.

Вообще-то попытка объединить студентов в социальную сеть уже была — в проекте Scribbler.ru. Но на этом сайте за год зарегистрировалось ровно 12 студентов ЮФУ. Алексей Гарматин, программный директор компании Play:Media и по совместительству преподаватель кафедры истории журналистики ЮФУ, убеждён, что идея «Инкампуса» всё-таки сработает: «В первую очередь проект нужен не студентам даже, а преподавателям. Для того чтобы быть в курсе научной жизни вуза, создания полноценной научной сети. Студенты и так всегда найдут площадки для общения в массовых социальных сетях».

Проект любой социальной сети держится на том, что чем больше людей ею пользуется, тем лучше она становится. Чем популярнее сеть — тем проще выявить чуждых людей, устранить недостатки, получить советы по улучшению сервисов. К этому должна быть готова сама высшая школа. Создать — мало, надо туда пустить людей и помочь им обжить публичные сетевые помещения, которые позволят наладить общение внутри разрозненной университетской среды, находить таланты с соседних кафедр и курсов. Это, к слову сказать, хороший способ принести пользу обществу.