Разыграем винную карту

11 мая 2009, 00:00
  Юг

Редакционная статья

Только на юге России разговор о вине имеет прямое отношение к отечественной экономике — в центре страны слово «вино» прежде всего вызывает ассоциации с импортом. По результатам 2008 года, согласно данным центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА», на долю ЮФО приходилось более 72% производимого в России виноградного вина и 100% вина, производимого из российского же сырья. И производство вина, и площади собственных виноградных плантаций год от года растут, и, несмотря на общее по рынку сокращение продаж в первом квартале на 15%, видимо, этот рост не остановится. Для этого у региональных виноделов есть ресурс: многие из них в течение прошедших тучных лет успели модернизироваться, заложить новые виноградники, вывести на рынок чётко позиционированные бренды. Если усилия по первым двум направлениям не вполне видны стороннему наблюдателю, то результаты работы с торговыми марками очевидны для любого человека, заходящего в алкогольные отделы супермаркетов.

Если раньше потребитель в лучшем случае ориентировался в местных производителях, то теперь ему предлагается разбираться в подробно сегментированной ассортиментной линейке каждого из них. Формируя такие линейки, южные виноделы вполне успешно вошли в сегмент премиальных вин, где уже много лет почти безраздельно царил импорт. Целый ряд экспертов считает, что нынешний кризис даёт дополнительные преимущества качественному южному вину. Нужно подчеркнуть — качественному, ведь производство вина из некачественных виноматериалов теми игроками, которые не сумели иначе решить проблему с сырьём, на Юге ещё отнюдь не исчезло.

В последние два десятилетия на рынке вина хватало сюжетов, начиная с сухого закона времён перестройки с его тотальным уничтожением виноградников и системного развала алкогольного рынка, связанного с распадом СССР в 1992 году. С 1995 по 1998 годы — сильнейший кризис производства легального алкоголя (скажем, производство водки упало со 135 млн до 78 млн дал в год) и царство алкоголя суррогатного, поддельного, незаконного. 1998 год — дефолт, который помог отечественным виноделам, на какое-то время убрав с прилавков импортное вино. Это позволило российским винам всю вторую половину года чувствовать себя практически вне конкуренции. В 2001-м начался процесс создания акцизных складов, разрушивший всю предыдущую систему коммерческих связей между производителями и дистрибьюторами, которая восстанавливалась около полугода, испытывая при этом трудности, связанные с заменой акцизных марок. Весной-летом 2004 года российских игроков буквально задушил коммерческий кризис, связанный с избытком импортной продукции. Для виноделов он закончился лишь в 2006 году — решением правительства о запрете ввоза молдавских и грузинских вин. Радость была, впрочем, омрачена аномально холодной зимой 2006 года, которая погубила почти треть виноградников ЮФО. Подкосили их и страдания с ЕГАИС. Так что относительно спокойными были только 2007 и 2008 годы — и то до тех пор, пока не грянул мировой финансовый кризис.

Сегодня средние региональные компании получили преимущества перед федералами. Лучшие из них опираются на местное сырьё. В последние годы перед кризисом в винную отрасль пришли крупные частные инвесторы. Помимо больших амбиций, они принесли в полумёртвую отрасль серьёзные деньги и новые технологии. Роста, обеспеченного этими инвестициями, не остановит даже кризис. Ещё один козырь в конкурентной борьбе, который получили региональные производители, — активизировавшаяся в дни кризиса поддержка местных властей, боящихся потерять крупных налогоплательщиков и акцизные сборы.

В Южном округе алкогольная отрасль имеет мощную региональную структуру. Североосетинский «Исток» — один из крупнейших в России производителей спирта и водки, лидер по производству шампанского; краснодарский ЛВЗ «Георгиевский» входит в число крупнейших игроков рынка; ростовские «Регата» и «Южная столица», дагестанские коньячные производства Кизляра и Дербента, ставропольский «Прасковейский» — их продукция и известность давно уже перешагнули региональные рамки. Сегодня эти предприятия являются локомотивом, который способен вывести алкогольную отрасль ЮФО из кризиса практически без потерь для бюджетов всех уровней и позволить ей укрепить свои позиции не только в региональных, но и в федеральных масштабах.