Сотрудничество на почве

В сфере АПК на юге России созданы, пожалуй, наиболее продуктивные схемы сотрудничества вузов и предприятий. Масштабы проектов растут и усложняются, однако всё же медленнее, чем хотелось бы

Новая суперсовременная техника и не менее современные технологии всё более активно приходят на поля Юга, а предприятия сельхозмашиностроения и АПК страдают от недостатка квалифицированных кадров, способных работать с ними. О том, что вузы должны готовить кадры, востребованные реальным сектором, речь идёт не один год. Тем не менее, в целом вузовская система по-прежнему даёт в большей степени академическое, а не прикладное образование. Вузы, стремящиеся подготавливать специалистов-прикладников, не могут удовлетворить всё возрастающие требования крупных компаний к уровню профессионализма кадров. Впрочем, винить только вузы в этом нельзя, ведь в их распоряжении в основном устаревшее оборудование, на котором обучить новым технологиям невозможно. Современная техническая база высшей школы не соответствует той, которая создана в промышленности, бизнесе. Поднять собственную базу до уровня корпораций — задача для вуза непосильная: темпы обновления настолько велики, что обновляться придётся постоянно, а достаточных средств для этого не будет никогда. Сегодня во всём мире эта проблема решается через партнёрство вузов и компаний, размещающих у себя базы практик, — это гораздо дешевле для обеих сторон.

Наше оборудование — ваши студенты

Подозревать компании, передающие дорогую технику для базы практик в вузы, в благотворительности не стоит. Вуз получает более современную базу, а компания обеспечивает себя кадрами и продвигает на рынке свою технику

Одним из наиболее заметных примеров сотрудничества «южных» аграрных вузов и компаний в последнее время стала передача PepsiCo учебным заведениям ЮФО нескольких высокоточных приборов в рамках программы поддержки инноваций в высшем аграрном образовании региона. Программа PepsiCo рассчитана на несколько лет. На первом этапе Донской государственный технический университет (ДГТУ), Ростовская государственная академия сельхозмашиностроения (РГАСХМ) и Кубанский государственный аграрный университет (КубГАУ) уже получили высокотехнологичное оборудование на сумму свыше 120 тысяч долларов, а в течение следующих трёх лет на поддержку аграрных вузов Юга компания направит 750 тысяч долларов.

«Осенью этого года PepsiCo запускает новый завод по производству чипсов и снэков в Азовском индустриальном парке, поэтому мы заинтересованы в формировании профессиональной команды, кадрового резерва, в развитии агронауки, и готовы всячески этому содействовать», — отмечает вице-президент PepsiCo Russia Сергей Глушков.

Так, КубГАУ был передан тепловизионный комплекс, который позволяет проводить мониторинг внутренних процессов в почве и управлять ими, исследовать физиологию растений. Теперь вуз намерен открыть на своей базе хозрасчётный лабораторный межфакультетский центр тепловизионных технологий, что стало продолжением сотрудничества с технопарком при Институте общей физики РАН. 

ДГТУ получил систему капельного электрофореза для анализа воды, пищевой продукции и продовольственного сырья, а также анализатор содержания элементов в зерновых и зернобобовых культурах. «Компания PepsiCo предоставила в наше распоряжение уникальное оборудование, лабораторные работы на котором не только позволят студентам освоить новые сверхточные технологии, но и дадут нам возможность подготовить нужных специалистов для строящегося завода, где будет действовать такое же оборудование, как и то, что передано университету», — заверяет ректор ДГТУ Бесарион Месхи.

Впрочем, вуз уже давно работает с ведущими предприятиями региона — среди его партнёров Ростсельмаш, Роствертол, Рубин, Квант, ТагАЗ, НЭЗ, АОМЗ, Mitsubishi, ALCOA. «Наше сотрудничество становится всё более тесным — мы готовим выпускников специально для каждого предприятия-партнёра, — подчёркивает г-н Месхи. — Да, существует федеральный учебный план, но мы не только вносим в него свои изменения в соответствии с местной спецификой, но и подгоняем программу для каждого предприятия-партнёра. Чем ближе будет наше сотрудничество с каждым из предприятий в подготовке специалистов, тем больше мы сможем готовить выпускников, адаптированных к реальному производству конкретных заводов. Если не применять такой индивидуальный подход, то невостребованные выпускники вузов потом вынуждены будут просто торговать бананами». И все эти ребята ещё во время учёбы знают, что точно будут работать на этом заводе, и даже уже приблизительно расписаны по цехам.

С предприятиями-партнёрами ДГТУ создаёт совместные корпоративные кафедры, а уже в их рамках — лаборатории, в которых студенты изучают оборудование под руководством не только преподавателей вуза, но и специалистов соответствующих предприятий-партнёров. Недавно в вузе была создана совместная лаборатория с компанией Mitsubishi — единственная на юге России лаборатория такого масштаба. Уровень её оснащённости позволяет ДГТУ не только обучать своих студентов, но и проводить подготовку и переподготовку специалистов различных предприятий.

Сборка комбайнов силами факультета

КубГАУ был передан тепловизионный комплекс, который позволяет проводить мониторинг внутренних процессов в почве и управлять ими. Теперь вуз намерен открыть на своей базе хозрасчётный лабораторный центр

Для ООО «Клаас» сам момент прихода в Россию в 2003 году начался с сотрудничества с КубГАУ — первую сборку 34 машин полностью провели выпускники факультета механизации. И большая часть этих выпускников работает сейчас на заводе. «Одним из главных факторов, повлиявших на выбор площадки для размещения производства, было именно соседство с Кубанским государственным аграрным университетом, сотрудничество с которым для нас очень важно, — отмечает генеральный директор ООО “Клаас” Ральф Бендиш. — CLAAS много внимания уделяет кооперации с высшими учебными заведениями по всему миру. Мы принимаем практикантов, стажёров, даём задания для исследований, дипломных работ».

Аграрному университету, имеющему два учхоза с площадью полей по 1 тысяче га, ООО «Клаас» подарил комбайн MEGA, тракторы ATLES, XERION, косилки DISCO, ворошители LINER. На полях учхоза студенты имеют возможность опробовать технику в работе, проводить испытания.

Техникой CLAAS оборудованы и учебные аудитории КубГАУ, причём агрегаты, переданные в собственность университета, студенты могут разбирать по винтикам, а для демонстрации предоставляются самые последние образцы. В течение всего учебного года студенты проходят практику на заводе — один день в неделю они участвуют в производственном процессе. В первую очередь это относится к работающим на сборочном производстве студентам факультета механизации, так как именно для них это профильное направление. Лучших выпускников потом не только берут на работу, но и направляют на стажировку в Германию.

В рамках образовательных программ специалисты ООО «Клаас» проводят для студентов различные семинары, читают лекции — кстати, сам г-н Бендиш является профессором КубГАУ. Предназначенное для преподавателей подразделение CLAAS Academy проводит конференции, семинары для профессорско-преподавательского состава не только КубГАУ, но и других вузов России и стран СНГ. Цель подразделения — обучение дилеров компании, сервисных инженеров и курирование работы в области кооперации с аграрными вузами во всех странах, где на рынке присутствует компания CLAAS.

Старейшее предприятие региона — Ростсельмаш  имеет многолетний налаженный опыт взаимодействия с учебными заведениями. «С техническими вузами Южного округа — ЮРГТУ (НПИ), КубГТУ и другими — мы работаем по классической схеме: принимаем учащихся на практики, стажировки, выплачиваем именные стипендии, присутствуем на защитах, — говорит заместитель директора по персоналу ОАО “Ростсельмаш”, руководитель программы “Кадры для отрасли” Игорь Пряхин. — Выпускники рекомендуются для работы в ведущие хозяйства ЮФО, в сервисные центры Ростсельмаш или приглашаются на центральную заводскую площадку в Ростове-на-Дону. Мы ежегодно принимаем на различного рода практики сотни студентов. САПР (системы автоматизированного проектирования) у нас на мировом уровне; крупнейший в России лазерный участок, современное оборудование — всё это доступно как учащимся, так и преподавателям».

С Ростовской государственной академией сельскохозяйственного машиностроения (РГАСХМ) Ростсельмаш давно работает по интегрированной системе обучения, в рамках которой студенты старших курсов половину времени могут посвятить стажировке на заводе по профилю своей будущей специальности.

 pic_text1

Совместно с ДГТУ в 2007 году завод создал промышленно-образовательный комплекс (ПОК), в который вошли также 2 колледжа, 2 лицея, 2 училища и около 20 школ. Цель — создание модели успешного взаимодействия государственных образовательных учреждений, работодателя и учащихся. Благодаря ПОК коллектив Ростсельмаш уже «помолодел» на несколько десятков молодых сотрудников по особо востребованным рабочим профессиям; многие из них продолжают обучение в ДГТУ и РГАСХМ по согласованным с Ростсельмашем программам.

От сельхозтренажёров к агротехнопарку

К реализации совместной образовательной программы компания «Бизон» и Донской государственный аграрный университет (ДонГАУ) приступили в конце прошлого года. Освоению новых ресурсосберегающих технологий земледелия и прогрессивной техники в учебном заведении посвящён круглогодичный цикл теоретических и практических занятий для студентов вуза. В учебном процессе задействованы сотрудники «Бизона», руководители и конструкторы ведущих мировых производителей сельскохозяйственной техники.

«Бизон» предоставил университету более 20 сельхозмашин: тракторы Fendt, орудия Lemken, Amazone, Rauch, MaterMacc, комбайны ACROS. У студентов есть возможность в течение всего сельскохозяйственного года закреплять полученные знания на базе опытно-промышленных предприятий «Бизона» площадью 18 тысяч га в Октябрьском и Усть-Донецком районах Ростовской области.

В начале года MaterMacc уже открыл учебный класс на кафедре механизации сельского хозяйства ДонГАУ. «Поставленное компанией демонстрационное оборудование, — считает ректор университета Анатолий Бараников, — помогает детально изучать технологии сева и внесения удобрений. Молодёжь должна обучаться на современной технике, чтобы по окончании учебного заведения нести новые знания и технологии в сельское хозяйство».

Конечно, подозревать компании, передающие дорогую современную технику для базы практик в вузы, в благотворительности не стоит — интерес здесь взаимовыгодный. Вуз получает более современную базу, готовит востребованных производством специалистов. А компания не только обеспечивает себя кадрами, получая специалистов, которые могут с первого дня работать на её оборудовании, но и продвигает на рынке собственные технологии и технику.

Однако это ещё не исчерпывает возможности сотрудничества. «Мы намерены объединить организации, обслуживающие селян, — заявляет генеральный директор компании “Бизон” Сергей Суховенко. — Собрать вместе технику, сервис, семена, удобрения, ГСМ, науку, банки. Каждый крестьянин сможет получить максимум необходимой информации, сравнить все варианты, выбрать наиболее оптимальный для своего хозяйства и реализовать его с участием высококлассных специалистов».

В результате возникнет агротехнопарк, который, по замыслу организаторов, станет центром подготовки квалифицированных специалистов для АПК. Ежегодно обучение с последующей сертификацией здесь будут проходить свыше трёх тысяч инженеров, агрономов, семеноводов, агрохимиков. На базе опытно-промышленных площадок агротехнопарка получат новые навыки около 300 студентов сельскохозяйственных учебных заведений. Частью образовательного блока в рамках агротехнопарка станет сельскохозяйственный лицей № 89. Вместе с  ДонГАУ он будет осуществлять подготовку квалифицированных специалистов для сельхозпредприятий Ростовской области.

Инициатива компании поддержана Министерством сельского хозяйства РФ. Ростовская область станет первым регионом, в котором будет реализован проект агротехнопарка. В дальнейшем опыт планируется распространить по всей стране. Официальный статус партнёрство получит с выходом областного закона об агротехнопарках, который ожидается в ближайшее время.

Агротехнопарк «Бизона» — не единственный подобный пример. Так, в декабре 2007 года Ростовское региональное отделение ОПОРЫ России заключило с ДГТУ соглашение о сотрудничестве, согласно которому на базе хозяйства «Ростов-Мир» будут созданы центр подготовки и повышения квалификации специалистов АПК, образовательный комплекс непрерывного обучения в сфере инженерного и технологического обеспечения предпринимательства. В процессе создания находится представительство ДГТУ, где студенты будут проходить производственную практику, изучать новые технологии, использующиеся в АПК, смогут поработать на новой технике. «Пока идёт предварительная работа, — сообщил Бесарион Месхи. — Реализуем один из пунктов соглашения — проведение совместных научных исследований, направленных на внедрение инновационных технологий. Так, мы предложили хозяйству системы очистки зерна, улучшения посевных машин, обработки земли, культивации. Наши преподаватели ознакомились с технологиями, которые применяют в “Ростов-Мире”, с техникой и собственными усовершенствованиями специалистов хозяйства. Иные профессора до сих пор возмущаются, что там-де неправильный севооборот. А я им отвечаю: “Вы посмотрите — здесь урожайность намного выше, чем в других хозяйствах, а себестоимость — ниже”. В “Ростов-Мире” применяют смелые технологии, и нам есть чем поделиться друг с другом».

Увы, отдельные удачные примеры сотрудничества пока не могут изменить общую ситуацию в сфере подготовки специалистов. Этот процесс в ходе создания кластера притормозился. Одна из причин — у небольшого агропредприятия не хватает ресурсов, чтобы построить помещения для размещения студентов, а у ДГТУ недостаточно средств для доработки своих технологий, чтобы внедрить их в реальное производство. Тем не менее, считает директор «Ростов-Мира» Юрий Рошкован, на сегодняшнем этапе вполне можно было бы организовать практику с ежедневным выездом студентов в хозяйство, но встречного движения со стороны вуза бизнесмен пока не видит.

«У нас в хозяйстве есть аудитория, где наши специалисты могут рассказать о новых технологиях, которые мы применяем, — говорит г-н Рошкован. — Сразу покажем в поле практическую деятельность, чтобы будущие аграрии понимали, что сегодня главное — уменьшение затрат, повышение рентабельности, чтоб они увидели, как и для чего мы это делаем. Будущие конструкторы, которые будут создавать новые агрегаты, должны видеть и знать самые последние образцы мировой сельхозтехники. Иначе этот выпускник придёт ко мне на работу, а я его заново буду переучивать. Что, в общем-то, в большинстве случаев и происходит — сегодня работодатели полностью отстранены от подготовки специалистов, а ведь, по-хорошему, именно они должны определять, какие кадры нужны производству. Во всём мире готовят специалистов, востребованных бизнесом, а у нас нет отлаженной схемы взаимодействия с системой высшего образования».

«Выход на совместные инновационные разработки один — дальнейшая взаимная интеграция, — убеждён и Игорь Пряхин. — Преподаватели должны чаще бывать на предприятиях, а к учебному процессу должны привлекаться специалисты предприятий. Те крохи, которые выделяются вузам на оснащение, должны расходоваться строго под хоздоговорные работы. Уровень теоретических знаний по многим специальностям отстаёт от жизни, программы необходимо пересматривать и согласовывать с профильными предприятиями. Практические навыки могут считаться удовлетворительными в том случае, если учащийся в период обучения стажировался по профилю своей будущей специальности. Тех часов, которые выделены на практику в существующих государственных образовательных стандартах, явно недостаточно. Наши предложения по интеграции мы неоднократно доводили до сведения вузов, ждём ответной реакции».

«Сегодня много говорят о том, чтобы наши вузы, так же, как за рубежом, взяли прикладную науку в свои руки, — отмечает Анатолий Табашников, директор федерального государственного научного учреждения “Российский научно-исследовательский институт по испытанию сельскохозяйственных технологий и машин”. — Но этого не произойдёт, пока вузы не получат серьёзную экспериментальную базу. Во время зарубежных стажировок я убедился, что там вузы не только такую базу имеют; у них ещё и не менее 50 процентов учебного времени уделяется научно-исследовательской работе, прикладную науку формируют именно университеты. Наши вузы, к сожалению, на 80–90 процентов завязаны на учебный процесс. Чтобы увеличить долю НИР, необходимо иметь, как минимум, базовый эталонный комплекс машин».

И всё же Юрий Рошкован уверен, что именно за агропромышленными кластерами — будущее сельского хозяйства, хотя формироваться они будут с большим трудом. Для этого нужно серьёзно изменить менталитет всех участников процесса. Ведь главное в кластере — объединение усилий равноправных производителей на основе свободного сотрудничества, партнёрское взаимодействие представителей науки, бизнеса, власти, финансовых компаний, поставщиков. Процесс формирования кластеров труден, но необратим, отмечают все инициаторы создания агрокластера. Его приходится начинать в условиях, когда далеко не все участники этого процесса готовы к действиям. Цель создания кластера — выработка высококачественного продукта всеми участниками. Его задача состоит в том, чтобы научить жить в условиях высокой конкуренции на рынках и конструктивного взаимодействия и сотрудничества внутри кластеров, а это уже требует изменения культуры. Дело нелёгкое, но необходимое, поскольку иначе ни одно преобразование не будет эффективным. Новый уровень взаимоотношений в кластерах не возникнет за год, но основные его принципы нужно закладывать уже сейчас.