«Отношение различных властных структур к малому бизнесу за последние месяцы резко изменилось, — говорит Тимур Ксенз, управляющий партнёр малого предприятия “Город кофе”. — Сегодня мы ощущаем поддержку со стороны властей областного уровня. Она выражается в эффективном взаимодействии: отсутствуют препятствия в развитии бизнеса, оперативно рассматриваются все вопросы, проводятся консультации. Среди последних примеров — пролонгация договора о сотрудничестве с одним из объектов муниципальной собственности при уточнении нашего статуса и заявка на получение субсидий из областного бюджета».
Федеральным центром в последние месяцы был принят ряд законов, облегчающих условия существования малых и средних предприятий. Так, с 1 мая вступил в силу 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)», внесены изменения в 159-ФЗ о «малой (льготной) приватизации». На заседании Госдумы 26 июня приняты в третьем чтении закон об отмене обязательного применения контрольно-кассовых машин для плательщиков ЕНВД и о повышении лимита годового оборота предприятия для упрощённой системы налогообложения с 30 до 60 млн рублей. Снизят и сумму, обеспечивающую исполнение заявки по госзаказу, проведут инвентаризацию федерального имущества для передачи его предприятиям малого бизнеса в рамках ФЗ № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Такого количества документов в поддержку малого бизнеса не принималось очень давно. Федеральный центр создал возможности, которыми регионам важно воспользоваться в полной мере. В наиболее развитых субъектах ЮФО малый бизнес обеспечивает 20–30% ВРП. Удастся ли эту долю увеличить в ближайшее время, будет во многом зависеть от исполнения вновь принятых законов на местах.
Не сразу
Cейчас предприниматели настроены уже более оптимистично, чем в начале года
«Даже после того, как закон вступил в силу, в одночасье всё не изменится, — считает заместитель начальника отдела по поддержке малого и среднего предпринимательства администрации Краснодарского края Игорь Слетков. — Реализация закона — это планомерная работа. Положительные результаты будут, по всей видимости, не раньше, чем через год».
«Наверное, ждать сразу идеального и полного исполнения законов и решения всех проблем не стоит, — считает и начальник управления развития малого предпринимательства минэкономики Ростовской области Людмила Сечкарёва. — Нас буквально захлёстывает шквал обращений — после изменений в законодательстве их стало даже больше. Но, как показывают результаты нашего ежемесячного мониторинга в территориях, сейчас предприниматели настроены уже более оптимистично, чем в начале года».
Обычно федеральные законы дополняются региональными, и к быстрейшему их принятию призвала на заседании правительственной комиссии 19 июня министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина. Впрочем, в ряде регионов такой процесс уже начался. Так, по информации первого замминистра экономического развития Ставропольского края Натальи Скоркиной, принятый на Ставрополье в дополнение к 159-ФЗ закон улучшает нормы общероссийского законодательства тем, что не ограничивает размер выкупаемой субъектом малого предпринимательства площади, а срок рассрочки выкупа повышает до 5 лет. Согласно оценке ОПОРы, по качественным показателям закон Ставропольского края на сегодня — лучший в России.
Примечательно, что на новые законы практически сразу среагировали банки, для которых сегмент малого бизнеса является одним из приоритетных. Так, Юго-Западный банк Сбербанка России во втором полугодии запускает два кредитных продукта. В рамках реализации 159-го закона на срок до 10 лет предоставляется кредит «Приватизация», предназначенный для выкупа субъектами малого предпринимательства арендуемых объектов недвижимости, находящихся в собственности муниципальных образований. Кредит «Госзаказ» будет предоставляться для участников тендеров по государственным закупкам под залог прав требования по контракту, заключённому в соответствии с ФЗ № 94, на цели пополнения оборотных средств для выполнения контракта. Банк «Центр-инвест» предлагает предпринимателям банковские гарантии вместо залогов для участия в конкурсах на выполнение муниципальных и государственных закупок.
Чем ближе, тем сложнее
Увы, не все те, кто должен сразу реагировать на принятые законы, торопятся их выполнять. Федеральные законы порой на уровне муниципалитетов выглядят декларациями. Чем ниже уровень органов исполнительной власти, чем ближе они непосредственно к малому бизнесу, тем больше этот малый бизнес сталкивается с их стороны с препонами, а не поддержкой. «На муниципальном уровне проблемы либо не решаются, либо просто замалчиваются, — отмечает вице-губернатор Краснодарского края Алексей Агафонов, — а ведь помогать надо на местах. Для этого у муниципалитетов достаточно полномочий».
Согласно проведённому ОПОРой России опросу, среди «наиболее губительных в условиях текущей экономической ситуации для малого бизнеса» факторов самую большую долю — 35% — занимает бездействие или негативные действия со стороны местной власти. Юрий Евченко, исполнительный директор Ростовского регионального отделения ОПОРы России, считает, что зажёгшийся «зелёный свет» для малого бизнеса можно расценить пока в большей степени как пожелание и заявление с трибуны. «К нам поступает информация от предпринимателей, которые уже выкупили в соответствии со 159-м законом помещения, но столкнулись с тем, что свои покупки оформить не могут, так как имущество юридически не было оформлено, и есть трудности с его регистрацией, — рассказывает г-н Евченко. — Предлагают решать вопрос в судебном порядке. Значит, государственные органы оказались неготовыми к выполнению этого закона».
«Реализация закона № 159 пока идёт с перекосами, — продолжает Пётр Смородин, председатель комитета по малому и среднему бизнесу ТПП Ростовской области. — Предприниматели сообщают нам, что собственники помещений при выкупе поднимают их стоимость на 50–80 процентов от реально существующей на рынке, “забыв”, что арендатор много лет поддерживал её в надлежащем состоянии. Полагаю, что всё же в течение скорого времени этот вопрос разрешится, так как согласно тому же 159-му закону предприниматель, которого не устраивает оценка собственника, может привлечь независимых оценщиков».
Не всё просто и с реализацией 294-го закона, ведь многие проверки им не регулируются: за его рамки вынесены финансовый, налоговый, валютный контроль, деятельность сотрудников МВД. Впрочем, созданные в региональных отделениях прокуратуры управления по надзору за исполнением 294-го закона уже добились определённых результатов. Так, по предварительным данным Генпрокуратуры, за последние два месяца — со времени вступления в силу закона — в более чем 40% случаев обращений контролирующих органов о согласовании проведения проверок прокуроры отказывают в подобных согласованиях, а в Краснодарском крае отказано в 117 случаях из 191.
Пётр Смородин считает большим успехом бизнеса и власти то, что общими усилиями удалось отстранить от этой формы контроля работников милиции. «Мы все воспрянули духом, когда это произошло, — рассказывает г-н Смородин. — Ведь это нонсенс, если приходил сержант милиции и начинал выполнять функции санэпиднадзора, проверяя сертификаты и т. д. У меня на предприятии случалось, что я вынужден был таких “проверяющих” выпроваживать с производственных площадей. Конечно, это благо для предпринимателей, что вступивший в силу 1 мая закон освободит их от таких “проверок”».
«Два года мы работали над выстраиванием отношений с УВД, заключили с ними договор об уменьшении проверок, — делится опытом Александр Юханаев, гендиректор фирмы “Тригон” (г. Шахты, Ростовская область). — Но в глубинке это, к сожалению, не работает. Здесь по-прежнему милиционеры приходят к предпринимателю с проверками, и воспротивиться этому предприниматель не решается — если захотят придраться, всегда найдут к чему».
«Самая важная государственная функция в создании нормальных условий для бизнеса — формирование эффективного законодательства, — считает Тимур Ксенз. — Но хотелось бы, чтобы регулирующие законы менялись реже». Пока же за 6 лет существования ООО «Город кофе», по словам г-на Ксенза, изменения в налогообложении происходили уже 4 раза, при этом законодательно налоговое бремя предприятия возросло в 4 раза только в течение нынешнего года — и это в условиях кризиса.
Впрочем, другие участники рынка оценивают действующие законодательные нормы более оптимистично. «При существующей налоговой системе вполне можно работать, особенно если сравнить с налогами в других государствах, — говорит Александр Юханаев. — Так, все предприятия, входящие в нашу многопрофильную фирму, работают “по-белому”, мы считаем эти налоги вполне посильными». «Открыть фирму стоит 2400 рублей — это более чем доступные деньги. Где ещё в мире такое возможно?» — спрашивает Дмитрий Синяпкин, директор микропредприятия «ИНЦ “Плазматек”».
Однако сравнивать условия для ведения малого бизнеса в России и Европе можно будет лишь после того, как волю федерального центра удастся довести до чиновников в муниципалитетах, от которых, по большому счёту, и будет зависеть, получится ли к 2020 году увеличить долю малого бизнеса в ВВП с 25 до 60–70%.