Если с Олимпиадой-2014 только связывают надежды на обретение Сочи международного статуса — туристического, делового, культурного, спортивного, — то в области классической музыки это обретение состоялось ещё 10 лет назад.
Каждый июль, начиная с 2000 года, в сочинский Органный зал на Международный органный фестиваль слетаются исполнители из Европы, СНГ, России, США, Японии. Его, думается, одним из первых внесут в путеводитель 2014-го. Это туристический пункт с многолетней перспективой. Органная музыка — та область прекрасного, которая даже в Сочи не знает мёртвого сезона. И ничего, что для музыкантов из США устройство местного органа — дело мудрёное (каждый орган выполняется как оригинальная конструкция, и американцы, например, привыкли к другому расположению клавиатур). Они успевают за один день освоиться и сыграть так, что между людьми с южнороссийским фрикативным «гэ», протестантами из штата Вашингтон и европейскими католиками устанавливается нерасторжимая связь.
В этом году с 5 июля по 2 августа в программе юбилейного фестиваля можно послушать как признанных профессионалов из Европы (Иоахима Грубиха и Марека Стефаньского из Польши, Марко Джоварнарди из Италии), так и молодых исполнителей — американцев Дадли Оукса и Томаса Миттса, а также абхазского органиста Луку Гаделия и др. Последний, кстати, удостоился чести в свои 24 года дать сольный концерт в римско-католическом кафедральном соборе в Москве. Это — очевидное в профессиональном мире признание: Лука Гаделия стал лауреатом III премии II открытого фестиваля молодых органистов Soli Deo Gloria, конкурса религиозно-духовной направленности.
И состав, и репертуар нынешнего фестиваля — смешанный. Открывался праздник концертом заслуженной артистки России, солистки Московской государственной филармонии Людмилы Голуб. Слушатели смогли насладиться столь знакомой им гармонией И. С. Баха, Г. Генделя, В. А. Моцарта, Г. Пёрселла, а также сложной инструментальной фактурой Д. Шостаковича. На открытии играли лауреаты международных конкурсов, солисты Государственного академического симфонического оркестра им. Евгения Светланова Георгий Плескач (труба) и Игорь Приходько (труба). А почти все музыканты из Европы будут, помимо канонических уже опусов барокко и романтизма, играть музыку композиторов своих стран — например, Хорватии. По мнению директора Органного зала и бессменного организатора фестиваля Валерии Анфиногеновой, это весьма экзотично и даёт хороший пример для отечественных музыкантов, пока предпочитающих европейскую классику. Из российских органистов на этом фестивале выступит уже полюбившийся региональной публике Михаил Павалий.
Обозревая историю фестивалей органной музыки в Сочи, нельзя не заметить, что здесь любят эксперименты. Валерия Анфиногенова (сама — пианистка) постоянно добавляет к соло органа какие-то «вкусные» детали: то пригласит трубачей, кларнетиста, то организует концерт с камерным струнным квартетом или симфоническим оркестром, то «аранжирует» игру партиями фортепиано, дудуком, вокалом. «Стрельчатый лес органа» удачно очеловечивается тёплым тембром голоса, считает Валерия Анфиногенова. Конечно, по её словам, орган менее всех существующих инструментов располагает к авангардным поискам, впускает в свой строй диссонансы современного мировосприятия, как и вольности исполнительской интерпретации. И потому для российского слушателя манера исполнения европейцев, особенно представителей старейшей немецкой школы, кажется несколько суховатой, скупой. Ухо наше воспитано на более колоритной гамме. Может быть, поэтому в Сочи хорошо принимали на протяжении двух лет японскую органистку Хироко Иноуэ, смело экспериментировавшую как с репертуаром, так и с манерой игры.
За 10 лет своей короткой истории фестиваль создал обширную международную географию исполнителей: помимо музыкантов из ближнего и дальнего зарубежья, здесь побывали органисты Москвы, Уфы, Кисловодска и Краснодара. Если же говорить о географии слушателей, то, учитывая, что в этом году введена интернет-продажа билетов, будущие фестивали обещают собрать гостей заблаговременно и, возможно, из более отдалённых уголков страны и мира.
Весьма наглядным примером стойкости культурного проекта служит тот факт, что проведению фестиваля не помешали никакие перемены в городе и стране — ни бесконечная чехарда со сменой мэров, ни административные бои вокруг переустройства города, ни пресловутый финансовый кризис. Слаженная работа спонсоров фестиваля — гостиниц, турфирм, ресторанов — демонстрирует вполне современное понимание сервиса как многоуровневого комплекса услуг, начиная от подвоза чемоданов и заканчивая эстетическим удовольствием от прослушанного или увиденного. Управление культуры и Управление международных отношений города Сочи помогают фестивалю в организации дипломатических контактов с посольствами и министерствами стран, из которых приезжают музыканты. Те, в свою очередь, несут существенную долю расходов — по гонорарам, перелётам — своих артистов. В конце концов, в межкультурных контактах заинтересованы обе стороны.
Вся эта картинка внушает оптимизм в отношении культурной составляющей предстоящей Олимпиады (ну не на Киркорова же пойдут иностранные туристы). Ничего не нужно придумывать с нуля. В Сочи уже существуют десятки раскрученных энтузиастами проектов — необходимо лишь подключить к ним более мощную административную и информационную поддержку.
В отличие от концертов заезжих поп-звёзд, органная музыка сегодня собирает постоянную и стабильную кассу: сами сочинцы, а также жители ближайших городов Черноморского побережья в течение всего года любят послушать музыку в исполнении экзотического для православной России «короля инструментов». А чтобы восстановить, так сказать, историческую справедливость, Валерия Анфиногенова медленно, но настойчиво пробивает в местном управлении транспорта знаковое решение — переименовать автобусную остановку «Стерео» (в честь уже не существующего стереокинотеатра) в «Органный зал». Курортный проспект, на котором расположилось здание, наверное, должен знать своих культурных героев.