Нужен пакт о взаимодоении

Тема недели
Москва, 20.07.2009
«Эксперт Юг» №28-29 (67)
Участников южного молочного рынка сейчас в первую очередь волнует не падение спроса, а затянувшийся конфликт между производителями сырья, переработчиками и торговыми сетями

В последний раз конфликт дал знать о себе два года назад, после того, как власти — федеральные и местные — стали пытаться зафиксировать розничные цены на ряд продуктов питания, в том числе и на молочную продукцию. Все участники рынка — от фермеров до владельцев сетей — поспешили заявить, что недополучают свою долю прибыли в производственной цепочке. Кризис придал столкновению интересов новую остроту.

Если судить только по заявлениям, сейчас в самом отчаянном положении находятся производители молока. Пик закупочных цен пришёлся на 2007 год, когда молкомбинаты платили владельцам ферм в Ростовской и Волгоградской областях, Краснодарском крае в среднем 15–17 руб­лей за килограмм базисного веса. В нынешнем году закупочная цена упала до 6–9 рублей (в зависимости от региона) за килограмм.

В середине июля восемь южнороссийских агрокомпаний заявили о намерении провести протестные акции и таким образом обратить внимание властей на необоснованно низкие, по их мнению, закупочные цены на молоко. В акциях планируют участвовать, в числе прочих, донское хозяйство «Прогресс-Агро», ставропольское «Приволье» и «Агрохолдинг “Кубань”» (входит в холдинг «РАИНКО»). Производители собираются использовать опыт западноевропейских фермеров: содержимое нескольких молоковозов будет слито перед телекамерами в навозные лагуны. «Организаторы и участники мероприятия подчёркивают, что это не показная бесхозяйственность, а акт крайнего отчаяния, — пояснил “Эксперту ЮГ” уполномоченный координатор акции, представитель “Агрохолдинга «Кубань»” Денис Дукин. — Главная задача — привлечь внимание к судьбе молочного животноводства. Злоупотребление переработчиков и торговых сетей своим доминирующим положением, их действия, направленные на уменьшение закупочной цены на молоко, вынуждают сельхозпредприятия забивать скот и приостанавливать работу молочно-товарных ферм».

Как отмечают в «Агрохолдинге “Кубань”», для рентабельного производства молока его цена должна находиться на уровне 14 рублей за килограмм базисного веса. При нынешнем уровне цен, как утверждают в агрохолдинге, при объёме производства до 120 тонн молока в сутки, ежедневные убытки достигают 100 тысяч рублей. Участники акции считают, что установить адекватную цену можно путём государственного дотирования затрат производителям, либо путём выработки государственного механизма по перераспределению процентных долей в структуре стоимости молока в сторону увеличения «крестьянской доли». Сейчас, по подсчётам аграриев, «крестьянская доля» составляет около 27%. В том, что молочная база в регионе будет развиваться только при условии государственного финансирования, убеждены и в ассоциации «Кубаньмолоко». «Нужно понимать, что есть объективный предел цен для переработчика. Возьмите для примера рекордные цены 2007 года. В то время страдали все региональные переработчики, поскольку торговля отказывалась принимать продукт по настолько высоким ценам, — вспоминает генеральный директор ассоциации Пётр Чубов. — Виновных в колебаниях цен можно искать бесконечно долго, но сегодня уже очевидно, что без дотаций государства производителю молока не обойтись». Примечательно, что переработчики также говорят о дотировании производства молока как об одном из возможных вариантов выстраивания отношений в цепочке. Так, в частности, директор по материально-техническому снабжению Тимашевского молочного комбината Геннадий Ильенко рассказал «Эксперту ЮГ», что владеющий предприятием холдинг «Вимм-Билль-Данн» на протяжении нескольких лет реализует программу «Молочные реки», которая направлена на развитие долгосрочных отношений с производителями молочного сырья. В рамках программы молочные хозяйства получают кредиты для приобретения современного оборудования. «Однако хотелось бы отметить принятую в цивилизованном мире практику дотирования сельхозпроизводителей. Дотирование позволяет держать оптимальные цены на готовую продукцию на полке», — говорит Геннадий Ильенко.

Проблему усугубляет то, что переработчики — в особенности малые и средние региональные заводы — зачастую не имеют пространства для манёвра. Причиной тому начавшееся два года назад усиленное давление со стороны властей на розничных продавцов, вынудившее их замораживать конечные цены на молочную продукцию. Предприятия, находящиеся под крылом федеральных холдингов, — такие, как, например, Тимашевский молкомбинат, — компенсируют потери за счёт производства высокомаржинальных йогуртов, творожных масс, коктейлей. У независимых производителей такой возможности нет. «Нас ограничивают в цене на самые ходовые молочные товары. Вариантов выхода из ситуации немного, — говорит Николай Иванченко, руководитель отдела сбыта ОАО “Кропоткинский молочный комбинат”. — Можно повышать наценку на неходовые товары, но это не исправит положения. У снижения издержек тоже есть пределы. Поэтому снижение цен на сырьё — объективная необходимость. Выстроить здоровые отношения на рынке можно только законодательным путём».

Ещё один больной для южных переработчиков молока вопрос — конкуренция с украинскими и белорусскими производителями твёрдых сыров. Россия является для сырзаводов ближнего зарубежья крупнейшим рынком сбыта, от которого они не собираются отказываться. В то же время региональные переработчики отмечают, что сейчас совокупный объём российского производства и импорта из Белоруссии и с Украины превышает потребности рынка РФ. «Большие объёмы импорта стали серьёзным дестабилизирующим фактором на рынке, — считает Андрей Дахнович, коммерческий директор компании “Фудлэнд” (контролирует Семикаракорский сыродельный завод в Ростовской области). — Если так будет продолжаться, ничего хорошего российские заводы не ждёт — за молоко мы станем платить дёшево, будем работать на склад. Украинские и белорусские заводы в настоящее время более жизнестойки, в том числе из-за более развитой сырьевой базы». По мнению топ-менеджера «Фудлэнда», ситуацию можно было выправить, создав «механизм квот ввоза продукции из ближнего зарубежья, который бы отражал потребности российского рынка».

Впрочем, не исключено, что в ближайшее время одна из застарелых проблем молочной отрасли, ставшая более заметной с началом кризиса, всё-таки будет решена. Последняя версия проекта федерального закона о торговле, который с начала года несколько раз кардинально менялся, устанавливает время расчёта торговых сетей с поставщиками. При оплате скоропортящихся продуктов — в том числе молочных — сети должны рассчитываться в течение 10 или 30 дней в зависимости от сроков хранения. После начала кризиса, как отмечают на региональных предприятиях, сети постоянно увеличивали срок возвратов — сейчас молкомбинаты получают средства в среднем через полтора-два месяца после поставки.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №28-29 (67) 20 июля 2009
    Пищевая промышленность
    Содержание:
    Реклама