Навигация между спросом и предложением

Спецвыпуск
Москва, 20.07.2009
«Эксперт Юг» №28-29 (67)
Способность современных навигационных систем существенно повышать эффективность любых транспортных бизнес-процессов исключительно за счёт качественно нового управления позволяет прогнозировать устойчивый рост рынка даже в пору кризиса

Объём внедрённых систем мониторинга транспорта на основе спутниковых систем навигации в 2008 году вырос на 40%. В предыдущем — на 50%. Большинство аналитиков склоняются к тому, что даже кризис сохранит положительную динамику роста рынка, хотя и замедлит её — слишком уж велики экономический эффект от внедрения спутниковых систем навигации и потенциальная ёмкость рынка: по оценкам экспертов, она в десятки раз превосходит его реальное наполнение.

Юг под наблюдением

Наиболее подготовленными для внедрения диспетчерских навигационных систем являются рынок охранно-поисковых систем для физических лиц и корпоративный рынок автомобильных грузоперевозок — самый ёмкий в финансовом выражении. «Эффект от внедрения систем мониторинга и диспетчеризации автотранспорта (СМиДА) на основе спутниковой навигации доказан практикой, — говорит Юрий Бутич, начальник отдела внедрения навигационных технологий Ассоциации “ГЛОНАСС/ГНСС-Форум”. — Предприятия с собственным парком транспортных средств начинают обращать внимание на технологии, позволяющие экономить».

Впрочем, по мнению эксперта, не стоит недооценивать и рынок физических лиц. «В начале года нам позвонил сотрудник автомобильного центра, занимающегося продажами легковых машин, с просьбой посоветовать ему интегратора системы мониторинга, — рассказывает г-н Бутич. — И каково же было моё удивление, когда выяснилось, что такими системами автомобильный центр интересуется не для собственного автопарка, а для своих покупателей».

ЮФО по объёму внедрений систем мониторинга и диспетчеризации транспорта на основе спутниковых навигационных технологий за 2007–2008 годы уступает лишь Центральному, Северо-Западному и Уральскому округам.

На Юге, по данным Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум», наиболее активно действуют компании с разветвлённой сетью филиалов и представительств по всей России: ООО «М2М телематика», ГК «Навигатор», ЗАО «Русские Навигационные Технологии», ЗАО «Современные Технологии Мониторинга», ЗАО «НПП Транснавигация», НПФ «Гейзер». Их совокупными усилиями реализовано в 2007–2008 году около 80% всех проектов, включая государственные, муниципальные, коммерческие заказы юридических и физических лиц.

Руководство компании «Русские Навигационные Технологии» (РНТ), обладающей одной из самых больших дилерских сетей в отрасли (50 компаний в 36 регионах), отмечает, что их южнороссийский дилер — ООО «Интерра» (Ростов-на-Дону) — уже второй год показывает наилучшие результаты продаж и внедрений наряду с Ленинградской областью и Петербургом. Это свидетельствует как о масштабе спроса в регионе, так и об активности местного транспортного бизнеса.

Директор ООО «Интерра» Юрий Кравчик сообщает: «Специфика ЮФО связана в большей степени с высокой активностью сельхозпроизводителей, организаций сферы АПК в целом, производителей и дистрибьюторов пищевых продуктов. Немалую долю в формировании спроса вносят и предприниматели, имеющие небольшие парки автомобилей от 1 до 10, — особенно в Ростовской области и чуть в меньшей степени в Волгоградской. Повышенной активностью в использовании инновационных технологий, направленных на снижение издержек, среди регионов ЮФО характеризуются Ростовская область и Краснодарский край».

Евгений Фирсов, генеральный директор ООО «Первая Экспедиционная Компания», отмечает: «Рынок ЮФО отличается, прежде всего, своей насыщенностью: практически все города, где у нас открыты филиалы, являются лидерами и по объёму перевозок, и по количеству клиентов. Поэтому любые инновационные продукты мы в первую очередь вводим на южном рынке».

Есть в ЮФО и около десятка небольших местных компаний-производителей, системных интеграторов и телематических операторов СМиДА. Их продукт часто дешевле, делается под конкретного потребителя, близость к которому не позволяет халтурить, помогает быстро адаптировать продукт под новые требования заказчика, оперативно исправлять собственные ошибки.

Однако предпринимаются и попытки разработать продукт для открытого рынка. Так, например, молодыми учёными Новочеркасска в прошлом году была создана собственная система мониторинга и диспетчеризации подвижных объектов. Для реализации проекта было образовано ООО «Альтаир», компанию возглавил Леонид Дерека. Донское ноу-хау, в отличие от мировых, да и столичных аналогов, имеет расширенную систему функций и стоит в несколько раз дешевле. Фирма победила в инвестиционном конкурсе «Старт-2008» и получила 750 тысяч рублей из федерального бюджета на развитие промышленного производства.

Мониторь и властвуй

Перечисляя преимущества, которые получает любая транспортная компания, внедряя систему мониторинга, эксперты уверенно называют главное: уменьшение издержек за счёт экономии топлива, сокращения суммарного пробега транспорта, оптимизации маршрутов. Оценки сокращения издержек в процентном выражении довольно сильно отличаются у производителей и продавцов и у потребителей. Так, например, ЗАО «Русские Навигационные Технологии» обещает клиенту после внедрения своего основного продукта «АвтоТрекер» сокращение пробега — до 25%, экономию на ГСМ — до 25%, экономию на телефонных разговорах для определения местонахождения автомобиля — до 50%, сокращение времени простоя автопарка — до 10%, увеличение оборачиваемости транспорта — до 15%. Причём этот крупнейший игрок ещё достаточно скромен в своих оценках. Интернет-объявления малоизвестных разработчиков и интеграторов изобилуют обещаниями сократить все издержки в два, а то и в три раза и окупить вложения за пару месяцев. Отзывы потребителей СМиДА от разных производителей всё-таки показывают цифры более скромные: в среднем речь идёт об экономии ГСМ и сокращении пробега на уровне 10–15%.

Впрочем, Евгений Фирсов считает, что прямой подсчёт снижения издержек не способен отразить все преимущества, которые получает компания при внедрении СМиДА. «Повышается управляемость транспортного парка и, как следствие, — растут дисциплинированность водителей и уровень безопасности при перевозке грузов, — поясняет г-н Фирсов. — Упрощается деятельность службы по работе с клиентами: клиент, передавший груз в один из 55 наших филиалов, в любой момент может посмотреть на сайте статус груза, т. е. увидеть, где груз находится, сколько осталось времени до его прибытия и насколько точно соблюдается график».

Юрий Бутич добавляет: «Не забывайте и о стратегических конкурентных преимуществах, которые дают системы мониторинга. Навигационные технологии позволяют знать, где находятся ресурсы предприятия и эффективно управлять ими. Клиент получает гарантию исполнения заказа в установленные сроки. Более низкие издержки  дают возможность вести ценовую конкуренцию. Таким образом, налицо основные конкурентные преимущества: высокий уровень сервиса и прибыли, и низкий — цен (или издержек)». 

Евгений Фирсов убеждён, что сегодня ни одна крупная компания, стремящаяся вывести бизнес на федеральный или международный уровень, уже не может обойтись без глобальных навигационных систем слежения. «Разумеется, небольшие компании и индивидуальные предприниматели вполне обходятся без спутникового слежения, но они не могут предоставить всего спектра услуг, необходимых грузоотправителям в современных условиях, — утверждает г-н Фирсов. — И если они не стремятся к росту и не боятся, что их вытеснят с рынка более прогрессивные и мобильные конкуренты, то и не нужны им эти системы».

Потребители, со своей стороны, нередко жалуются, что системы мониторинга «дороговаты», окупаются вместо обещанных нескольких месяцев по году и более. Юрий Бутич возражает: «Смотря что понимать под словом “дорогостоящие”. К примеру, внедрение системы мониторинга с датчиком уровня топлива на парк в 50 машин, с полностью оборудованным диспетчерским центром, обойдётся предприятию примерно в 1 800 000 рублей. Для предприятия, которому по средствам содержание 50 машин, такие деньги — не проблема, а только за счёт сокращения издержек окупить систему можно за полгода».

Тем не менее, опыт новочеркасского «Альтаира» показывает: задел для ценового демпинга на рынке есть, и немалый. «Мы уже можем конкурировать по цене, но есть возможность снизить себестоимость мобильного терминала на 30 процентов. Над этим и будем работать, — рассказывает Леонид Дерека. — В ближайших планах — провести опрос среди потребителей, чтобы получить объективный анализ потребностей рынка. Добавлю, что один терминал (со всеми функциями, вместе с антенной и комплектом монтажных частей) будет стоить порядка 10–12 тысяч рублей».

Рынок, откройся!

Главная проблема рынка мониторинга транспорта в том, что структура его чрезвычайно непрозрачна, количество игроков на нём никто, по большому счёту, не знает, неизвестно, сколько новых компаний-интеграторов появляется каждый месяц и сколько исчезает. А главное — непонятно, кто из них действительно что-то может внедрить. Большая часть игроков этого рынка ведут закрытую политику. Количество игроков, по приблизительным оценкам, составляет 200–300 компаний.

И аналитики, и потребители склонны считать, что для нормального существования конкурентного рынка жизненно необходимо единое информационное пространство. Это помогло бы справиться с ещё одной бедой этого рынка — низкой осведомлённостью потенциального потребителя не то что о преимуществах, но вообще о существовании подобных систем. Ассоциация «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» и крупнейшие открытые игроки рынка пытаются решать эту проблему, выезжая в регионы РФ с семинарами, выставками, круглыми столами, работая со СМИ и т. д. Например, «Русские Навигационные Технологии», несмотря на прошлогодний 60-процентный прирост продаж, в этом году увеличили общий объём маркетинговых расходов для обеспечения развития региональной дилерской сети более чем в три раза.

«Чаще всего задают вопрос: “А ГЛОНАСС уже работает?”, — приводит пример Юрий Бутич. — Потребители только начинают узнавать, что такое навигационные технологии и чем они могут быть полезны».

Во время кризиса, по единодушному мнению экспертов, спрос на системы мониторинга транспорта может даже подрасти. «Сокращение издержек, вызванных простоями и неэффективной эксплуатацией автотранспорта — это серьёзная экономия, что особенно актуально в ситуации кризиса», — говорит Евгений Фирсов.

Юрий Бутич добавляет: «IT-проекты в транспортной логистике направлены на повышение её эффективности, т. е. повышение качества решений логистических задач и, соответственно, увеличение прибыли и сокращение издержек. Потому отказываться от инструментов, которые позволят оптимизировать бизнес-процессы предприятия и сэкономить, на мой взгляд, не имеет смысла. Напротив, кризис — это повод посмотреть на свой бизнес с точки зрения эффективности всех бизнес-процессов. Об изменении динамики рынка внедрений пока говорить трудно, так как материала за 2009 год ещё нет. Но уверенно могу сказать, что среди интеграторов и разработчиков больше всего пострадают компании, предоставляющие некачественный продукт или ведущие закрытую политику».

Словарь

GPS (Global Positioning System) — Глобальная система позиционирования.
Navstar — Navigation System with Timing And Ranging — навигационная система для измерения дальности и временной синхронизации (это и есть настоящее название американской глобальной навигационной спутниковой системы; ГНСС).
ГЛОНАСС — ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система.
Обе системы, и ГЛОНАСС, и Navstar, подпадают под аббревиатуру GPS. Но исторически сложилось так, что эта аббревиатура стала синонимом именно Navstar.

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№28-29 (67) 20 июля 2009
Пищевая промышленность
Содержание:
Реклама