Стратегия как флаг

Русский бизнес
Москва, 17.08.2009
«Эксперт Юг» №30-31 (69)
На второй сессии общественных слушаний Стратегии развития Ростова-на-Дону до 2025 года стало ясно, что её единственно желаемый сценарий зависит от того, будет ли в полной мере осуществлён проект Ростовской агломерации, для реализации которого потребуется большая лоббистская работа. Но мэрия готова водрузить идею на своё знамя

Ко второй сессии общественных слушаний проект стратегии Ростова-на-Дону пополнился цифрами. Определились целевые индикаторы — показатели, к которым город должен прийти, развиваясь по позитивному сценарию, а также комплекс мероприятий, который должен вывести город на заданные показатели. Предполагается, что выполнение разработанного плана утвердит Ростов в статусе столицы юга России с приоритетами в области транспорта, инноваций и образования, обеспечивающих высокое качество жизни населения — именно такая миссия отведена городу разработчиками стратегии, группой «Финансовый и организационный консалтинг» (ФОК). Но самая смелая часть проекта — зависимость реализации позитивного сценария развития от перспектив создания Ростовской агломерации — вызвала у ростовского экспертного сообщества немало вопросов, которые предстоит решать на региональном, а возможно, и на федеральном уровне.

Амбиции и здравый смысл

При определении прогнозных цифр и вовсе пришлось идти на своего рода компромисс между желаемым и действительным. «Здесь мы маневрировали “между Сциллой и Харибдой” — с одной стороны, очень хотелось поставить значения, исходя из амбициозного стремления догнать и перегнать ведущие города-миллионники, с другой — мы понимали, что надо задумываться о практической реализуемости целевых значений, — рассказал руководитель проекта по разработке стратегии развития Ростова-на-Дону Олег Науменко. — При расчёте показателей на 2015 год мы ориентировались на мнение профильных комитетов, на то, что реально достижимо сейчас с учётом наличных материальных и человеческих ресурсов, имеющихся целевых программ и бюджетных возможностей. На 2020-й и 2025 годы ставили целевые значения, исходя уже из тех ориентиров, к которым хотим приблизиться». 

По словам г-на Науменко, в результате многократных согласований в профильных комитетах городской администрации не раз менялись формулировки и числовые значения целевых индикаторов, а часть их и вовсе была снята с рассмотрения — из-за технической невозможности вести мониторинг по ряду позиций. Без целевых индикаторов остались, например, такие задачи, как развитие механизмов государственно-частного партнёрства в транспортно-логистическом комплексе и ЖКХ, повышение качества жилищно-коммунальных услуг и др.

В общей сложности определено более 80 целевых индикаторов развития Ростова-на-Дону. По словам Олега Науменко, наиболее яркие из них внесены в перечень рекомендуемых для постоянного мониторинга — это, в частности, среднегодовая численность постоянного населения, отношение числа прибыльных организаций к общему числу предприятий и организаций города, объём грузоперевозок, численность принятых туристов, объём прямых иностранных инвестиций на душу населения и т. д.

В итоге прогноз по объёму прямых иностранных инвестиций на душу населения выглядит так: при текущем значении 90 долларов к 2015 году планируется выйти на уровень 110, к 2020-му — 140, к 2025-му — на 200 долларов. Среднемесячная заработная плата, ныне составляющая в среднем 18,5 тысяч рублей, через пять лет увеличится до 25 тысяч, в 2020 году составит 35 тысяч, а в 2025-м — все 50. Ещё красочней выглядит перспектива увеличения среднего размера пенсии — с 3 681 рубля сейчас до 25 тысяч рублей к 2025 году. Впрочем, сами эксперты ФОК признают, что значение показателя «труднопрогнозируемо в силу неопределённости уровня инфляции и макроэкономической ситуации в целом».

Для реализации поставленных задач разработчики стратегии развития Ростова предложили 15 муниципальных целевых программ, часть из которых уже реализуется и, по мнению экспертов, требует продления, а также несколько принципиально новых. Это, например, программа «Развитие туристских ресурсов Ростова-на-Дону на 2011–2014 годы», программы модернизации транспортной инфраструктуры и совершенствования городской транспортной системы, а также программа реформирования бюджетного процесса. Объёмы финансирования по ряду программ существенно разнятся, по другим их и вовсе нет. «При нынешней непростой экономической ситуации даже Минэкономразвития РФ не даёт прогнозов объёмов финансирования дальше 2012 года, — поясняет Олег Науменко. — И, поскольку у нас некоторые программы рассчитаны до 2014 года, мы могли либо ставить условные цифры, либо пока оставлять эти позиции пустыми. Поэтому сегодня имеет смысл концентрироваться не столько на цифрах, сколько на конкретных мероприятиях с последующим уточнением финансирования». Разработчики готовы к тому, что не все программы будут приняты городской администрацией.

Участники дискуссии — представители администрации города, бизнес-элиты Ростова-на-Дону, научного сообщества и общественных организаций — нашли в проекте стратегии ряд недочётов. Так, директор Ростовского регионального центра инновационного развития Валерий Королёв раскритиковал проект в части развития инноваций. «Нужно рассматривать не отдельно инновационный сегмент, а инновационные подходы как инструмент изменения всех сфер деятельности, предусмотренных стратегией, — считает г-н Королёв. — Только тогда можно ставить амбициозные цели. Как вообще можно строить стратегию развития, опираясь только на существующие ресурсы? Это приведёт к реализации инерционного, а не позитивного сценария. Необходимо сначала аккумулировать ресурсы — тогда целевые индикаторы можно увеличивать не на сколько-то процентов, как сейчас, а в разы».

Без агломерации — никуда?

Наиболее жаркую дискуссию вызвала идея создания Ростовской агломерации, в которую, по предварительному замыслу, кроме Ростова-на-Дону, должны войти Азов, Аксай, Батайск, Таганрог и Новочеркасск. Если вчитаться в стратегию, становится ясно, что фактически именно от перспектив её создания зависит реализация позитивного сценария развития города. Так, на проекте агломерации основана ключевая для стратегии идея функционального разделения территорий как в самом городе (формирование исторического центра, культурно-развлекательного района, деловой части города, рекреационной зоны и т. д.), так и в рамках агломерации, где предполагается создание индустриальных (Новочеркасск, Таганрог), инновационных (Таганрог), развлекательно-рекреационных (Азов, Старочеркасская), транспортных (Батайск) и других центров. Именно создание агломерации должно превратить Ростов в один из крупнейших транспортно-логистических центров, а заодно — в полноценную столицу юга России. Именно агломерация, наконец, позволит городу сохранить статус миллионника к 2025 года.

В целом, это самая смелая и спорная часть стратегии — эксперты группы «ФОК» признают, что без создания Ростовской агломерации вряд ли удастся достичь установленных прогнозных величин по большинству показателей развития, и, самое главное, под большим вопросом окажется реализация основной миссии, прописанной в стратегии — закрепления за Ростовом статуса столицы юга России.

Однако, как отметил президент Ростовской инвестиционной корпорации Владимир Кругликов, создание такого территориального образования, как Ростовская агломерация — вопрос не муниципального уровня, он требует непосредственного участия региональных, а на некоторых этапах и федеральных властей. Кроме того, сегодня нет административных механизмов управления агломерацией, которые только предстоит создавать, что муниципалитетам, опять же, не под силу. Предстоит решать и земельный вопрос в границах будущей агломерации, а также, по выражению г-на Кругликова, множество других «прикладных и приземлённых» вопросов, без которых создание агломерации, а, следовательно, и реализация позитивного сценария развития города становится попросту невозможной.

Получается, что стратегия в нынешнем её виде силами городских властей попросту не может быть реализована. Один из депутатов ростовской Думы усомнился в том, что этот орган вправе принимать документ, содержащий ряд вопросов, которые находятся вне компетенции городских депутатов. «Дума будет принимать программы, не связанные с проектом создания Ростовской агломерации. Но нам сегодня нужен “флаг”, с которым мы сможем идти дальше», — убеждает заместитель мэра Ростова-на-Дону по вопросам экономики Виталий Золотухин. По его словам, по проекту агломерации будут проведены отдельные слушания с участием представителей областной администрации и регионального парламента, а пока город будет двигаться «более мелкими шагами» и сосредоточится на проекте «Большого Ростова», ограниченного зоной 15–25-минутной транспортной доступности (Аксай, Батайск, Мясниковский район).

Разработчики стратегии предполагают, что первым этапом создания агломерации должна стать подготовка соответствующих документов — Стратегии развития Ростовской агломерации до 2030 года, схемы территориального планирования и комплексной инвестиционной программы Ростовской агломерации, а также создание управляющей компании по развитию агломерации. Поле деятельности, которое открывается перед ростовской администрацией под «флагом» новой стратегии развития города, более чем обширно. Причём речь идёт не столько о административно-хозяйственной, сколько о не очень-то привычной для городских властей политической работе. Ведь существенную часть планов придётся реализовывать «руками» областной администрации, а тут без серьёзных усилий по лоббированию и согласованию интересов (например, между входящими в агломерацию муниципалитетами) не обойтись. Готова ли к этому ростовская администрация — понять это ей самой, возможно, только предстоит. Ведь если уж взял в руки флаг, то отсидеться не получится.   

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№30-31 (69) 17 августа 2009
Автомобильный рынок
Содержание:
Манёвры на тормозах

Рынок иномарок в Ростовской области и Краснодарском крае в первом полугодии просел вдвое, однако автоцентры продолжают открываться. В период падения наиболее гибкие региональные дилеры старались заработать за счёт поддержки импортёров, спецпредложений и дополнительных услуг. Дно пройдено, считают самые оптимистичные игроки

Реклама