Тест на профпригодность

Русский бизнес
Москва, 31.08.2009
«Эксперт Юг» №32-33 (71)

В

пору кризиса особенно сложные ситуации складываются на молодых рынках — таких, как, например, консалтинг на Юге. «Рынок консалтинговых услуг до сих пор переживает стадию становления — появляются новые и новые продукты, меняются инструменты работы, идёт активная смена участников рынка, — говорит председатель совета директоров ООО “Консалтинговая группа «Бизнес»” Ярослав Кошелев. — Кризис только подстегнул развитие этой области, позволив одним компаниям диктовать свои условия игры другим, менее стабильным в экономическом плане».

Крах небольших компаний можно было заметить ещё осенью минувшего года, когда некоторые бизнес-центры в крупных городах ЮФО столкнулись с проблемой исчезновения консалтинговых компаний-арендаторов, в том числе и тех, кто просто бросал своё имущество в арендуемых помещениях. «Часть наиболее слабых игроков уже ушла с рынка, — констатирует управляющий партнёр московской компании ООО “Финансовый и организационный консалтинг” Моисей Фурщик. — Это касается и ряда московских компаний, отказавшихся от поддержания маркетинговой активности в регионах. Среди остальных конкуренция существенно обострилась из-за общего сжатия рынка».

Многие консалтинговые компании стали больше внимания уделять участию в тендерах на право исполнения госзаказов, чтобы таким образом восполнить просевший спрос со стороны рыночного сектора. Сокращение спроса на консалтинговые услуги во многом объяснимо программами минимизации расходов фирм-клиентов. «Консалтинг — инфраструктурная отрасль; необходимость затрат на консалтинг неочевидна для клиента, поэтому схлопывание происходило очень стремительно, — говорит директор “Южно-Российского исследовательского центра ФАКТОР” Сергей Проценко. — Мне кажется, те, кто надеялся, что экономический кризис подстегнёт спрос на консалтинговые услуги, оказались чрезмерными оптимистами». Ещё более пессимистично оценивает текущее положение дел на рынке консалтинга Юга управляющий партнёр АКГ «Ваш СоветникЪ» Фёдор Гладкий: «Консалтинг скорее мёртв, чем жив. Во втором квартале наметилось оживление: есть потребность, а денег нет. Платит только тот, кто тонет. Большинство компаний пытаются сделать всё сами. Что же касается нас, то пришлось сокращать расходы на персонал и переводить их на голую сделку». Иной точки зрения придерживается директор ООО «Бизнес-Консалт» Валерий Романенко: «Рынок консалтинга растёт, но кризис не позволит дать ожидаемый рост объёмов».

Корректируя условия труда

Кризис повлиял как на изменение предпочтения ряда клиентов консалтинговых компаний, так и на стратегии развития самих игроков на Юге. Многие фирмы расширяют спектр оказываемых услуг, стараясь удовлетворить все возможные потребности клиентов, ищут новые платёжеспособные целевые аудитории, а также разрабатывают новационные продукты и программы. Если, скажем, для строительной сферы неудачи в кризис можно списать на общее ухудшение экономической конъюнктуры, то для консалтеров остаться эффективными в сложившейся ситуации — значит сохранить репутацию и доказать состоятельность собственной стратегии и уровня оказываемых услуг. «Для консалтинговых компаний выстоять в условиях неопределённости рынка и при этом нарастить свои объёмы — показатель профессионального подхода к ведению бизнеса», — соглашается гендиректор компании «Денисов-Аудит» Антон Денисов.

Ответной реакцией на кризис со стороны многих консалтеров стала наблюдавшаяся уже в 2008 году тенденция к снижению стоимости оказываемых услуг и сокращению собственных расходов — вплоть до затрат на персонал и резервирования части заработной платы оставшимся сотрудникам. Применяемые игроками для выживания меры разнообразны и порой противоречивы. Одни переходят на стопроцентную предоплату при организации работы с клиентами, другие в рамках тех же антикризисных стратегий используют более гибкие условия расчётов, а некоторые игроки идут на такие ещё вчера оригинальные меры, как рассрочка платежа или «консалтинг в кредит». Так, в ООО «Консалтинговая группа “Бизнес”» у клиентов появилась новая возможность получить услугу «в кредит». В ООО «ПРЕСТИЖ» (Волгоградская область) надёжным клиентам, заслужившим доверие, оказывают услуги по оценке с отсрочкой платежа. В то же время в ростовском ООО «Системы независимой оценки» в качестве одной из антикризисных мер, наоборот, избран переход на систему стопроцентной предоплаты.

Сжатие рынка заставляет компании менять свои цели и задачи. Захват долей рынка сменяется сохранением имеющихся позиций, развитие — выживанием, а избирательность при выборе клиента (ценз по минимальной стоимости контракта) уступает место работе со всеми потенциальными клиентами.

Наиболее распространённым шагом становится всё же сокращение затрат на аренду помещений и оплату персонала. «Для нашей фирмы кризис проявился в том, что обычный сезонный спад в начале года оказался глубже и длительнее, чем обычно, — говорит директор волгоградской компании ООО “Дельта Капитал” Роман Титов. — Расходы на оплату труда сократились незначительно: на 10–15 процентов. Чтобы с меньшими потерями пережить кризис с ключевыми специалистами (с высокими заработными платами), была достигнута договорённость о резервировании части заработной платы (25 процентов) до улучшения ситуации. В ближайшее время фирма планирует произвести отложенные выплаты. По некоторым привлечённым специалистам (аудиторам) ставки оплат в этом сезоне выросли».

Консалтеры ищут свежие подходы к клиентам, разрабатывают бонусные программы и расширяют спектр услуг. В ЗАО «Центр содействия развитию малых предприятий “ИЛЕКТА”» разрабатывают новые программы и стандарты предприятий по контролю менеджмента, по управлению дебиторской задолженностью. «В нашей фирме мы смогли избежать сокращений персонала, и это уже хорошо, — рассуждает замдиректора таганрогской компании ООО “АУДИТ-БЮРО” Татьяна Слинько. — Сокращение расходов в нашем бизнесе возможно за счёт снижения зарплатных надбавок и соцпакета, рекламы, информационных подписных изданий». В то же время в ростовском ООО «Оценочная компания “Аппрайзер”» антикризисной мерой становится увеличение предприятия одновременно с агрессивной политикой внедрения по всем направлениям развития.

Точки провала

С одной стороны, кризис формирует потребность в использовании качественного профессионального консалтинга, с другой — сокращает возможность его оплатить. С наступлением кризиса практически все долгосрочные программы были заморожены. Ряд сегментов рынка консалтинга на Юге оказался невостребованным. Существенно упал спрос, создаваемый строительными компаниями. Сократился спрос на управленческий, стратегический и ИТ-консалтинг. Инвестиционный консалтинг, особые надежды на рост которого возлагаются в связи с грандиозными проектами по подготовке к Олимпийским играм в Сочи в 2014 году, в прошедшем году феноменального роста отнюдь не демонстрировал.

В то же время, по вполне понятным причинам, первое место среди которых занимает рост просроченной кредиторской задолженности у большинства экономических агентов на Юге, многократно возрос спрос на юридический консалтинг в области хозяйственного права. Востребованной остаётся разработка антикризисных мероприятий и программ. В Ростовской области и Краснодарском крае появился спрос на юридический консалтинг в области трудового права, который ранее не пользовался особой популярностью. «До 2008 года услуги в области трудового права были практически невостребованными, — говорит Ярослав Кошелев. — А с середины прошлого года налицо увеличение спроса в этом сегменте рынка правовых услуг. Растёт спрос на информационно-маркетинговые услуги (деятельность по анализу потенциальных контрагентов)».

Различные сегменты консалтинга по-разному отреагировали на изменение внешних условий. «Наибольшие проблемы — в сегментах, ориентированных на сопровождение инвестиций, стратегию и ИТ, — поясняет Моисей Фурщик. — Некоторый рост сохраняется в сегменте оценки». Существенно упала и востребованность HR-консалтинга, ярче стал наблюдаться разрыв между участниками международных сетей и самостоятельными местными игроками. «Сильно сократится региональный спрос на подбор персонала, управленческий и стратегический консалтинг, — рассуждает Фёдор Гладкий. — Инвестиционный консалтинг может претерпеть серьёзные изменения. Разница между услугами крупных федеральных консультантов и региональных компаний станет более существенной. Увеличивается спрос на правовой консалтинг и мониторинг рынка». По мнению Валерия Романенко, менее востребованными стали консалтинг по системам управления, системам менеджмента качества, внутрикорпоративное обучение. Не потеряли популярности, по наблюдениям ряда компаний, услуги оценки активов для привлечения инвестиций.

Долевое распределение

Среди услуг, предоставляемых консалтинговыми компаниями, принявшими участие в рейтинге по итогам работы в 2008 году в ЮФО, преобладают оценочные услуги, формирующие 40,5% от общего числа доходов. За ними следует юридический консалтинг в области хозяйственного права — 25,3%, 15,7% занимают услуги в области финансового управления, ещё 4,3% приходится на консалтинг в области маркетинга и отношений с общественностью, налоговый консалтинг занимает 3,6%. Куда более бедно представлены сектор стратегического планирования и организационного развития, инновационный консалтинг, ИТ-консалтинг (см. график). Совокупная выручка участников этого рейтинга составила почти 300 млн рублей.

О потенциале развития рынка и запасе прочности отдельных фирм наглядно свидетельствует такой показатель эффективности работы консалтинговых компаний, как выручка на одного специалиста (см. таблицу). И здесь разброс эффективности участников рейтинга весьма впечатляющ: от 113 тысяч рублей до 1,6 млн рублей. Порой выручка на одного специалиста в некоторых компаниях превышает совокупный объём выручки у других.

В условиях кризиса не успевший сформироваться и окрепнуть рынок консалтинговых услуг ощутил серьёзные изменения, которые, с одной стороны, привели к сжатию, а с другой — позволят вывести южный консалтинг на более высокий качественный уровень. По оценкам самих консалтеров, рынок в ближайший год сократится в среднем на 20%. Однако 2010–2011 годы, как считают в большинстве компаний-участников рейтинга, станут для южного консалтинга периодом восстановления и роста. «Прогнозировать в условиях неопределённости достаточно сложно, но я думаю, что до 2011 года рынок консалтинга будет находиться в стагнации, а с 2011 года начнёт быстро восстанавливаться», — говорит Фёдор Гладкий. Падения на 20–25% в 2009 году, начала роста в 2010 году ожидает исполнительный директор ставропольского ЗАО «Центр содействия развитию малых предприятий “ИЛЕКТА”» Владимир Степанов. Более значительную просадку рынка консалтинга прогнозирует директор ставропольского ООО «Бизнес-Константа» Наталья Яковенко: «Падение на 30 процентов в 2009 году, стабилизация в 2010 году и рост начиная с 2011 года на 20–25 процентов годовых».

Оптимистичнее настроен Сергей Проценко: «Мне кажется, после сокращения объёмов рынка в конце 2008 года особых колебаний уже не будет. Скорее всего, общий уровень спроса окажется стабильным. Ведь даже сейчас, когда многие компании жёстко режут все “непроизводственные” расходы, ряд компаний всё же испытывают потребность в маркетинговом консалтинге. Поэтому в целом спрос будет поддерживаться на нынешнем уровне».

Безусловно, кризис отразится на долевом распределении консалтинговых услуг. «Кризис изменит структуру рынка консалтинга: снизятся сегменты, где услуги носили “формальный” характер (аудит, оценка, подбор кадров, юридическое сопровождение) или где эффект от их использования не был очевиден (отдельные виды рекламной и маркетинговой деятельности), — комментирует Роман Титов. — Возрастёт потребность в стратегическом консалтинге, инвестиционном консультировании, системной интеграции, организационном планировании, управлении доходностью и затратами — везде, где есть возможность повысить эффективность компаний». Выход из кризиса, развитие региональной экономики и сопутствующее этим процессам усложнение бизнес-процессов будут способствовать росту спроса на консалтинговые услуги. Особые перспективы многие связывают с проектом «Сочи-2014» и с АПК. Вероятно, начнут возрастать доли сегментов стратегического и инвестиционного консалтинга, ИТ-консалтинга, повысится спрос на организационное планирование и проектирование, строительный инжиниринг и проектное моделирование.       

Рейтинг консалтинговых компаний, работающих в Южном федеральном округе, по итогам 2008 года

Методы и информация
Рейтинг консалтинговых компаний ЮФО подготовлен аналитическим центром «Эксперт ЮГ» с использованием методологии рейтингового агентства «Эксперт РА» и базируется исключительно на сведениях, официально предоставленных компаниями. Корректность данных гарантируется подписью первого лица и печатью организации. Для участия в рейтинге были приглашены более 300 компаний, работающих в ЮФО. В качестве основного показателя ранжирования взят объём выручки от оказания консалтинговых услуг за 2008 год. Компании, чья материнская организация зарегистрирована на территории ЮФО, предоставляли данные по всей компании. Если головная компания зарегистрирована за пределами ЮФО, то учитывались данные по итогам работы её подразделений в ЮФО или работы с клиентами, находящимися на Юге.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №32-33 (71) 31 августа 2009
    Ингушетия
    Содержание:
    Возвращение на волне терактов и надежд

    Момент после возвращения наверняка станет самым важным в политической судьбе президента Ингушетии. Ждут от него многого, верят в него — как никогда, но если результата не будет в ближайшие полгода, кредит доверия начнёт иссякать. А результат будет, если Юнус-Бек Евкуров сработается с Аркадием Еделевым, новым главой республиканского МВД, назначенным лично президентом РФ

    Реклама