Скрытая угроза

Владимир Козлов
генеральный директор аналитического центра «Эксперт Юг»
14 сентября 2009, 00:00   Юг

Основным трендом добывающих отраслей юга России за прошедший год стала почти повсеместная корректировка сроков реализации инвестпроектов. А поскольку многие проекты связаны между собой, задержки могут передаваться по всей цепи, нарастая подобно снежному кому

В целом за год ТЭК Юга укрепил свои позиции в общем объёме инвестиционных проектов. За год их портфель в этой сфере вырос и количественно, и по объёму (см. график). Официально заявляемый сегодня объём вложений в добычу и переработку нефти и газа составляет 12,4 млрд долларов — это 14% в структуре всех инвестпроектов ЮФО (в прошлом году на долю «нефтянки» пришлось лишь 10,8%). Однако, по нашим оценкам, официальные цифры слишком оптимистичны. Они не отражают объективных задержек, с которыми уже столкнулся ряд проектов — такие крупные компании, как ЛУКОЙЛ и «Газпром» пока официально не корректировали сроки их реализации. Скорее всего, корректировки неизбежны, что, впрочем, не обязательно ставит под вопрос судьбу самих проектов. 

Нефтяники топчутся

С одной стороны, перенос сроков связан с усложнившимся доступом к кредитным ресурсам. С другой — стагнация в экономике делает нецелесообразными сегодняшние наращивание добычи и вложение значительных средств в гео­логоразведку. Это касается не только добывающих, но и перерабатывающих активов крупнейших нефтехолдингов.

Тем не менее, стратегические проекты продолжают реализовываться по графику. В частности, пока выдерживается обещанный собственником (НК «ЛУКОЙЛ») срок запуска в промышленную эксплуатацию углеводородного месторождения имени Юрия Корчагина на северном Каспии (запасы по категориям 3Р оцениваются в 570 млн баррелей нефтяного эквивалента, сумма инвестиций — 2,8 млрд долларов) — до конца текущего года. В настоящее время уже практически завершён монтаж нескольких сегментов буровой платформы ЛСП и жилого модуля на теле месторождения, находящегося в 180 километрах от Астрахани. По плану, нефтехолдинг намеревался в IV квартале начать на нём добычу с бурения 26 добывающих, трёх водонагнетательных и одной газонагнетательной скважины.

В руководстве холдинга подчёркивают, что кризис мало повлиял на инвестиционные планы ЛУКОЙЛа в регионе, но вместе с тем признают, что срок выхода на самое крупное месторождение Каспия — имени В. Филановского — будет перенесён с 2012-го на 2013 год. Месторождение является самым значительным по запасам нефти, открытым в России за последние 10 лет: его промышленная мощность составляет 10 млн тонн нефти и 7 млрд кубометров попутного газа в год. Из скважины-первооткрывательницы в конце 2005 года был получен фонтанный приток лёгкой безводной малосернистой нефти дебитом более 800 тонн в сутки. Таких месторождений в России насчитываются единицы — средний дебит по стране равен 10,5 тонн в сутки. Нефть составляет 75% суммарных запасов месторождения, тогда как все остальные месторождения, открытые ЛУКОЙЛом на Каспии, преимущественно газовые.

Кроме того, помимо шести уже открытых на северном Каспии месторождений, геологи холдинга обнаружили в регионе дополнительно 11 перспективных структур, с учётом которых к 2023 году ЛУКОЙЛ рассчитывает добыть здесь не менее 30 млн тонн нефти и 18–20 млрд кубометров газа. Освоение северного Каспия — стратегическая задача для нефтехолдинга. В регионе он смело может именоваться первооткрывателем в сегменте шельфовой добычи, и вряд ли захочет уступить пальму первенства конкурентам.

Именно с разработкой этих месторождений напрямую связана и реализация других крупных инвестпроектов ЛУКОЙЛа — строительства новых и расширения уже существующих перерабатывающих мощностей. Годовая задержка с выходом на шельф или вводом в эксплуатацию месторождений автоматически повлекла за собой изменение инвестиционных планов. Уже в начале сентября президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов заявил о переносе строительства газоподготовительного комплекса из Калмыкии в ставропольский Будённовск, на площадку своего завода «Ставролен». Теперь ожидается, что новый газохимический комплекс производительной мощностью 900 тысяч тонн полиэтилена, 320 тысяч тонн полипропилена и 5 млрд кубометров отбензиненного газа вступит в строй не в 2013-м, а в 2015 году. Причиной отмены «калмыцкого» варианта сам г-н Алекперов считает то, что «Газпром» определил точку подключения ЛУКОЙЛа к трубе в районе ставропольского Георгиевска, расположенного в 100 км от Будённовска. Как пояснили «Эксперту ЮГ» в пресс-службе нефтехолдинга, в этом случае ЛУКОЙЛ сможет сэко­номить на том, что ГХК будет построен уже на готовых мощностях «Ставролена» с развитой инфраструктурой, тогда как в калмыцком посёлке Артезиан строить пришлось бы фактически в чистом поле. 

Несмотря на то, что бурение скважин уже начато, задерживается выход на шельф у другого добывающего холдинга — ОАО «Газпром». Газовая монополия так и не реализовала свой опцион на приобретение 50% + 1 акции ООО «Петроресурс» (подконтрольного шведской Lundin Petroleum AB), владевшего пятилетней лицензией на разработку Лаганского блока на Каспии. Газовики пока не спешат вкладывать средства в освоение месторождения с предполагаемыми запасами более 800 млн баррелей нефтяного эквивалента. Сумма запланированных для разведочного бурения инвестиций на первом этапе — 105 млн долларов. Не исключено, что газовики с помощью этого проекта стремились в первую очередь «застолбить участок». Уже в начале сентября стало известно о том, что нефтетрейдер Gunvor (подконтролен предпринимателю Геннадию Тимченко) приобрёл 30% акций Lundin и также намерен заняться добычей на Лаганском блоке. Если «Газпром» реализует свой опцион, то именно эти компании станут мажоритариями в проекте, оставив шведам менее блокпакета.

Пока дальше общественных слушаний дело по выходу на шельф не сдвинулось и у третьего ВИНКа — НК «Роснефть». Ещё год назад холдинг через подконтрольную на паях с ЛУКОЙЛом и кубанскими властями НК «Приазовнефть» планировал начать оценочное бурение на шельфе Азовского моря (сумма инвестиций — 100 млн долларов). Однако ЛУКОЙЛ сейчас целиком сосредоточился на своих каспийских проектах, а для кубанских властей, по вполне понятным причинам, ныне куда важнее олимпийские стройки. У самой «Роснефти» сегодня тоже хватает хлопот с финансированием нефтеперерабатывающих активов, так как на Юге компания реализует не один крупномасштабный проект. В настоящее время «Роснефть» ведёт реконструкцию в рамках проекта модернизации ООО «РН–Туапсинский нефтеперерабатывающий завод» стоимостью 1,8 млрд долларов. Так что срок начала добычи нефти и газа на шельфе Азовского моря, запланированный на 2011 год, вполне вероятно, может быть изменён.

Следует заметить, что ни один из инвесторов пока не отказался от своих проектов, подчёркивая, что речь сегодня идёт лишь о переносе сроков их реализации. Учитывая, что на суше большинство месторождений уже выработаны, вопрос выхода на шельф южных морей — дело ближайшего времени.

Уголь под вопросом

Доля инвестпроектов в угольной отрасли Восточного Донбасса в текущем году сократилась с 1,38 до 0,6%. На сегодняшний день в работе находятся проекты на общую сумму в 494,5 млн долларов. Основные потребители отрасли — энергетики, снизившие отпуск продукции в связи с общим падением промышленного производства, поэтому угольщики тоже вынуждены корректировать свои программы. Потребности основного закупщика угля — Новочеркасской ГРЭС — снизились с 3,6 до 2,5 млн тонн угля в год, что явно не добавило угольщикам энтузиазма при наращивании мощностей.

В нынешнем году в Восточном Донбассе объёмы производства практически у всех угледобывающих предприятий продолжают падать — вплоть до приостановки деятельности некоторых шахт. В этих условиях говорить о строительстве новых шахт, предполагающем капиталовложения до 300 млн долларов и средний срок окупаемости 8–9 лет, явно преждевременно. В первую очередь речь идёт о «Южной угольной компании», которая планировала уже в 2011 году запустить на Садкинском месторождении самую мощную южнороссийскую шахту «Садкинская-Восточная» (паспортная мощность — 3 млн тонн в год). Пока реализация этого угольного проекта в Усть-Донецком районе Ростовской области находится на стадии выполнения проектных работ и госэкспертизы. Позднее «Южная угольная компания» намеревалась запустить и шахту «Садкинская-Северная» (мощностью тоже около 3 млн тонн).

Однако эти планы напрямую увязывались со строительством Новоростовской ГРЭС, которая должна запустить первую очередь в 2013 году и потреблять 2,8 млн тонн угля в год именно с близлежащего Садкинского месторождения. Предполагается, что кредитовать проект будет Экспортно-импортный банк Китая (80% от общей суммы инвестиций в 2,1–2,8 млрд долларов) и ВЭБ (20%). Владельцы ГРЭС собираются в 2013 году запустить и собственную шахту имени Братченко мощностью 2 млн тонн в год, дополнительно потратив на это 120 млн долларов. Однако, если проект будет осуществлён, рынок сбыта будущих «садкинских» шахт окажется слишком узким.

И в углепроме инвесторы пока не говорят о сворачивании проектов. Они, как выражаются фондовики, держат открытые позиции.