Второй год подряд мы проводим исследование крупнейших инвестиционных проектов юга России, сведений о которых не найти в статистических сборниках. Методология, позволяющая проводить жёсткий отсев проектов, оставляя лишь те, которые мы можем поместить в категорию реальных, использована та же, что и в прошлом году. Поэтому вырисовывается интереснейший материал для сравнений.
Несколько предварительных выводов. Мы, конечно, ждали, что волна экономического кризиса существенную часть проектов попросту смоет. Однако формально пока нельзя говорить о сокращении — ни их количества, ни общего объёма инвестиций. Наш отсев прошли 316 проектов против 301 годом ранее. При этом, по нашим подсчётам, портфель инвестпроектов Юга увеличился за год примерно на 10% и в сопоставимых ценах составил 2,7 трлн рублей (88,5 млрд долларов).
В то же время это благополучие обманчиво. Некоторые инвестпроекты выглядят, если продолжать «водную» метафору, подмытыми — кажется, они в любой момент могут упасть. К ним относятся прежде всего проекты, которые кризис явно должен был изменить, но изменений не видно, а заливать проблемы деньгами у собственников уже попросту нет возможности. Проектов, вызывающих сомнение, больше всего в ТЭКе и туризме. Возможное выпадение проектов может быть весьма ощутимым, поскольку особенность «южного» инвестиционного потока заключается в том, что он сильно концентрирован. Так, на первые по величине 10% инвестпроектов в нашей базе пришлось свыше 70% совокупной стоимости, оставшиеся 285 проектов формируют 28% суммарного объёма в денежном выражении. Последние же десять процентов общего списка занимают всего полпроцента от совокупной заявленной стоимости.
В то же время стабилизирующим элементом тридцатки крупнейших являются государственные инвестиции. Если рассматривать госсектор в широком смысле, то на его долю приходится порядка 40% совокупной стоимости 316 инвестпроектов. Основная часть вложений — проекты в сфере инженерно-транспортной инфраструктуры и в энергетике. Так что переоценить значимость госструктур в сложившейся ситуации сложно.
Как мы искали реальные проекты
Главный ресурс исследования — уникальная база данных Аналитического центра «Эксперт ЮГ», содержащая сведения о реализуемых на территории ЮФО инвестпроектах стоимостью не менее 300 млн рублей. В целях формирования этой базы мы запросили администрации всех субъектов ЮФО, агентства инвестиционного развития, КСПП ЮФО, предложили заполнить анкеты крупнейшим предприятиям Юга и наиболее активным инорегиональным инвесторам, собрали информацию из открытых источников (деловые СМИ, официальные сайты компаний, информационные агентства и т. д.), а также использовали базу данных «Эксперта ЮГ». География исследования включает все субъекты ЮФО, сроки проведения исследования — май–август 2009 года.
Предварительная база содержала около 500 проектов. Мы включали в неё проекты, работы по которым начнутся не позднее 2012 года, а также те, которые будут введены в эксплуатацию не ранее октября 2009 года. Далее мы фильтровали базу по степени реальности заявленных проектов, опираясь на имеющиеся данные. Требования для включения в итоговую базу таковы: у проекта должен быть инициатор/инвестор; дата начала его реализации — не позднее 2012 года (период подписания договоров с подрядчиками, начало финансирования); текущая степень проработанности проекта — на уровне не менее наличия ТЭО, бизнес-плана, а желательно — соглашений с инвесторами, договорённостей о кредитовании с банками, оформленной земельно-правовой документации и т. п. После строгого отсева у нас остались те самые 316 проектов, которые условно можно назвать реальными. Данные о крупнейших отраслевых инвестпроектах мы публикуем в соответствующих разделах номера.
В случае предоставления информации в отечественной валюте пересчёт рублей в доллары производился на дату начала второй фазы исследования — 1 июля 2009 года (31,0385 рубля за доллар по курсу ЦБ); пересчёт евро в доллары — по кросс-курсу 1 к 1,4128, исходя из курсов ЦБ. При этом если общую стоимость инвестпроектов оценивать в долларах, мы будем иметь снижение объёма с 91,2 до 88,5 млрд; с учётом же изменения курса доллара налицо рост в рублях.
Поведение инвестиций и инвесторов
По данным Ростовстата, итоги 2008 года недвусмысленно свидетельствуют, что во всех округах РФ, при сохранении роста в абсолютных показателях, произошло падение темпов прироста инвестиций в основной капитал за счёт всех источников финансирования (см. график 1). Причём падение было достаточно резким (за исключением Уральского и Дальневосточного округов). ЮФО, годом ранее показавший более чем пятидесятипроцентный прирост, по итогам года минувшего демонстрировал почти двукратное падение в динамике. Тем не менее, по совокупной стоимости инвестиций в основной капитал за счёт всех источников финансирования Юг вышел на пятое место, обогнав Сибирский федеральный округ.
Если 2007 год характеризовался активным появлением новых проектов и их оперативным переходом из статуса «инвестиционного предложения» в статус реального проекта, то 2008 год и первое полугодие 2009 года демонстрируют обратное движение — ряд «реальных проектов» сегодня можно оценивать, скорее, как инвестиционные предложения. При этом из одного состояния в другое проекты переходят достаточно быстро. Так, часть проектов, подтверждённых к реализации в мае, в июле была уже исключена из базы — причиной стали изменение сроков или отказ от их реализации. Например, ГК «Индустриальный союз Кубани» в июле отложила на неопределённый срок строительство в Армавире завода по производству керамической плитки стоимостью свыше 110 млн долларов. ЗАО «Русская содовая компания» заморозило проект строительства в Малодербентовском районе Калмыкии завода по производству стеклотары стоимостью 724 млн рублей. В Адыгее «М-Индустрия» меняет концепцию и идею строительства масштабного проекта создания агроиндустриального комплекса с объёмом инвестиций в 11 млрд рублей. Таких примеров хватает. Обратный же процесс — переход из разряда предложений в разряд проектов — сегодня значительно замедлился. В процессе анкетирования мы неоднократно слышали от ряда первых лиц, что «в связи с кризисом получить финансирование на приемлемых условиях практически невозможно».
Эта ситуация заставляет инициаторов и собственников вместо попыток самостоятельно реализовать проект, привлекая банковское финансирование, искать соинвесторов, готовых вкладывать свои деньги. Если до кризиса многие предприятия, дорожившие своей независимостью, обходясь заёмными и собственными средствами, были категорически против появления в их капитале сторонних инвесторов, то сегодня дефицит ликвидности и сжатие спроса меняют приоритеты. Стратегические инвесторы для проектов и компаний становятся долгожданными, а нередко и единственными источниками сохранения жизнеспособности. В связи с этим существенно видоизменились цели и задачи, стоящие перед менеджментом многих фирм; на первый план вышёл поиск инвестора — вместо традиционного выбора между банковскими предложениями в получении кредитов или размещением облигационных займов.
Подтверждением того, что ЮФО находится в особых условиях, формирующих запас прочности и благоприятно влияющих на региональную экономику, а его отдельные территории остаются наиболее перспективными для вложения средств, служит такой показатель, как изменение безработицы. В 2008 году ЮФО стал единственным округом РФ, в котором безработица сократилась, причём существенно: с 11,7% от численности экономически активного населения до 10,2%. Во всех остальных округах органы статистики зафиксировали рост безработицы.
Отраслевые метаморфозы
Ряд факторов, в том числе и финансовый кризис, значительно скорректировал отраслевую инфраструктуру при относительно небольшом изменении совокупной стоимости инвестпроектов (см. график 2). Доля проектов в инженерно-транспортной инфраструктуре сократилась более чем в 2,5 раза — с 47,4 до 17,7%. Это вызвано в первую очередь неопределённостью с организацией такого крупномасштабного проекта, как скоростное пассажирское движение на направлении «Центр — Юг», а также с замораживанием ряда проектов либо их переносом на пока ещё неопределённое будущее. Среди них — строительство Южного хаба, развитие деловой и частной авиации в Дагестане или развитие и реконструкция аэровокзальных комплексов в республиках Северного Кавказа.
Зато со второго на первое место переместился туризм, доля которого выросла с 14,6 до 25,9% и составила в абсолютном выражении почти 23 млрд долларов. Туризм — одна из немногих отраслей, список проектов которой минимально пострадал по сравнению с 2008 годом и значительно пополнился новыми, причём не только за счёт фактора Олимпиады. Крупнейшими «новичками» здесь стали строительство курортного города-спутника «Лазурный берег» в Дагестане и города-курорта «Новомихайловский Посад» на Кубани, гостинично-развлекательного комплекса «Славянский посад» в Астраханской области.
Значительно улучшили свои позиции АПК и пищевая промышленность, увеличив долю сразу в несколько раз: с 1,4 до 5%. Столь мощный скачок обеспечен как общим ростом количества проектов (с 25 до 64), так и появлением среди них крупномасштабных — таких, как строительство современного тепличного комплекса в Астраханской области («Новые вершины», 407 млн долларов) или завода по добыче и розливу питьевой воды в Краснодарском крае («Холдинговая финансово-промышленная компания СМ», 338,3 млн долларов).
Региональный разрез
Произошли изменения и в региональной структуре нашего рейтинга. Оставшаяся на последнем месте Адыгея более чем вдвое увеличила портфель инвестпроектов с 38,4 до 92,8 млн долларов. Ингушетия сделала ещё более внушительный рывок, почти троекратно увеличив совокупную стоимость инвестпроектов: с 75,9 до 210,8 млн долларов. Однако и её успехи меркнут по сравнению с ростом Чечни, щедро подкрепляемым бюджетным финансированием, — республика запускает 10 проектов на сумму 3,1 млрд долларов, переместившись с 11-й позиции на 8-ю.
Астраханская область нарастила инвестпортфель почти в 4 раза (с 1,1 до 4,1 млрд рублей), поднявшись с 8-й на 6-ю позицию за счёт проектов в АПК, инженерно-транспортной инфраструктуре, добыче и переработке нефти и газа. Карачаево-Черкесская Республика поднялась с 7-го на 4-е место благодаря проектам в области традиционной и нетрадиционной энергетики. Волгоградская область перебралась с 6-го места в тройку лидеров за счёт масштабных вложений в развитие туристической отрасли, а также появления проектов в машиностроении и АПК.
Северная Осетия-Алания более чем в 2 раза увеличила совокупную стоимость реализуемых инвестпроектов, оставшись при этом на 9-м месте. Существенно изменилось положение в Ставрополье. Суммарная стоимость инвестпроектов здесь сократилась более чем в 2 раза. Ухудшились показатели у Кабардино-Балкарии, Калмыкии и Дагестана, переместившегося с 4-го на 5-е место. Лидеры у рейтинга остались прежние — Краснодарский край и Ростовская область (см. график 3).
Когда имеешь дело с базой инвестпроектов, легко забыть о том, какое влияние может оказывать на развитие территории реализация даже единичного проекта. Это влияние особенно сильно в республиках. Так, например, строительство завода по производству листового стекла стоимостью 5,5 млрд рублей в Малгобекском районе Ингушетии позволит снизить дотационность республиканского бюджета на 30%.
В подготовке материалов участвовала Вера Коврыжко