По словам специалистов большинства банков, имеющих рrivate banking, количество клиентов и их инвестиций в этом сегменте постоянно увеличивается — и последние месяцы не исключение. В условиях экономического кризиса рrivate banking стал даже более востребован, чем в стабильные предыдущие годы.
Правила игры
Частное банковское обслуживание для физических лиц (private banking) — это управление капиталом клиента и его семьи с обязательным высоким уровнем сервиса и максимальным разнообразием финансовых услуг. Для каждого конкретного клиента пакет услуг формируется индивидуально, в соответствии с его потребностями: клиент получает своего персонального менеджера, который должен быть «на связи» 24 часа в сутки. В private banking, кроме классических банковских услуг, входят услуги инвестиционно-банковские, а также консультирование.
Рrivate banking в России вырос на основе VIP-обслуживания в универсальных банках, и провести чёткое разграничение между ними непросто. Отечественные банки, не имеющие выделенного подразделения рrivate banking, зачастую в рамках VIP-обслуживания предлагают такие же продукты. Рынок рrivate banking в России совсем ещё молод, и у него большой потенциал роста. В устойчивые времена этот рынок растёт на 30% в год, и кризис вряд ли снизит эти темпы. Так, в Банке Москвы с сентября прошлого года стали существенно больше и объёмы средств под управлением в рrivate banking, и количество VIP-клиентов. В BSGV число VIP-клиентов продолжает постепенно увеличиваться по мере развития банковского бизнеса, расширения сети филиалов, введения новых продуктов и услуг. В Ростовском филиале Альфа-банка на первоначальном этапе кризиса количество клиентов не изменилось (благодаря качественной работе персонала по их удержанию), но уменьшились их балансы. Сейчас средства VIP-клиентов начинают возвращаться в банк, происходит и приток клиентов из ряда других банков региона.
«Опыт показывает, что количество VIP-клиентов зависит не от кризиса, а от стратегии развития направления private banking, — говорит директор департамента частного банковского обслуживания НОМОС-БАНКа Мария Рункевич. — Так, в нашем банке за последний год количество VIP-клиентов выросло на 17 процентов. Основное требование — размер “входного билета”. Чтобы стать VIP-клиентом, необходимо открыть депозит на сумму не менее 2,5 миллионов рублей. Это требование предъявлялось и до кризиса. Изменений в критериях отбора, в том числе с точки зрения жёсткости проверки устойчивости, с начала кризиса не было».
По словам начальника управления розничных операций банка «Центр-инвест» Ирины Левиной, количество VIP-клиентов увеличилось по сравнению с докризисным периодом на 1,2%. Доля таких вкладчиков составляет около 8%. Правда, условия вхождения в эту группу в региональном банке более щадящие, чем в филиалах столичных банков — необходимо открыть срочный вклад в банке на сумму не менее 300 тысяч рублей или пользоваться услугами по тарифам разового обслуживания.
«Число VIP-клиентов увеличилось, в частности, за счёт притока из банков, которые не могут сегодня кредитовать клиентов в необходимых им объёмах, — отмечает Яна Гамалей, управляющий Ростовским филиалом банка “Возрождение”. — Изменился и их состав: вследствие кризиса расслоение клиентов на эффективных и неэффективных уже произошло. Появляются новые клиенты — те, кто смог либо удержать свой бизнес, либо увеличить его объёмы».
Основная часть капиталов сосредоточена в ТОП-20 российских банков, большинство которых развивает рrivate banking как отдельно выделенное направление в столицах, и лишь единицы имеют такие подразделения в регионах. Примечательно, что в разгар кризиса — в апреле нынешнего года — начал продвижение рrivate banking в регионы НОМОС-БАНК. И ростовский филиал банка стал первым в реализации этой программы. «Мы не случайно выбрали для старта Ростовскую область, — объясняет этот шаг вице-президент банка Сергей Белецкий. — Это привлекательный регион, столица которого — город-миллионник, имеющий большое количество состоятельных граждан. Мы оцениваем рынок области в 10–15 миллиардов рублей и полагаем, что к 2011 году его объём увеличится до 20–25 миллиардов. При этом мы планируем занять 10 процентов регионального рынка».
Тихая гавань
Кризис существенно сместил приоритеты в инвестиционных портфелях клиентов в сторону консервативных вложений. Практически все банки отмечают основную тенденцию — переток средств клиентов с фондового рынка на депозиты, которые пока что обеспечивают неплохую доходность и надёжны в плане сохранения средств. Так, за первое полугодие 2009 года депозитный портфель состоятельных клиентов BSGV увеличился на 28%.
За прошедший год клиенты стали проявлять больше интереса к инвестициям в консервативные продукты: депозиты, облигации, т. е. инструменты с защитой капитала. В изменившейся экономической ситуации меняется и продуктовая линейка банков. Год назад популярны были продукты со 100-процентной защитой капитала — инвестиционные депозиты, доходность которых «привязана» к товарному рынку, в том числе к золоту, а также к индексу РТС. Они позволяли зарабатывать до 20% годовых в валюте. Сейчас, когда доходность этого продукта значительно снизилась, интерес вкладчиков к нему упал.
«Естественно, при разработке новых продуктов мы принимаем во внимание текущую ситуацию на рынке, — говорит Наталья Котлова, руководитель отдела по работе с состоятельными клиентами BSGV. — В октябре прошлого года мы переработали и значительно расширили ряд депозитных продуктов, сделав его более интересным для состоятельных клиентов. Помимо классических банковских и инвестиционных продуктов, предложение включает дополнительный набор услуг — скажем, в августе мы запустили привилегированную услугу страхования “Дефанс Премиум”, которая обеспечивает защиту от рисков, связанных с использованием банковской карты, — например, незаконного использования карты третьими лицами или кражи наличных, полученных из банкомата».
Ещё одно направление, пользующееся популярностью в сегодняшних условиях, — альтернативные инвестиции: в золото, предметы искусства и антиквариат. В последний год возрос интерес к различным инструментам, связанным с драгоценными металлами. То, что инвестиции в золото, серебро стали более популярны, вполне оправданно. В периоды экономической нестабильности драгоценные металлы всегда были «тихой гаванью», позволяющей инвесторам переждать бурю.
«За последний год VIP-клиенты банка приобрели большое количество инвестиционных монет, увеличился объём вложений в обезличенные металлические счета, — отмечает Дмитрий Брейтенбихер, управляющий директор рrivate banking Банка Москвы. — Менее востребованы, в связи с необходимостью выплачивать НДС, получение золота со счёта в наличном виде, покупка слитков или памятных монет. В соответствии с этой тенденцией весной мы создали ПИФ товарного рынка “Серебряный бор — драгоценные металлы”, инвестиционная стратегия которого подразумевает вложения в золото, серебро, платину и палладий».
А вот наибольшее сокращение со стороны статусных клиентов пришлось на инвестиции под доверительным управлением, чему виной — обвал фондового рынка.
Личные деньги — для бизнеса
Востребованным стало во время кризиса у VIP-клиентов и кредитование. Если раньше их в основном интересовала возможность наиболее выгодного и надёжного размещения свободных денежных средств, то кризис вынуждает владельцев бизнеса «спасать» финансовое состояние своих предприятий, вкладывая в них собственные деньги. Сегодня рrivate banking, помимо пополнения инвестиционных доходов, начинает выполнять функцию управления ликвидностью предприятия клиента.
«В ряде случаев кризис заставил бизнесменов пересмотреть инвестиционную стратегию предприятий, используя личные сбережения для поддержания бизнеса. Отсюда возникла потребность в дополнительной услуге — кредитовании VIP-клиентов на частные цели (покупку домов, квартир, яхт, автомобилей), — говорит Дмитрий Брейтенбихер. — Естественно, в условиях нестабильной ситуации мы ужесточили процедуру проверки заёмщиков, и поскольку в таких случаях речь идёт о крупных кредитах клиентов — собственников предприятий, оценка платёжеспособности клиента означает оценку состояния всего его бизнеса — ведь именно бизнес является источником доходов и, соответственно, источником погашения кредитов».
«Мы не смешиваем частную жизнь наших VIP-клиентов с потребностями их бизнеса, — отмечает Яна Гамалей. — VIP-клиенту для его личных потребностей в рамках зарплатных проектов мы предлагаем расширенный спектр услуг по пластиковым картам, в частности, кредитование, когда кредитный лимит регулируется самим заёмщиком так, как это ему необходимо; по сути, это кредит доверия банка для клиента».