Одни заёмщики не могут, другие не хотят

Наталья Бурдыкова
12 октября 2009, 00:00
  Юг

Начало второго полугодия стало переломным в кредитовании малого бизнеса. Банки вновь стали активно предлагать кредиты, смягчая ужесточившиеся с наступлением кризиса требования к заёмщикам и выдвигая более мягкие условия. Но подходящего клиента найти непросто

Кредитование малого бизнеса после практически полного застоя на рубеже 2008–2009 годов начало оживать в нынешнем марте, а в августе-сентябре банки уже стали активно привлекать новых заёмщиков. Весна и середина лета прошли под флагом обещания высоких процентных ставок по депозитам, что и понятно — банки наращивали ликвидность. Теперь эти высокие ставки надо отбивать. Оживление настало во всех сегментах кредитования — потребительском, автокредитовании, даже ипотечном. Но реальный сектор экономики остаётся всё же основным заёмщиком для любого банка, при этом в ЮФО именно малые и средние предприятия составляют его большую долю.

Судя по информации о кредитах, выданных малому бизнесу, уже сегодня можно прогнозировать, что во втором полугодии кредитование в ЮФО покажет значительный рост. По крайней мере, начало полугодия позволяет делать такие выводы. Так, например, с января по июнь 2009 года Крайинвестбанк предоставил кредитов малым предприятиям на 22,4% меньше по сравнению со вторым полугодием 2008 года. Но в последние месяцы динамика темпов роста объёмов кредитования малых предприятий стала положительной; более того, она в 2,5–3 раза выше, чем в начале года. За август банк предоставил малым предприятиям кредитные ресурсы в размере более 500 млн рублей. Объёмы кредитов, выдаваемых в ЮФО КМБ БАНКом, в осенние месяцы в сравнении с началом года выросли втрое. Банки, работающие с малыми предприятиями, к концу года планируют удвоить объёмы их кредитования. Пожалуй, этому способствует уже почти сложившаяся уверенность, что вторая волна кризиса нас всё же минует — или, по крайней мере, будет не такой острой, как ожидалось. Кроме того, надёжный тыл банкам обеспечивает введение всё новых механизмов государственной гарантии при кредитовании «малышей».

Господдержка стимулирует

Сегодня основными кредиторами малого бизнеса остаются банки с государственным и зарубежным капиталом, а также ряд федеральных и региональных банков, специализирующихся на кредитовании этого бизнеса. Но ситуация с кредитованием реального сектора вызывает обеспокоенность региональных властей — и не без оснований. Так, в Ростовской области, если посмотреть итоги кредитования «малышей» банками — участниками областной целевой программы, общий объём кредитования в первом полугодии практически не изменился. Но 88% (!) кредитов на сумму в 25,84 млрд рублей выдали всего 3 банка из 26 — Юго-Западный банк Сбербанка России, Ростовский филиал Россельхозбанка и «Центр-инвест». А филиалы банков с госучастием — ВТБ и Газпромбанка — уменьшили объёмы кредитования на 74% и 71% соответственно. В Краснодарском крае, по информации руководителя департамента по финансам, бюджету и контролю Ивана Перонко, в первом полугодии 2009 года субъектам малого и среднего предпринимательства выдано более 45 млрд рублей. Но в целом выдача кредитов на Кубани по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилась на 36%.

Впрочем, «виновниками» снизившихся объёмов кредитования являются не только банки. Сами предприниматели стремятся лишний раз не рисковать, не будучи уверены в будущем своего бизнеса. «Мы полагали, что в сентябре спрос на кредиты со стороны малых предприятий значительно возрастёт, — рассказывает Александр Панин, руководитель управления развития малого и среднего бизнеса Волгопромбанка. — Да, он выше августовского, но всё же меньше, чем мы рассчитывали. Это связано, судя по нашим опросам, с тревожными настроениями предпринимателей, ожидающих второй волны кризиса этой осенью. Люди не уверены, что смогут без проблем вернуть кредит, в частности и в связи с тем, что не знают, каков будет спрос на их продукцию. Большинство в случае стабильного рынка планируют кредитование в ноябре, а пока обходятся собственными средствами».

Запустить процесс более активного кредитования «малышей» государство старается с помощью всё новых механизмов поддержки и гарантий. Основная и давняя форма господдержки при кредитовании малого бизнеса — субсидирование процентной ставки в размере от половины до полной ставки рефинансирования ЦБ. Проблема в том, что субсидируется ставка по уже выданным кредитам, которые надо ещё получить. И вот тут-то как раз помогут созданные в последние месяцы в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях региональные гарантийные фонды. В октябре в этих регионах будет объявлен конкурс для банков, которые и станут соисполнителями программы. В рамках подписанных договоров с Северо-Кавказским банком Сбербанка России намерены создать гарантийные фонды республики Северная Осетия-Алания и Карачаево-Черкесия. Двухлетний опыт работы гарантийного фонда в Волгоградской области показывает заинтересованность банков в таком партнёрстве. «Мы сотрудничаем с региональным гарантийным фондом с самого начала, — говорит Александр Панин. — В октябре будет объявлен уже третий конкурс, и мы снова подали заявку на участие в нём, так как считаем, что это наиболее важный механизм господдержки, который положительно сказывается на процессе кредитования в области».

В последние месяцы темпы роста объёмов кредитования малых предприятий в 2,5–3 раза выше, чем в начале года

Новые старые условия

«Поскольку доля малого бизнеса в корпоративном кредитном портфеле банка составляет свыше 80 процентов, то наши кредитные продукты направлены на поддержку малых и средних предприятий, — говорит помощник генерального директора Крайинвестбанка Роман Джамхаров. — Крайинвестбанк является партнёром государственного ОАО “Российский Банк развития”, а значит, пользуется кредитными ресурсами Банка России, что позволяет нам наращивать объёмы кредитования с одновременным снижением процентных ставок».

Действительно, сейчас в банковской системе идёт процесс снижения процентных ставок по кредитам, так как Центробанк постоянно снижает ставку рефинансирования — в этом году уже в седьмой раз. Банки тоже понижают ставки — в целом по рынку на 0,5–2% в зависимости от суммы и срока предоставления кредита. Правда, по идее, банкам нужно быстро реагировать на это, но ставка привлечения ресурсов банками не так уж сильно зависит от ставки рефинансирования. Поэтому ставки коммерческих банков всё же держатся в диапазоне 19–24% и не очень конкурентоспособны по сравнению с предложениями банков с госучастием. Так, например, минимальная ставка по кредиту для малого бизнеса в Сбербанке — 16%. «Клиента не интересует, как банк привлекает деньги для кредитования, поэтому он выбирает банк, где можно взять кредит под меньший процент, — сетует Александр Панин. — Если такая тенденция сохранится, коммерческие банки не смогут обеспечить больших объёмов кредитования».

С этим утверждением не совсем согласен Сергей Есенский, начальник управления розничного кредитования банка «Центр-инвест». «Ставка по кредиту 24 процента — много это или мало? Если предприятие с помощью нашего кредита начнёт выпускать продукцию настолько рентабельную, что позволит и вернуть эти проценты, и получить прибыль, то такая ставка вполне приемлема, — рассуждает г-н Есенский. — Ведь банк должен предоставлять бизнесу кредиты на перево­оружение, приобретение новых фондов, на сокращение издержек, себестоимости продукции. Нам, как коммерческому банку, важно видеть эффективность конкретного заёмщика, а значит, эффективность его конечного продукта. Россияне сегодня далеки от прошлых объёмов потребления, поэтому на рынок нужно выводить принципиально новые, востребованные товары».

Изменения в кредитовании малых предприятий коснулись не только процентных ставок. Банки, для которых кредитование малого бизнеса является одним из приоритетных направлений, возвращаются к докризисным условиям — увеличивают сроки кредитования и размер кредита; в среднем по рынку это увеличение стало двукратным. Смягчаются и требования к залоговому обеспечению: в качестве залога принимается не только недвижимость и оборудование, но также товары в обороте. Кроме того, банки упрощают процедуру получения кредита заёмщиком.

Малый, но желанный 

Как отмечают банкиры, сегодня найти приемлемого заёмщика не так-то просто. Предприятия, которым банки без особой опаски дали бы кредиты, от них сейчас воздерживаются. Тем же, кто стремится получить кредит на любых условиях, не рискуют давать кредит сами банкиры. Хотя, как показала практика, в целом именно малые предприятия — наименее проблемные заёмщики банков, так как у них нет больших системных рисков, они имеют подвижные структуры и могут быстро менять схему ведения бизнеса и контрагентов. По мнению Ильи Саттарова, директора региональной дирекции BSGV по Южному федеральному округу, многие представители малого бизнеса являются платёжеспособными клиентами, они в состоянии получать кредиты и оплачивать расходы по ним. По словам г-на Саттарова, этот сектор сейчас требует вложений, однако в будущем он принесёт не только прибыль, но и новых клиентов.

 pic_text1

Как сообщила директор регионального центра «Южный» КМБ БАНКа Наталья Потапова, в условиях нестабильной экономической ситуации некоторые клиенты перепрофилируются, закрывают предприятия, но в то же время многие и приходят в малый бизнес. По мнению г-жи Потаповой, в целом этот сегмент чрезвычайно перспективен и может сыграть ключевую роль в процессе диверсификации экономики. Малые и средние предприятия более мобильны и динамичны с точки зрения организационной структуры, а, следовательно, могут достаточно оперативно вносить коррективы, например, в ценовую политику компании и ассортимент продукции, менять поставщиков или места сбыта продукции.

Действительно, кризис заставил часть малых предприятий перепрофилироваться и начинать новое дело; кто-то из оказавшихся безработными также пробует свои силы в предпринимательстве. При этом государственных грантов, выделяемых на создание нового дела, явно недостаточно. Здесь бы и нужны кредиты, но банки практически не кредитуют старт-апы. «Это достаточно рисковый сегмент, и мы кредитуем такое предприятие, только если оно является правопреемником ранее существовавшего бизнеса или если происходит диверсификация бизнес-направления компании, когда наряду с торговлей она начинает заниматься производством, — говорит Елена Челенкова, управляющий Ростовским филиалом банка “Уралсиб”. — Банк заинтересован не в получении сиюминутной прибыли, а в долгосрочных партнёрских отношениях с клиентами, и ради этого, в частности, мы готовы “выращивать” из малых предприятий средние и крупные».

Программу на начало собственного дела, в том числе и для выпускников вузов, реализует «Центр-инвест». «Мы не берём готовых крупных клиентов, а “выращиваем” их для себя самостоятельно, — говорит Сергей Есенский. — Эта политика себя оправдала и позволяет нам потом постоянно сотрудничать с этими клиентами. Программы по кредитованию начинающих существовали и раньше, но сейчас мы их модернизировали — предприниматель должен представить проект развития своего бизнеса, а мы оцениваем его эффективность».

Просроченная задолженность «малышей» растёт и сейчас, но темпы её роста снизились. В ЮФО по малым предприятиям она не превышает 2%. В основном должники — это клиенты, которые вышли на просрочку задолженности ещё весной. Основным способом сокращения задолженности стала её реструктуризация, причём в различных вариантах: пролонгация, отсрочка по погашению кредита или процентов с утверждением нового графика выплаты, увеличение сроков кредитования с уменьшением платежей. Кроме того, банки выдают новые кредиты на погашение прежних, пока Центробанк позволяет делать это — до конца 2009 года. Председатель правления Донского народного банка Алексей Бобкин подчёркивает, что в настоящее время банк сталкивается с необходимостью реструктуризации части кредитов, но масштабы просрочки в малом бизнесе несравнимы с просроченной задолженностью крупных корпоративных клиентов.

Приоритетные отрасли для кредитования практически не изменились: прежде всего это торговые предприятия, а также предприятия сферы услуг, сервиса и ремонта, пассажирских перевозок. В производственной сфере предпочтение отдаётся предприятиям пищевой промышленности, сборочным, фасовочным, а также сельхозпроизводителям. Строительную отрасль кредитуют по-прежнему, за редким исключением, в основном банки с госучастием. В ЮФО заметно пострадали от кризиса автотранспортные услуги и грузоперевозки, поскольку, как правило, они обслуживали внешнеторговый оборот или работали с крупными компаниями-производителями, которые первыми попали под «кризисную волну». Очень жизнеустойчивыми оказались фермерские хозяйства, местные производители продуктов питания. Такая тенденция естественна, считает Наталья Потапова, поскольку продукты можно отнести к предметам первой необходимости, что формирует постоянный спрос на них.  

«Хотя в структуре малого бизнеса по-прежнему наибольшую долю занимают торговые предприятия, существуют большие потенциальные возможности для развития именно производственного направления, — говорит Елена Челенкова. — Уже сегодня многие торговые компании дифференцируют свой бизнес, создавая параллельно производственное направление. Мы заинтересованы в финансировании именно таких направлений, которые повлекут за собой создание новых производственных, пусть вначале маленьких, предприятий. Но они смогут наращивать свой потенциал, что приведёт в дальнейшем к росту их бизнеса».