Курс на телекоммуникационный супермаркет

Наталья Яценко
26 октября 2009, 00:00
  Юг

Конвергенция мобильной и фиксированной связи станет определяющей стратегией дальнейшего развития телекоммуникационной отрасли

Сервисам Fixed-Mobile Convergence (FMC) уже несколько лет (а точнее — с 2002 года) предрекают «великое будущее». Эксперты уверены, что гибридный оператор, объединяющий преимущества мобильного и фиксированного доступа, сможет предоставить наиболее полный и привлекательный для конечного пользователя сервис и получить большие совокупные доходы.

Первые реальные конвергентные продукты, включающие сотовую, проводную и беспроводную связь, появились лишь летом этого года. Сотовых операторов побудили к этому насыщение рынка мобильной связи и стремление стабилизировать показатель дохода на одного абонента (ARPU), который за последние несколько лет существенно снизился. Развивать конвергентные сервисы они вынуждены, дабы не потерять долю рынка. Кроме того, операторы не хотели терять самый быстрорастущий и ненасыщенный сегмент телекоммуникаций — широкополостный доступ в интеренет (ШПД). А фиксированным «на пятки» наступают сразу несколько технологий — WiMAX, NGN и другие — подразумевающие конвергенцию мобильной и фиксированной сети.

В некотором смысле помог ускорению процесса и кризис, став своеобразным катализатором, проявившим основные преимущества конвергентной связи для конечного потребителя в лице прежде всего бизнеса, вынужденного искать новые пути повышения собственной эффективности. Но большинство экспертов уверены: конвергенция — не просто антикризисная, а долгосрочная стратегия развития телекома, которая способна уже через пять лет полностью изменить наше представление о связи и существенно пересоздать ландшафт рынка.

Совпадение интересов

Пионерами в продвижении FMC-услуг были всё-таки фиксированные и альтернативные операторы. Пакеты «телефон+интернет+цифровое телевидение» на платформах различных транспортных технологий уже несколько лет как не новшество.

«С момента своего основания компания “Цифровые Телефонные Сети” планомерно развивала работу в корпоративном сегменте, — говорит Михаил Монастырский, директор Южного филиала компании “КОМСТАР-Регионы”. — Основные услуги, которые мы предоставляем, — это телефония, широкополосный интернет, построение VPN и аренда каналов. И теперь, войдя в “КОМСТАР-Регионы” и став южным филиалом этой компании, мы будем планомерно развивать корпоративный сегмент во всех городах присутствия».

«Компания Orange, работая в Ростове-на-Дону с 1993 года, предлагает услуги по созданию корпоративных управляемых IP VPN сетей, комплексный пакет голосовых услуг — внешней и корпоративной, фиксированной и мобильной телефонии, услуги для совместной работы, управляемые услуги и профессиональные сервисы, — рассказывает Евгений Галалу, директор южного макрорегионального центра Orange Business Service (единственный международный поставщик телекоммуникационных и интеграционных услуг, национальный оператор дальней связи в России). — Нашими заказчиками в регионе являются около 400 компаний — это крупные промышленные предприятия, финансовые структуры и государственные организации. С 1 октября 2009 года стартовала программа Orange Business Services по продвижению пакетного решения Easy Office для средних и малых предприятий Ростова».

Однако следует признать, что для полноты пакета FMC фиксированным и альтернативным операторам не хватало собственной сотовой связи. Для восполнения этого пробела некоторые операторы вступали в партнёрские связи с сотовиками, предлагая рынку совместные программы. Так, например, Orange Business Services ещё в середине двухтысячных инициировал запуск совместной с ОАО «Вымпелком» конвергентной услуги на базе технологии FMC. Причём, по утверждению Евгения Волкова, менеджера по продуктам дирекции развития продуктов и услуг Orange Business Services, число абонентов этого сервиса удваивалось ежегодно, а доходы росли на 70%. Число пользователей увеличивалось как за счёт существующих клиентов, так и в результате подключения новых: соотношение составляет примерно 60:40.

По схеме партнёрства с фиксированными операторами начал в 2006 году работать и «Мегафон» (преимущественно в Центральном и Северо-Западном округах), проводя совместные акции и продукты, причём, как правило, по инициативе фиксированных партнёров.

Эксперты считают, что процесс развития FMC в России тормозит разрозненность активов по технологическому принципу. То есть одни строят бизнес-модель на продвижении исключительно проводной связи, другие — сотовой, из-за чего даже при партнёрстве возникает множество противоречий как финансового характера (кому достанется большая прибыль), так и маркетингового (под чьим брендом будет продвигаться услуга).

Казалось, что поможет сдвинуть процесс конвергенции с мёртвой точки ряд сделок M&A на рынке телекоммуникаций, прошедших в 2007–2009 годах. Самыми громкими были сделки «КОМСТАРа» и «Вымпелкома». Компания «КОМСТАР — Объединённые Телесистемы» (входит в ОАО «АФК “Система”») приобрела, в частности, 100% долей ООО «ЦТС-Юг», крупнейшего регионального альтернативного оператора связи не только в ЮФО, но и в России. «Вымпелком» купил «Голден Телеком» и «Корбину», крупных межрегиональных операторов связи. Третий сотовый гигант, «Мегафон», пока предпочитает работать на конвергентном поле в партнёрстве с фиксированными операторами. В сентябре этого года обзавелась мобильным активом и госкорпорация «Связьинвест», купив у «АФК Система» 100% акций лидера 3G-технологий «Скай Линк». «Минкомсвязь в настоящее время рассматривает варианты реорганизации “Связьинвеста”, и наиболее очевидный сценарий — конвергенция услуг госхолдинга, — заявил глава министерства Игорь Щёголев. — Общий тренд на рынке связи — это конвергенция, то есть как можно большее количество услуг из одного окна. Поэтому ясно, что в направлении этой модели нам и придётся двигаться».

Пока же, по сути, мобильные и фиксированные сервисы, сети и тарифы существуют и развиваются параллельно и отдельно друг от друга. «К сожалению, для конечных потребителей данные объединения особой функциональности не несут, — говорит Олег Леонов, коммерческий директор компании “Сумма Телеком” (федеральный оператор связи), — так как всё равно не позволяют обслуживать абонентов по принципу “одного окна”, когда, например, являясь пользователем и ШПД, и сотовой связи, вы имеете единый личный кабинет, единый счёт и т. п. Сейчас уже можно оценить первичные итоги данных слияний — увы, с точки зрения бизнеса эффект от конвергенции скорее обратный, поскольку оператору достаточно сложно управлять разнородными услугами. Например, нам, как интернет-провайдеру, гораздо сложнее конкурировать с такими же, как мы, провайдерами, чем с мультисервисными компаниями. Поэтому, на наш взгляд, конвергенция пока наиболее целесообразна в рамках одной отрасли. Пример — фиксированный и беспроводной домашний интернет. В таком случае компания получает стопроцентный охват города, заходя, допустим, WiMAXом в те дома, куда нереально дотянуться “оптикой”».

От слияния активов к слиянию сервисов

Пионером, сломавшим сложившуюся ситуацию, по праву можно считать «Вымпелком», который в начале августа этого года начал продавать в ЮФО линейку конвергентных тарифных планов для корпоративных клиентов «Билайн Бизнес». Тарифы базируются на новых для рынка принципах тарификации — вводится единая стоимость звонков на фиксированные и мобильные номера «Билайн». Там, где у «Вымпелкома» есть технические возможности, доставшиеся с приобретением фиксированных активов, оператор будет предлагать клиентам единое подключение к фиксированной и сотовой связи и единое обслуживание. Кроме того, там, где проводного ресурса у компании нет, а потребность в фиксированных услугах у клиента имеется, «Вымпелком» будет предлагать сервис «офис за 5 минут» с использованием 3G-технологий, которые сегодня позволяют предоставлять фиксированные услуги посредством мобильного транспорта. Со следующего года «Вымпелком» планирует перевести конвергентных клиентов на обслуживание по единому счёту. Пока это невозможно, потому что, как пояснил Анатолий Загорулько, директор по корпоративным продажам Южного региона компании «Вымпелком», процесс интеграции и объединения фиксированных и сотовых активов в единое юридическое лицо не завершён, но уже проведена колоссальная работа по объединению менеджмента и сервисных служб, что существенно снижает издержки компании по обслуживанию клиентов и соответственно повышает ARPU.

Решение «Вымпелкома» объединить фиксированную и сотовую связь ещё до окончания процессов интеграции объясняется тем, что рынок не просто созрел для конвергентных услуг, а стал активно требовать их предоставления. «Кризис заставил многих наших клиентов понять, что современная связь — это технологический инновационный инструмент, позволяющий оптимизировать другие бизнес-процессы и повысить эффективность производства, — комментирует г-н Загорулько. — Клиент стал внимательнее рассматривать возможности, которые ему даёт тот или иной вид связи и с удивлением обнаружил, что хотя по отдельности мобильная и фиксированная связь не могут в полной мере удовлетворить все его потребности, но в каких-то частях и бизнес-процессах они соприкасаются и выполняют одни и те же функции».

Определённой «подсказкой» для «Вымпелкома» стала и миграция корпоративных клиентов фиксированной связи «Голден Телекома» и «Корбины» в сегменте связи сотовой от «чужих» операторов — МТС, «Мегафона» — в «свой» «Билайн». «До интеграции наша перекрёстная база была незначительной — на Юге порядка двух процентов, — поясняет Анатолий Загорулько. — Сейчас происходит активное перекрёстное подключение клиентов. Например, клиенты “Голден Телекома” и “Корбины” переводят свои мобильные корпоративные базы в “Вымпелком”, и наоборот. Клиенту очень удобно получать пакетные услуги от одного оператора, а мы уже предлагаем им целую линейку конвергентных услуг. И именно в этом наш огромный потенциал».

«Объединение беспроводных и проводных услуг связи расширяет возможности корпоративных клиентов, которые имеют разрозненные офисы и большое количество сотрудников, — добавляет Михаил Монастырский. — Офисы можно объединять в единые узлы при помощи как беспроводных, так и передовых проводных технологий, появляется возможность переадресации звонка с мобильного на стационарный телефон, есть возможность внедрять IP-телефонию. От конвергенции связи бизнес только выигрывает».

МТС пока тестирует свой конвергентный «пилотный» проект «3 в 1» в Уфе и не исключает, что первым округом, где он будет широко применяться, станет ЮФО. Проект позволяет абонентам пользоваться интернетом, мобильной и фиксированной связью с единым счётом и контролировать расходы на все виды услуг так же легко, как счёт мобильного телефона. До конца 2009 года предполагается обеспечить 30-процентный рост числа пользователей услуги «3 в 1». Другим примером конвергентных сервисов, предоставляемых МТС корпоративным клиентам, может служить услуга, позволяющая объединить офисные и мобильные телефоны организации в единую сеть. В МТС такие возможности по конвергенции фиксированной и мобильной связи реализованы в рамках услуги «FMC: единая корпоративная сеть». Денис Лысов, директор филиала ОАО «МТС» в Ростове-на-Дону, говоря о серьёзности намерений компании по дальнейшему развитию конвергентных услуг, подчёркивает: «В октябре МТС приобрела у АФК “Система” 50,91 процента доли уставного капитала ОАО “КОМСТАР — Объединённые ТелеСистемы”, оператора интегрированных телекоммуникационных услуг. Это логичный шаг в нашем стремлении предоставлять конвергентные услуги связи под единым привлекательным брендом. В настоящий момент масштабных изменений в организационной структуре “Комстара” и МТС не планируется. Возможна синергия инфраструктур, каналов продаж, в области рекламы и служб поддержки, что снизит операционные расходы объединённой компании».

Конкуренция ещё впереди

Других операторов, предлагающих конвергентные услуги, появление новых мощных игроков не пугает. «Мы считаем, что наличие всех видов связи у одного оператора, безусловно, даёт значительные конкурентные преимущества, — говорит Евгений Галалу. — Именно поэтому в последние три года мы активно развиваем собственную инфраструктуру, изучаем существующие сегодня возможности в области MVNO (виртуальный оператор сотовой связи. — «Эксперт ЮГ»). Что касается конкурентной среды, в связи с кризисом у операторов появилось много других забот, поэтому серьёзных изменений на рынке телекоммуникаций в связи с конвергенцией мобильных и фиксированных операторов ожидать пока не приходится».

Павел Кучерук, коммерческий директор национального оператора связи «Синтерра», активно развивающего на Юге конвергентные услуги на платформе собственных оптоволоконных магистралей и технологий WiMAX, считает, что на рынке может произойти «разделение труда». «Приведу пример: “Синтерра” не работает на рынке “последней мили” в городах, — рассказывает г-н Кучерук. — Поэтому, реализуя свои федеральные проекты, мы берём в партнёры местных игроков, предоставляя им и подразделениям федеральных игроков (мобильных операторов в том числе) качественный доступ в интернет по приемлемой цене. Мы готовы помочь построить “под ключ” WiMAX-сеть, предоставить междугородний канал, услуги дальней связи или ресурсы ЦОД — это наше поле. В структуре выручки группы “Синтерра” 52 процента доходов получены от работы на межоператорском рынке. Работая в этом ключе, только в 2008 году “Синтерра” взаимодействовала с более чем 200 операторами во всех федеральных округах и обеспечила им доход в сумме более 2,7 миллиарда рублей. Мы глубоко уверены, что каждый должен заниматься своим делом; только тогда будет сохранён достойный бизнес-баланс, способствующий развитию телекоммуникационной отрасли всей страны».

Анатолий Загорулько резюмирует: «Процесс конвергенции и интеграции мобильной и фиксированной связи будет продолжаться не менее пяти лет. Но уже совершенно понятно, что те компании, которые раньше других начнут предоставлять эти услуги, раньше других создадут себе и клиентскую базу. Опыт развития мобильной связи показывает, что после фазы активного роста миграции клиентов между операторами минимальны даже в сегменте физических лиц, а в корпоративном сегменте они практически сведены к нулю».