Светодиодный луч в конце тоннеля

Русский бизнес
Москва, 26.10.2009
«Эксперт Юг» №40-41 (79)
Возможное сотрудничество завода «Монокристалл» (входит в «Концерн “Энергомера”») с корпорацией «Роснанотех» может стать палочкой-выручалочкой для ставропольского производителя синтетического сапфира. Кризис обостряет спрос на продукцию завода, однако из-за объективных сложностей с финансированием российская компания может отстать от зарубежных конкурентов

На недавнем московском международном форуме по нанотехнологиям губернатор Ставропольского края Валерий Гаевский обратился к главе госкорпорации «Роснанотех» с предложением поддержать проект развития завода «Монокристалл». По словам г-на Гаевского, во время форума удалось договориться о поддержке «ряда ставропольских проектов, прежде всего — масштабирования производства монокристаллов». Подробностей переговоров стороны не раскрывают.

Активность главы Ставрополья в продвижении интересов «Монокристалла» объясняется не только последними политическими веяниями, чувствуя которые, руководители регионов всячески привлекают внимание к наличию на своих территориях высокотехнологичных компаний, а также к их поддержке со стороны властей. Девяносто процентов своей продукции — в основном подложки из синтетического сапфира для производства светодиодов — «Монокристалл» экспортирует в Юго-Восточную Азию, Европу и США. После приобретения «Энергомерой» в 2007 году белгородского завода «Атлас» ставропольский концерн вошёл в число мировых лидеров в производстве искусственного сапфира. Сейчас концерн, по собственным оценкам, занимает около пятой части рынка сапфировых материалов для электронной промышленности. Не исключено, что сотрудничество с госкорпорацией остро необходимо ставропольскому заводу для того, чтобы не отстать в гонке, участниками которой являются зарубежные производители сапфировых подложек.

Компании, которым удастся сохранить лидерство, ждёт крупный куш. Мировой финансовый кризис подогрел внимание бизнеса и госсектора в развитых странах к энергоэффективным технологиям. Обозначился интерес к экономичным системам общего освещения — в том числе к системам на базе сверхярких светодиодов. Сейчас эта технология находится в стадии обкатки — широкому распространению мешает высокая стоимость светодиодных светильников по сравнению с люминесцентными лампами. Однако можно ожидать, что стоимость технологий будет постоянно снижаться. Показательный факт: департаментом энергетики США два года назад был объявлен конкурс для разработчиков, по условиям которого компания, разработавшая относительно недорогой светодиодный аналог 60-ваттной лампы накаливания, должна получить вознаграждение в 10 млн долларов. В сентябре текущего года о разработке такой лампы объявил концерн «Филипс».

Впрочем, и сейчас в мире наблюдается спрос на светодиоды — в основном за счёт производителей электроники, которые используют эти элементы в ЖК-телевизорах, компьютерных мониторах и дисплеях мобильных устройств. Как отмечают в «Монокристалле», мировой рынок сверхярких светодиодов может вырасти до конца 2013 года почти в три раза. «Со второго квартала 2009 года на мировом рынке производителей сверхярких светодиодов заметно устойчивое изменение ситуации к лучшему, — отмечает член совета директоров “Концерна «Энергомера»” Андрей Комков. — Кроме того, профессиональные участники рынка согласны в том, что отрасль вышла из кризиса ещё более привлекательной, чем ранее. Всё это привело нас к мысли о целесообразности развития “Монокристалла”».

Однако кризис, который провоцирует рост спроса, одновременно ставит российское предприятие в непростую ситуацию: возможно, что зарубежным конкурентам будет заметно проще получить финансирование для развития производства. В «Энергомере» не скрывают, что поиск финансирования с приемлемыми для высокотехнологичного предприятия условиями в нынешней ситуации — дело крайне непростое. По словам г-на Комкова, с прошлой осени, в условиях кризиса, проекты расширения производства на «Монокристалле» были временно заморожены. Однако при этом по результатам первой половины 2009 года компания оставалась прибыльной. «Для непубличных российских компаний технически наиболее доступным источником финансирования продолжает оставаться банковский кредит, — считает Андрей Комков. — Но его стоимость выросла в полтора-два раза. Пока кредиты не станут существенно дешевле, говорить о них как о финансовом инструменте развития практически не приходится».

Тем не менее, концерн продолжает начатые весной этого года переговоры с IFC (инвестиционное подразделение группы Всемирного банка) о предоставлении долгосрочного кредита размером 10 млн долларов для расширения производства. «Идёт обсуждение условий кредита. Но основные параметры — срок, размер — не изменились. Между сторонами установились хорошие, доверительные отношения», — комментируют ход переговоров в концерне.

На этом фоне сотрудничество с «Роснанотехом» может стать для ставропольского завода палочкой-выручалочкой. Госкорпорация заинтересована в развитии производства энергоэффективной продукции, в том числе светодиодов: в прошлом году «Роснанотех» выступил с инициативой «Развитие светодиодной индустрии в России». Кроме того, госструктура активно софинансирует проекты, связанные с производством материалов для электронной промышленности. Так, в начале октября компания «Нитол» получила второй транш госкорпорации в размере 1,5 млрд руб­лей на создание в Иркутской области производства поликремния и моносилана — сырья для компонентов, применяемых в микроэлектронике и солнечной энергетике. В «Энергомере» не конкретизируют планов сотрудничества с «Роснанотехом», однако при этом дают понять, что не исключают содействия госкорпорации в финансировании проектов производства искусственных сапфиров.   

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №40-41 (79) 26 октября 2009
    N40-41 (79-80) 26 октября
    Содержание:
    Возбуждающие выборы

    Многим территориям юга России для распределения муниципальных мандатов не хватило «единого дня голосования». Выборы в органы местного самоуправления, прошедшие 11 октября, повлекли за собой шлейф судебных исков, уголовных дел и публичных акций протеста

    Реклама