Деньги за спрос

Тема недели
Москва, 09.11.2009
Портреты отраслей, которые обеспечивают основной вклад в рейтинг крупнейших компаний ЮФО, позволяют в этом году выделить ключевую характеристику, дающую возможность оценивать или планировать успех. Эта характеристика — наличие живого потребительского спроса

Год назад проблемы спроса попросту не существовало. На стабильности и росте потребления и держались тучные годы. Кризис привёл в движение соотношение спроса и предложения, в результате чего спрос на время ушёл из одних отраслей (машиностроение, металлургия) и пришёл в другие (пищевая промышленность, розничная торговля). Особняком стоят отрасли, опирающиеся на олимпийский спрос (энергетика, стройматериалы).

Машиностроение: не успели упасть

На итоговых позитивных показателях развития южнороссийского машиностроения в прошлом году, с ростом совокупной выручки с 89 до 110 млрд рублей при сохранении общей доли в 5,89%, сказались инерция тучных лет и рекордный рост продаж в таких сегментах, как автомобилестроение и локомотивостроение. Традиционным лидером роста середины десятилетия является ООО «ТагАЗ», нарастившее продажи, несмотря на всемирное падение автопрома, на 31,2% (выручка 36,8 млрд рублей) и выведшее на рынок ряд новых марок легковых и грузовых автомобилей.

Руководство ООО «КЗ “Ростсельмаш”» не зря год назад жаловалось премьеру на затоваривание своих складов. Вмешательство федеральных властей и меры по поддержке этого сегмента рынка в конкурентной борьбе с иностранными производителями позволили комбайностроителям нарастить продажи на 23% (15,7 млрд рублей). Добившийся на ближайшие годы устойчивых заказов от ОАО «РЖД» НЭВЗ резко пошёл вверх и удвоил выпуск электровозов различных модификаций (53,1% при выручке 14,8 млрд рублей).

Однако все три лидера отрасли в текущем году уже испытали на себе тяжесть кризиса — в первую очередь из-за падения покупательного спроса со стороны их основных потребителей.

Зато в число крупнейших вошёл новичок — астраханская судостроительная группа «Каспийская энергия», объединившая основные профильные активы дельты Волги. Именно консолидация выгодных заказов от таких видных игроков, как НК «ЛУКОЙЛ», «Азово-Донское пароходство», «Палмали» и др., позволила группе продемонстрировать рост выручки сразу на 344,9% (6,97 млрд рублей). Учитывая, что в настоящее время отечественные судостроительные предприятия работают с перегрузкой, а все ведущие южнороссийские пароходства реализуют программу техперевооружения флота, астраханские верфи можно считать обеспеченными работой на несколько лет вперёд.

Энергетика: опора на Олимпиаду

Основным трендом южнороссийской экономики в ближайшие пять лет останется реализация олимпийских проектов, в первую очередь в энергетике, под которые федеральный центр средств не пожалеет. Наращивание энергомощностей в Краснодарском крае, как одном из самых энергодефицитных регионов ЮФО, стало определяющим фактором в политике компаний различных форм собственности, специализирующихся на электрической и тепловой генерации. Именно выручка этих компаний растёт скачкообразно. Если в 2006 году она составляла 68,8 млрд рублей, то через год уже вышла на уровень 130 млрд, а в 2008 году составила 158 млрд руб­лей. Ведущие энергокомпании региона — ОГК-6, ОГК-2, ТГК-8 — в прошлом году даже на фоне падения экономики дружно показали прирост в 19,6–22,5%. За счёт этого несколько возросла доля энергетики в общем объёме реализации крупнейших компаний — с 8,37 до 8,44%. Это вряд ли можно списать на холодные зимы или рост тарифов. Так или иначе, крупнейшие инвестиционные и инфраструктурные проекты региона продолжают реализовываться, требуя дополнительных мощностей.

Первые две лидирующие энергокомпании в списке крупнейших входят в структуру «Газпрома», который напрямую завязан на олимпийских проектах и планирует к строительству ряд генерирующих мощностей в районе Большого Сочи. Третья (входит в сферу НК «ЛУКОЙЛ») также «под Олимпиаду» ведёт масштабную модернизацию Краснодарской ТЭЦ (строительство ПГУ-410), что уже в следующем году практически удвоит её мощности. К тому же ТГК-8 изучает вопрос о строительстве Краснополянской ГЭС-2 в районе будущих Игр. Со сбытом продукции в краю энергодефицита проблем не предвидится. К тому же ТГК-8 часть своих растущих энергомощностей намеревается перенаправить на обеспечение северокаспийских добывающих проектов нефтехолдинга.  

Нефтянка: рост ещё будет

Выросла за прошедший год в общем объёме доля нефтяников и газовиков (с 12,1 до 14,1%). Если за 2007 год прирост по их выручке составлял около 30 млрд рублей, то в 2008 году — почти 80 млрд рублей. Это произошло прежде всего за счёт двух сбытовых структур НК «ЛУКОЙЛ» — «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» и «ЛУКОЙЛ-Нижне­волжскнефтепродукт», показавших устой­чивый рост продаж ГСМ на территории сразу двух федеральных округов — более чем на треть объёмов. Причина в том, что входящий в нефтехолдинг Волгоградский НПЗ — один из немногих в России, начавших выпуск топлива по стандартам «Евро-3». В этом же году холдинг вывел на рынок ГСМ под экобрендом «ЭКТО», ориентированным на автомобили престижных марок, а также открыл первую в ЮФО заправку, работающую на солнечной энергии. Это положительно сказалось не только на имидже компании, но и на увеличении её продаж.

Рост выручки продемонстрировали и перерабатывающие предприятия ЛУКОЙЛа и «Газпрома» (ООО «Газпром добыча Астрахань») — соответственно 48,1 и 92%. В ближайшее время ожидается поступление первых углеводородов с каспийского месторождения имени Юрия Корчагина (в обозримой перспективе — ещё с пяти месторождений), которые также будут перерабатываться на ВНПЗ, так что максимальная загрузка предприятия на предстоящие 10 лет обеспечена.

Пока лишь небольшие объёмы роста показывает третья из представленных в ЮФО ВИНК — НК «Роснефть». Её основной добывающий актив, ООО «РН-Краснодарнефтегаз», нарастил добычу углеводородов в 2008 году лишь на 4% (выручка — 5,553 млрд рублей) и без выхода на азово-черноморский шельф вряд ли в ближайшие годы сможет существенно увеличить свою долю при истощённости береговых месторождений.

Стройматериалы: подножка от граждан

Выручка производителей стройматериалов выросла в сравнении с показателями 2007 года исключительно благодаря спросу в первой половине прошлого года. Строительный бум стал утихать только в сентябре. Полученная в первой половине года прибыль позволила многим предприятиям сохранить устойчивость на начальном этапе кризиса.

Сейчас очевидно, что в следующем рейтинге крупнейших, который будет строиться на данных нынешнего года, показатели промышленности стройматериалов окажутся более скромными. Основу спроса на цемент, сухие смеси и отделочные материалы формирует гражданское строительство — а этот сектор показал катастрофическое снижение. В Ростовской области объёмы многоэтажного строительства снизились почти вдвое, в первые девять месяцев года застройщики сдали около 242 тысяч квадратных метров.

Пожалуй, серьезнеё всего пострадали цементные заводы — кроме снижения спроса, столкнувшиеся и с падением отпускной цены на их продукцию. К примеру, выручка «Новоросцемента», по данным компании, в первой половине года упала на 51%. В течение года группа новороссийских заводов и входящий в «Евроцемент Груп» завод «Кавказцемент» были вынуждены проводить сокращение рабочего персонала. Впрочем, на этом фоне собственники и инвесторы решаются на сохранение инвестиционных проектов. «Новоросцемент» получил финансирование Сбербанка РФ и приступил к  строительству новой технологической линии мощностью около 2 млн тонн цемента в год. Группа Lafarge ведёт подготовку к строительству завода в Ростовской области. Интерес инвесторов к отрасли легко объяснить: оборудование российских цементных предприятий морально и физически устарело, после выхода строительной отрасли из ступора цемент, вполне вероятно, окажется в дефиците.

Розница: рост на диете

Розничная торговля пострадала от кризиса меньше большинства отраслей, хотя и существенно снизила темпы роста — с 68,7% в 2007 году до 27,8% в 2008-м. Наибольшее снижение темпов — в сегментах автоторговли, бытовой техники и одежды: именно на этом в первую очередь начали экономить потребители, почувствовав падение доходов и неуверенность в их стабильности. Тем не менее, доля розничной торговли в совокупной выручке 250 крупнейших предприятий Юга выросла с 9,2 до 11,29%. Этот рост обеспечил в первую очередь продуктовый ритейл. В рейтинге количество продуктовых ритейлеров даже выросло — с трёх в прошлом году до пяти в этом. При этом новички — ростовская продуктовая сеть «В 2-х шагах» и краснодарская компания «Кормилица» — показали ошеломительный рост: их выручка увеличилась за 2008 год на 127,2 и 85,4% соответственно. Эти цифры обеспечивались в первую очередь органическим ростом точек продаж. Росли и лидеры продуктового ритейла: краснодарский «Тандер» (сеть «Магнит») и волгоградский «Тамерлан» (развивает по генеральной франшизе X5Retail Group сеть дискаунтеров «Пятёрочка»). Прирост выручки составил 41,4% у «Магнита» и 44,4% у «Тамерлана».

Аналитики считают, что в натуральном выражении объём продаж продуктового ритейла практически не уменьшился, а падение выручки в среднем на 15–20% объясняется смещением потребительского спроса в сегмент более дешёвых продуктов, напитков и сигарет, что отмечают все без исключения ритейлеры. Это и стало основным трендом, определившим развитие сектора в кризисных условиях. Все растущие продуктовые сети объединяет приверженность к формату дискаунтеров — мягких и жёстких. И хотя руководители сети «В 2-х шагах» сами определяют свой формат как «экономичный минисупермаркет», аналитики с уверенностью ставят их магазины в ряд мягких дискаунтеров. Рост выручки этих сетей обеспечивало не только увеличение собственно торговых площадей, но и то самое смещение потребительского спроса в более дешёвый сегмент. В результате миграция потребителей из более дорогих форматов обеспечила каждой торговой дискаунтерной точке увеличение трафика. Этой же потребительской тенденцией объясняются и поворот мультиформатных сетевых игроков в сторону развития формата дискаунтеров (самый яркий пример — X5Retail Group), и изменение ассортиментной матрицы всех без исключения игроков в сторону уменьшения количества позиций и увеличения доли товаров, позиционирующихся в экономичном и низко-среднем сегменте.

По мнению большинства экспертов, развитие ритейла в ближайший год будет характеризоваться стабилизацией темпов роста отрасли на достигнутых позициях. В текущей экономической ситуации в выигрыше останутся сети, у которых высока доля форматов эконом-класса. Ускорится наметившийся в конце прошлого года процесс консолидации отрасли, что также будет связано с поглощением обанкротившихся и перегруженных долгом сетей более крупными и успешными игроками. Аналитики считают, что розничная торговля имеет высокий потенциал для восстановления прежних темпов роста, начиная с 2010 года.

Пищепром: лихорадка в цепочке

Предприятия пищевой промышленности на общем фоне — островок стабильности. Рост выручки в 2008 году на 27%, близкий к среднему показателю по промышленности в целом, объясняется двумя причинами: пищевики расширяли производство и в первой половине 2008 года получили неплохой доход за счёт спроса на продукцию с высокой добавленной стоимостью. Уже очевидно, что теперешний кризис не станет для пищевиков повторением российского кризиса 1998 года, после которого отрасль получила импульс для развития — в нынешней ситуации доля импортной продукции на прилавках не уменьшилась в таких масштабах, как это было десять лет назад. Однако и провала не будет: большинство крупнейших предприятий сохранили планы расширения. Так, к примеру, «Нестле Кубань» не отказывается от запуска к 2011 году нового производства сублимированного кофе в Тимашевске.

Впрочем, говорить о стабильности в пищевой отрасли можно с одной оговоркой: во второй половине 2008 года и весь нынешний год не утихают споры о том, должно ли государство регулировать цены на продукты питания и вмешиваться в цепочку «производитель сырья — переработчик — продавец». Попытки государства решить социальные вопросы за счёт фиксации цен на ходовые товары — например, молоко и хлеб — пока выглядят неуклюжими. Одно из звеньев цепочек при этом обязательно оказывается в невыгодном положении. Так, на молочном рынке от фиксации цен в первую очередь страдают производители сырья. Готовящийся сейчас закон о торговле — лотерея для участников рынка. Он может стабилизировать обстановку на какое-то время, а может и внести ещё больший диссонанс. Надежду даёт то, что уже есть примеры успешного госрегулирования в области АПК — это, в частности, разумные меры по ограничению ввоза в Россию мяса птицы, которые позволяют южнороссийским птичникам стабильно расти в последние несколько лет.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №42-43 (81) 9 ноября 2009
    250 крупнейших компаний ЮФО
    Содержание:
    Реклама