Наброски к манифесту крупного регионального бизнеса

9 ноября 2009, 00:00
  Юг

Сегодня в Южном федеральном округе нет форума, на котором бы в полной мере звучали голоса крупного регионального бизнеса, несмотря на то, что почти в каждом регионе существуют собственные крупные деловые мероприятия. И это не считая Сочинского форума — федерального по своему содержанию. Однако мы уверены, что округу нужна дискуссионная площадка на самом высоком, межрегиональном уровне — площадка, на которой крупный бизнес региона мог бы вести диалог с региональной же властью, оглядываясь на опыт соседних территорий. В этом году в такой форум мы попытались превратить нашу ежегодную конференцию для крупного регионального бизнеса, традиционно приуроченную к выходу очередного рейтинга крупнейших компаний юга России. Форум, главная тема которого определена вопросом «Каким должно быть послекризисное партнёрство власти и бизнеса?», состоится сразу после выхода этого номера — о нём мы напишем отдельно.

Однако уже можно сказать, что мы не ошиблись с обозначением главных его трендов, которые были вынесены в названия секций. Тем всего три: «Послекризисное партнёрство с позиций региональной власти и крупного бизнеса», «Проблема позиционирования региона и регионального бизнеса», «Крупный бизнес и банки в новых условиях».

Кризис повернул лицом друг к другу те части государственного аппарата и бизнеса, которые мыслят в соответствии с вызовами времени. Для прогрессивного государственника ясно, что он не может что-либо на бизнес «повесить». Для прогрессивного предпринимателя ясно, что продуктивные отношения с государством не могут исчерпываться ещё недавно не в меру популярными формулами «Не трожьте» и «Дайте денег» — просто так денег не дадут, трогать будут. Сложные вопросы требуют сложных решений. Взаимовыгодное развитие — вопрос сложный. Во всяком случае, в кризис он сильно осложнился — и для властей, и для бизнеса. Поэтому самые чуткие бизнесмены и чиновники открылись для диалога. Главы крупнейших компаний, которых мы опросили (см. отдельные мнения на стр. 24–25), намечают обширный перечень вопросов для обсуждения: разработка инвестиционных программ на уровне муниципалитетов; выработка дополнительных механизмов взаимодействия между государственными, банковскими структурами и реальным бизнесом; создание реального механизма инновационного обновления экономики и др. Региональный бизнес должен иметь возможность непосредственно участвовать в решении этих вопросов, а не просто наблюдать за тем, как развивается дискуссия на федеральном уровне. Эти и другие вопросы, одинаково сильно влияющие на бизнес крупнейших компаний и на уровень развития территорий юга России, должны быть в ходе дискуссии перенесены на местную почву — только тогда ответы на них принесут пользу в масштабах всего Юга.

Ещё один момент: сегодня такая дискуссия вряд ли может зародиться внутри отдельно взятой территории — почти везде отношения бизнеса с местной властью уже сложились, менять их возьмутся немногие. Именно поэтому важно запустить межрегиональную дискуссию, в которой сами чиновники могли бы учиться друг у друга, а региональный бизнес мог бы получать постоянную подпитку в виде чужого опыта. То, что невозможно предложить своему губернатору с глазу на глаз, гораздо легче предложить ему в ходе открытой межрегиональной дискуссии. Такой формат разговора легализует всякий продуктивный опыт: уже не скажешь, что чего-то не предлагалось.

В этом номере мы впервые запускаем специальное приложение «Бренд территории» — оно будет посвящено продуктивному опыту создания брендов отдельных территорий ЮФО, проблемам формирования, взаимодействия таких брендов, а также вопросам управления ими. Это приложение — наш ответ на новые потребности, обострённые кризисом. По нашему мнению, совместные действия региональной власти и крупного бизнеса в деле позиционирования своих территорий — а речь идёт как о субъектах ЮФО, так и об активных муниципалитетах — отдельная и большая тема для разговора. Если территория готова бороться за внимание к себе, а, следовательно, за своё развитие, значит, там должен начинаться такой разговор. И во многих местах он уже начался.