Наши блогеры нас берегут

P.S.
Москва, 23.11.2009
«Эксперт Юг» №44-45 (83)

К моменту, когда этот комментарий выйдет в печать, обсуждение причин и следствий демарша майора УВД Новороссийска Дымовского, возможно, станет менее острым. Впрочем, скорее всего, затишье будет временным. В начале прошлой недели к новороссийскому майору примкнули — опять же при помощи видеообращений через интернет — ещё три сотрудника силовых ведомств примерно равных чинов. Глядишь, к Новому году из блогеров в погонах можно будет сформировать отдельный взвод, а то и роту.

Конечно, обращение Дымовского вызывает множество вопросов — в особенности у любителей теорий заговора. Самый первый вопрос, который начал волновать конспирологов: как получилось, что довольно сумбурное видеообращение в течение нескольких дней стало самой обсуждаемой темой — сначала в русскоязычной части интернета, а затем и в ряде СМИ? Предположения были самыми разными. Вот одно из, пожалуй, самых распространённых: кто-то под кого-то копает, а кто эти кто-то, нам остаётся только догадываться. Звучали и более здравые предположения: градус народного недовольства работой российского МВД дошёл до такой степени, что и пятиминутного ролика достаточно для начала волнений — пока только в виртуальной среде.

С этим предположением ведь особо не поспоришь — всё говорит «за», начиная с данных соцопросов, заканчивая собственными наблюдениями. Правда, нужна оговорка. Тревожный свисток — обращение майора можно назвать и так — был услышан только благодаря тому, что в России вырос уровень того, что принято называть блогосферой.

С первых дней шумихи к новороссийскому майору приклеилось слово «блогер». Собственно, то, что находится по адресу dymovskiy.ru, и блогом-то назвать трудно. Так, на скорую руку скроенная страница с тремя видеофайлами. Подготовить такую страницу за пару дней вполне может среднестатистический ученик пятого-шестого класса. А значит, и среднестатистическому майору МВД РФ и его товарищам эти технологии освоить вполне по силам. Крупных финансовых затрат тоже не требуется: официальной зарплаты майора УВД Новороссийска для открытия странички под собственным доменом более чем достаточно, даже ещё останется — на 100 граммов спиртного для смелости и на билет на самолёт в Москву.

Впрочем, если Дымовский и не блогер по форме, то по духу — определённо российский блогер. Чтобы понять, что это определение означает — оно, кстати, ещё до конца не оформилось — давайте поглядим, как выглядит борьба с коррупцией в официальном информационном поле. Например, на федеральных и на большинстве региональных телеканалов. Не то чтобы по графику, но довольно регулярно появляются одинаковые сюжеты: где-то в отдалённом районе поймали за руку замруководителя некоего отдела местной администрации или филиала некоего ведомства. Следуют фрагменты видеосъёмки — помеченные флюоресцирующей краской купюры тысячного достоинства, наручники, крупным планом вход в административное здание. Реже — негодяй, закрывающий лицо руками. Взволнованный голос диктора… За версту чувствуется: мероприятие плановое (не для задержанного, конечно), да и видеосюжет — тоже плановый. Спросите рядового телезрителя: веришь? Ведь ответит — «нет».

А теперь посмотрим, какие темы оказываются среди прочих в лидерах рейтингов блогов. Навскидку, всем уже известные: золотая кровать для гостиницы МВД, заказ на приобретение внедорожника Porsche для Саратовского государственного технического университета… Теперь вот и обращение Дымовского и его коллег. Спрашивать читателей блогов «веришь» нет смысла — верят, обсуждают и ставят на своих страницах ссылки на источник.

Можно предположить, что мало где в мире блоги играют сейчас такую важную роль, как в России. Блоги остались практически единственной лазейкой для обсуждения реально волнующих проблем. Подцензурное телевидение и большинство печатных изданий с этой ролью уже не справляются. Разумеется, к аудитории блогов есть масса упрёков. Один из самых серьёзных — упрек в инфантилизме. Помните, во что чуть было не превратилось организованное «Яндексом» первое онлайн интервью с тогда ещё президентом Владимиром Путиным? Общими стараниями на первые места попали дурашливые вопросы о боевых человекоподобных роботах и пробуждении Ктулху. Отсюда и убеждённость чиновников, что пишут и читают блоги в основном либо радикалы, либо тинейджеры — в перерывах между поглощением «Спрайта» и катанием на роликовых коньках. Впрочем, с момента упомянутого интервью прошло уже несколько лет, аудитория могла подрасти. Наверняка не будет большой ошибкой считать, что сейчас заметную часть интернет-аудитории составляют те, кто осознаёт себя гражданами. Что, впрочем, не исключает умения стоять на коньках.

Пока что власти всех уровней находятся в растерянности. С одной стороны, действующий президент РФ — сам блогер, с другой — того глядишь, бдительные сетевые писатели подкинут в сеть такого, что топором не вырубишь. Кажется, есть несколько вариантов развития. Самый простой, почти не требующий усилий: не обращать внимания на зарвавшихся блогеров и убедить себя и ту часть населения, которая далека от интернета, что блоги — удел маргиналов. Если идти по этому пути дальше, то сложнее, но зато надёжнее вытеснить самых популярных авторов на периферию, максимально сузить круг читателей — это достижимо и техническими, и политическими средствами. Многие из блогеров, кстати, приняли за негативный сигнал тот факт, что популярнейший портал «Яндекс» с декабря снимает со своих страниц рейтинг блогов. Официально объяснения «Яндекса» сводятся к тому, что политизированность блогов стала мешать основному бизнесу компании.

Впрочем, в возможность реализации этих вариантов не хочется верить. По большому счёту, активизация блогеров — хороший шанс для региональных и федеральных властей наладить потерянную обратную связь. Или хотя бы иметь возможность вовремя услышать свист перегревшегося парового котла. Пусть он режет слух, но от свистка не стоит ожидать звучания флейты.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №44-45 (83) 23 ноября 2009
    Партнерство власти и бизнеса
    Содержание:
    Партнёрство со всеми известными

    Понятие «частно-государственное партнёрство» сегодня требует нового содержания. Его прежний формат успел устареть, оброс ненужными подробностями и перестал быть эффективным

    Реклама