Предлагая на Третьем форуме крупнейших компаний юга России в качестве основной тему посткризисной конфигурации партнёрства бизнеса и власти в регионах, мы рисковали. Ещё совсем недавно сама тема взаимодействия представленного на региональном уровне крупного бизнеса и местной власти в принципе не могла быть предметом публичного обсуждения. «Правила игры», имеющие место в том или ином субъекте ЮФО, всегда были лучше всего известны узкому кругу посвящённых — представителям крупного по региональным меркам бизнеса, которые всегда стремятся установить продуктивные отношения с региональной властью. Но мы рискнули вынести на обсуждение именно эту тему — кризис сменил приоритеты. Теперь это — востребованная тема для публичного обсуждения по причинам как самым насущным, так и стратегическим. С одной стороны, как выразился председатель совета директоров банка «Центр-инвест» Василий Высоков, сегодня для предприятий реальнее всего привлекать бюджетные и собственные средства. С другой, кризис высветил недостатки в работе региональных властей: как заметил член Совета Федерации от Краснодарского края Александр Починок, те, кто вовремя не позаботился о разработке стратегии развития территории, сегодня намного отстают от своих более прогрессивных коллег. На стратегии в ближайшее время будет спрос; а эффективная стратегия должна быть соотнесена с планами крупного бизнеса. Установка на посткризисное партнёрство позволяет вырабатывать те схемы взаимодействия региональной власти и бизнеса, которые окажутся востребованы в рамках нового экономического цикла.
Соорганизаторами Третьего форума крупнейших компаний юга России выступили журнал «Эксперт ЮГ», ростовский филиал Клуба политического действия «4 ноября», Координационный совет РСПП в ЮФО, Ассоциация европейского бизнеса в РФ, Клубы финансистов Ростова и Краснодара, спонсорами стали Южная телекоммуникационная компания, консалтинговая компания КПМГ, банк «Центр-инвест», техническим партнёром — отель DON-PLAZA. В некотором смысле третий форум оказался первым — если оценивать уровень предложенной дискуссии и степень её востребованности представителями регионального бизнеса и власти.
Стремление к простоте… и инфраструктуре
По словам Вадима Викулова, генерального директора ОАО «Астон» и главы Агентства инвестиционного развития Ростовской области, всё обилие совершаемых сегодня на федеральном и региональных уровнях власти движений, направленных на развитие партнёрства с бизнесом, можно было бы заменить одной-единственной формой поддержки — государственным софинансированием затрат на проведение коммуникаций при создании региональных индустриальных парков (подробнее см. врезку). Вадим Викулов считает, что это было бы эффективнее, чем «размазывать» и без того недостаточные бюджетные ресурсы.
Стремясь упростить схему взаимодействия инвесторов со всеми уровнями власти, Ростовская область одной из первых в ЮФО стала формировать собственные новые промзоны — иначе «индустриальные парки», — в которых областная администрация частично финансирует создание инфраструктуры. В этом году практика создания новых промзон взята на вооружение Краснодарским и Ставропольским краями.
Так, в июле 2009 года губернатор Ставропольского края Валерий Гаевский своим распоряжением утвердил стратегию развития территории до 2020 года, в которой заложено формирование «территорий инвестиционной активности и промышленного роста». «Это будут зоны трёх типов: промышленные, туристско-рекреационные и агропромышленные, — заявил “Эксперту ЮГ” министр экономики Ставрополья Юрий Ягудаев. — В качестве инструмента для привлечения инвестиций предполагается также использовать механизмы передачи в собственность инвесторам площадок типа “гринфилд” и “браунфилд” с различной степенью готовности инженерной инфраструктуры».
«Нужно вспомнить про административную реформу в том виде, в котором она готовилась восемь лет назад — то есть запретить государственным органам осуществлять целый ряд функций, — говорит Александр Починок. — Нельзя пускать чиновника на предприятие, нельзя создавать всё новые и новые инспекции. Нужно отменять все запретительные процедуры, чтобы у чиновника просто не было оснований прийти и что-то “попросить”. Это сразу даст огромный приток ресурсов и огромные возможности для бизнеса». И заканчивает сенатор тем же ключевым тезисом: «Дело региональных властей — возиться с инфраструктурой». Но для того, чтобы понимать, с какой именно, регионам нужны стратегии.
Кризис подстегнул спрос на стратегии
«В ЮФО некоторые регионы, находящиеся рядом, в сходных условиях, сегодня резко отличаются по показателям ВРП, по бюджетам — по всему, — констатирует г-н Починок. — Возьмите Краснодарский и Ставропольский края, Ростовскую и Волгоградскую области, Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию. У одних несколько лет назад была разработана и реализуется внятная стратегия развития, у других — нет. И теперь их результаты отличаются уже не на проценты, а в разы».
Некоторые регионы быстро осознали это упущение. Астраханская область работает над стратегией, Ставропольский край только что её утвердил. В этот процесс включаются и наиболее амбициозные города — в этом году Ростов-на-Дону стратегию принял, Сочи — разработал.
Несколько лет назад среди бизнесменов ещё шли дискуссии о том, нужны ли компаниям долгосрочные стратегии или выгоднее быть мобильным тактиком. Кризис положил конец таким спорам. «Предприниматели, которые ищут посткризисные деньги, знают, как они их будут возвращать, на какой срок они нужны, и сколько можно за них заплатить, — говорит Василий Высоков. — Такие предприниматели хорошо знают свой бизнес, свои рынки, свои преимущества на этих рынках и имеют чёткую стратегию посткризисного развития».
По сути, то же самое сегодня требуется и от региональных властей — иметь стратегию, знать, какие конкурентные преимущества надо развивать в ближайшей перспективе. Примечательно в данном случае, что процесс стратегического планирования набирает силу «снизу» — на уровне муниципалитетов и регионов. Федеральный центр, который когда-то выступил инициатором создания первой в России стратегии развития макрорегиона, оставил работу неоконченной. При этом необходимость стратегического планирования на уровне территорий требует согласования с местным бизнесом и совместной выработки приоритетов — без их чёткого определения скудные бюджеты регионов будут просто распыляться. Для того, чтобы «возиться с инфраструктурой», надо чётко знать, идёт ли речь о промышленных коммуникациях или лишь об указателях на английском языке. Между тем, то обстоятельство, что инициативе стратегического территориального планирования суждено сегодня пробиваться снизу, делает более востребованными межрегиональные дискуссионные площадки, которые позволяют регионам обмениваться продуктивным опытом в решении схожих задач.
Протекционизм должен сменить сепаратизм
Обсуждению проблемы регионального протекционизма на форуме был посвящён круглый стол, проведённый совместно ростовским филиалом Клуба «4 ноября» и КСПП — в его работе приняли участие министры экономики Ростовской области и Ставропольского края.
Региональный сепаратизм — явление, которое ассоциируется с девяностыми, но существует и сегодня. Речь идёт о защите местными властями своих рынков от продукции из соседних регионов — о длинном перечне запретов для «чужаков». Согласно данным юридической компании «Вегас-Лекс», во время кризиса черты местного протекционизма были обнаружены в 23 регионах страны.
«Мы попытались выйти в соседний регион, Краснодарский край, и тут же ощутили весь пресс административного давления на нашу сеть, — заявил на форуме топ-менеджер крупной торговой сети с ростовской пропиской. — Всю прелесть поездок по “чужой территории” со своей продукцией испытали и наши партнёры. То есть получается, что торговая сеть в регионе может вырасти или погибнуть по желанию местной администрации».
«Региональный сепаратизм предполагает и административное давление, и создание разнообразных ассоциаций местных товаропроизводителей, и квотирование ввоза продукции из других регионов, и ограничение лицензирования — и так далее, вплоть до “добровольных” взносов, с которыми порой сталкиваются иностранные компании, которые пытаются зайти в тот или иной регион, — говорит директор по развитию компании “Вегас-Лекс” Михаил Сафаров. — Использование подобных “средств защиты” не только является прямым нарушением Конституции РФ, которая устанавливает в государстве единое экономическое пространство, но и приводит к полной неконкурентоспособности региональных производителей».
Региональный сепаратизм образца девяностых должен быть вытеснен здоровым протекционизмом. «Протекционизм — это не способы введения ограничений. Его задачи — это борьба с факторами риска для бизнеса, создание условий для развития бизнеса. Это, в конце концов, уговаривание бизнеса работать именно в данном регионе», — утверждает Александр Починок.
«Мы должны вести речь о протекционизме развития», — говорит Юрий Ягудаев. В качестве примера такого протекционизма ставропольский министр экономики вспоминает историю взаимоотношений регионального бизнеса и власти с госкорпорацией «Роснано». По его словам, несмотря на довольно сильный инновационный потенциал края, до последнего времени ни одной заявки на реализацию инновационных проектов в ГК «Роснано» от Ставрополья не поступало. А после того как к процессу подключилась региональная администрация, таких заявок подано 14, причём половина из них уже прошли всю научно-техническую экспертизу.
По мнению министра экономики Ростовской области Владимира Бартеньева, в «зону ответственности» региональных администраций по поддержке бизнеса должны входить, в первую очередь, малые и средние предприятия. «Бюджеты регионов не способны решать задачи таких “столпов” региональной экономики, как, например, “Роствертол”, “Ростсельмаш” и других», — считает г-н Бартеньев. Поддержка крупного бизнеса силами региональной власти, по словам ростовского министра, заключается в продвижении предприятий области в различные федеральные программы — программы предоставления госгарантий, программы госзаказа и т. д. «Вместе с представителями бизнеса предприятий мы ездим в Минрегион, в Минэкономики РФ, и ходим из кабинета в кабинет, — признаётся Владимир Бартеньев. — И мы будем этим заниматься».
«Протекционизм был всегда и всегда будет, он существует на всех уровнях — от муниципалитетов до государства. Политика защиты региональных производителей конкурентоспособных товаров может быть временной мерой в условиях экономического кризиса, но в целом она может привести к снижению развития экономики», — подводит итог дискуссии председатель совета директоров ГК «Мегаполис», руководитель ростовского филиала Клуба политического действия «4 ноября» Константин Кузин.