Юг переподключат к центру в мирных целях

23 ноября 2009, 00:00
  Юг

В послании Федеральному собранию президент России Дмитрий Медведев, отдельно остановившись на проблеме Северного Кавказа, заметил, что «должен быть человек, лично ответственный за положение дел в этом регионе». Этот человек будет как минимум следить за соблюдением «чётких критериев эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по проблемам Северного Кавказа». Такие критерии по поручению Медведева правительство должно будет разработать до конца года — как только они появятся, видимо, появится и человек, обладающий достаточными полномочиями для влияния на федеральные органы власти, работающие в регионах.

Принципиальный момент: по словам президента, главными проблемами Северного Кавказа сегодня являются низкий уровень социально-экономического развития и коррупция. Важно, что Дмитрий Медведев этим заявлением переключает внимание всех задействованных сегодня в этой части страны сил на экономическую, мирную повестку. И это при том что говорит он даже не о юге России в целом, а о Северном Кавказе

Первым подобную повестку округу предложил Дмитрий Козак в бытность свою южным полпредом. Однако в последние два года о приоритетном курсе на социально-экономическое развитие можно было забыть. Интеграционные механизмы и проекты, поддерживающие и без того условное единство юга России, перестали действовать. ЮФО привычно развалился надвое — с одной стороны, четвёрка регионов, на которые приходится около 90% валового продукта округа, с другой — республики. Одни озабочены развитием, другие — с точки зрения не вдающегося в подробности наблюдателя — прежде всего вопросами безопасности. И вот на этом фоне президент Медведев говорит о том, что Северный Кавказ должен заниматься именно социально-экономическим развитием. Что это значит?

Сейчас в ЮФО действуют две федеральные целевые программы (ФЦП) — развития юга России и восстановления Чечни. В 2009 году финансирование в рамках этих программ составило 26 млрд рублей. На утверждении находится ФЦП, направленная на развитие Ингушетии на период с 2010 по 2016 годы с объёмом финансирования не менее 32 млрд рублей. На очереди, по-видимому, программа развития российской части каспийского побережья — её лоббируют Астраханская область и Дагестан. При этом президент дополнительно даёт поручение правительству сформировать для реализации в республиках Северного Кавказа перечень инвестиционных проектов, которым должна быть оказана адресная поддержка. Если просуммировать, оказывается, что на Кавказ брошены значительные федеральные финансовые силы. Однако. «Объёмы выделяемых для Северного Кавказа средств значительные, — говорит Дмитрий Медведев. — Но эффективность их расходования оставляет желать много лучшего. Более того, часть средств почти открыто разворовывается чиновниками». Вот откуда, видимо, необходимость появления человека, который курировал бы проект «Северный Кавказ». Суть проекта — сократить разрыв между уровнем развития регионов ЮФО за счёт поддержки республик.

Скорее всего, в правительстве появится — наряду с Дмитрием Козаком, ответственным за предолимпийскую подготовку — ещё один специализированный вице-премьер. Смущает то, что президент говорит о Северном Кавказе, а не о юге России в целом. Видимо, потому, что за ЮФО в целом официально отвечает полпред Владимир Устинов. Для последнего, однако, с одной стороны, вопросы социально-экономического развития никогда приоритетными не были, с другой стороны, занимался полпред преимущественно проблемами республик. И теперь президент говорит, что за республиками будет закреплён статусный человек, который предложит другую повестку — повестку, в которой заинтересованы не только республики, но и весь юг России. Заниматься развитием Северного Кавказа — значит хоть сколько-нибудь интегрировать его в близлежащие развитые рынки, вписать республики в стратегию развития ЮФО в целом. Это как раз то, чем центр бросил заниматься в последние два года.