Успеть за началом роста

Тема недели
Москва, 21.12.2009
«Эксперт Юг» №48-50 (87)
По мнению сенатора от Краснодарского края Александра Починка, кризис в России уже закончился, и главный вызов, перед которым стоит ЮФО сейчас, — своевременное создание условий для роста

Александра Починка на Юге привыкли считать «своим» с 2004 года, когда бывший министр труда и соцразвития РФ приехал в Ростов-на-Дону заместителем полпреда президента в ЮФО Дмитрия Козака. В аппарате полпреда г-н Починок, кандидат экономических наук, отвечал за экономическое развитие южных регионов. Сегодня зона его ответственности значительно меньше — с июня 2007-го он представляет исполнительную власть Краснодарского края в Совете Федерации. Однако, как признаёт сенатор, он по-прежнему неравнодушен ко всему югу России и поэтому всегда в курсе событий и тенденций в южной экономике. Об итогах и уроках экономического кризиса для регионов ЮФО Александр Починок рассуждает в интервью «Эксперту ЮГ».

Почти пережили

— Каков, на ваш взгляд, главный итог кризисного года для юга России? Что, кроме потерь, по вашему мнению, принёс этот период экономике округа?

— Кризисный год вообще принёс больше, чем отнял. Он, конечно, отнял радужное настроение и непробиваемую уверенность в том, что всё и дальше будет идти по возрастающей, отнял высокие темпы роста. Но зато доходчиво, по «рабоче-крестьянски», объяснил, что надо экономить, удалять жирок в виде излишних затрат, надо бороться за рынки, за потребителя. Кризис как нельзя лучше показал, что азбучные истины всё-таки работают, и что нельзя сверх меры рисковать и пускаться в авантюры. То есть научил нормально вести бизнес. Отрадно, что практически все пережили этот жёсткий урок и уцелели. И теперь начинают подниматься.

— Если говорить о Северном Кавказе — был ли там тот «жирок», который вы считаете нужным удалять?

— Конечно, был! Дело не в республиках Северного Кавказа, не в отдельных субъектах федерации — дело в конкретных компаниях. У компаний как раз были непроизводительные затраты — как ни парадоксально, именно в убыточных предприятиях, как правило, бывают затраты сверх меры. Кризис показал, что такие предприятия зачастую просто не нужно сохранять, особенно если сохранять приходится любой ценой. Посмотрите, например, на Ростовскую область, на так называемые шахтёрские территории. Те, кто в этих территориях проводили мудрые программы диверсификации и понимали, что надо не сохранять шахты любой ценой, а создавать новые рабочие места на новых предприятиях, те пережили тяжёлые времена легче. Тем, кто этого не делал, пришлось гораздо труднее. И сейчас это — общая задача для всех моногородов. Когда город держится на одном предприятии или на одной отрасли — это очень рискованно. Возьмите Тырныаузский комбинат в Кабардино-Балкарии, с которым ничего так и не смогли сделать (градообразующее предприятие в Тырныаузе было крупнейшим в СССР производителем вольфрама и молибдена; в 2001 году производство остановлено, в 2007-м на комбинате введено внешнее управление; республиканские власти несколько лет безуспешно искали инвестора для реконструкции предприятия. — «Эксперт ЮГ»). Да, сейчас там есть планы по строительству горнолыжного курорта, но ведь ещё десять лет назад можно было что-то придумать!

— Сохраняя крупные предприятия, региональные власти, прежде всего, пытаются не допустить роста безработицы — на Юге эта проблема стоит особенно остро. Считается, что юг России — вообще во многом особая территория, в том числе — в плане взаимоотношений власти и бизнеса.

— Да, на Юге — самая большая безработица в стране. Здесь есть три субъекта федерации — Чечня, Ингушетия и Дагестан, где безработица — это действительно страшная беда. И там действительно необходимы специальные программы по созданию рабочих мест, обучению и переобучению людей, стимулированию развития предпринимательства, самозанятости и так далее. Но в большинстве других субъектов ЮФО безработицы как таковой нет или она заканчивается — даже на тех же шахтёрских территориях. На самом деле южные регионы отличаются от других всё-таки больше в хорошую сторону, чем в плохую. Так, для юга России в большей степени характерна тяга к предпринимательству — здесь она намного выше, чем везде в России, на Юге всегда легче найти предпринимателя. На Юге всегда умели торговать, и торговый город Ростов-на-Дону даст сто очков вперёд таким городам-миллионникам, как Самара или Новосибирск, потому что у Ростова перед ними очень большие преимущества. Традиционный минус Юга — большая коррупционоёмкость, большая склонность местных бизнесменов и чиновников давать и получать взятки. С этим надо бороться — надо сводить к минимуму действия, по которым чиновник может принимать решения и чего-то за это требовать. 

И ростовские, и краснодарские предприниматели страдают от давления, если они приходят в соседний регион. Это — серьёзный повод региональным администрациям вместе подумать, как эти барьеры снимать

Новые вызовы для регионов

— Судя по отзывам многих предпринимателей, кризис серьёзно обострил межрегиональную конкуренцию — например, между Ростовской областью и Краснодарским краем. Речь идёт о создании барьеров для бизнеса из соседних регионов, о стремлении местных властей всеми силами не пускать «чужих». Насколько такие подходы, на ваш взгляд, оправданы?

— Межрегиональная конкуренция — вообще очень хорошая вещь, когда она ведётся цивилизованными методами. В подавляющем большинстве случаев мы именно такие методы и видим. Но в некоторых секторах — и со стороны Краснодарского края, и со стороны Ростовской области — есть беды. И ростовские, и краснодарские предприниматели в равной степени страдают от давления на них, если они приходят работать в соседний регион. Это — серьёзный повод для того, чтобы региональным администрациям вместе сесть и подумать, как с этими бедами бороться и эти барьеры снимать. Понятно, что каждый сегодня воюет за себя, но выходить из кризиса всё-таки лучше всем вместе. Кстати, это проблема не только Ростовской области и Краснодарского края — она есть и у других соседей. Я не обеляю краснодарскую администрацию, у неё много проблем, но то же самое наблюдается и в Ставропольском крае, и в республиках — везде защищают, прежде всего, своих.

— Защита «своих» порой оборачивается препятствиями не только для соседей, но и для крупных компаний с участием иностранного капитала, которые могли бы дать серьёзный толчок развитию региональной экономики. На разнообразных форумах региональные администрации говорят о том, как им нужны инвестиции, а когда доходит до конкретных проектов, пускают к себе далеко не всех. Почему так происходит и что с этим делать?

— Да, очень тяжело «пробивать» сопротивление чиновников на местах. До кризиса у них сложился определённый подход: они старались прихватить хорошие земельные участки, чтобы потом, когда на них придёт бизнес, дорого их продать. И за подключение привыкли брать как можно больше. То есть у многих было убеждение, что инвестор должен платить, раз пришёл работать на «их» территорию. А теперь от этих убеждений надо избавляться. У руководителей муниципалитетов должны перестроиться мозги — надо понимать, что ситуация, которая была до кризиса, уже не повторится. Что теперь, наоборот, им самим придётся бегать за инвесторами, искать для них участки, подключения, документы и так далее — другого пути нет. А задача государства на этом этапе — выгонять из власти тех, кто этого не поймёт или не захочет понять.

— Сейчас стало модно говорить о том, что имидж региона — это едва ли не половина дела в привлечении инвестора. Как должен формироваться региональный бренд, и какими, на ваш взгляд, могут быть совместные действия власти и бизнес-структур в этом направлении?

— Я часто вспоминаю, как Краснодарский край в первый раз выходил на выставку MIPIM: на выставочном стенде региона было написано «Кубань», и все считали, что это где-то рядом с Кубой. Про Кубань никто ничего попросту не знал — где это и что это такое. Теперь узнаю́т — сказались несколько лет работы на MIPIM и других международных выставках. «Инвестиционный караван», который каждый год формируют Торгово-промышленная палата Краснодарского края и региональная администрация, объехал всю Европу, был в Китае, в Японии. И Кубань уже не путают с Кубой.

Посмотрите, как регионы участвуют в сочинском форуме. В Ростовской области Агентство инвестиционного развития каждый год выдумывает какие-то невероятные вещи для того, чтобы ростовскую экспозицию в Сочи запомнили — то «Река инвестиций» у них, то «Лукоморье», то «Лавка Чехова». И это необходимо, потому что ведь именно так и запоминают — ростовское «дерево с тарантасами» на последнем сочинском форуме даже у премьера в голове отложилось! Да, АИР и администрация Ростовской области пять лет притирались друг к другу, зато теперь получился абсолютно конкретный результат. Вот именно так и надо выращивать бренд.

— Если кризис закончился, то что дальше? Какие вызовы сейчас стоят перед региональной экономикой на Юге и где искать адекватные ответы на эти вызовы?

— Кризис действительно закончился. Сейчас идёт рецессия. И надо быть готовыми к новому приходу инвесторов — года через два. Но к этому моменту нужно успеть подготовиться, создать необходимую инфраструктуру и так далее. Чтобы подключение нового завода к энергосетям не стоило дороже, чем сам завод, как это порой случается сейчас.

Помимо этого, совершенно необходимо обращать внимание на те страны, которые сегодня стремительно развиваются — Вьетнам, Бразилию и прочую «экзотику». При всей их «экзотичности» сейчас надо выезжать туда и работать с ними. Потому что лучше бразильских самолётов Embraer для региональных компаний нет ничего, а значит, региональными самолётами должны быть Embraer, и надо с ними работать. Следует понимать, что у той же Бразилии сегодня много относительно дешёвых высокотехнологичных продуктов. Что во Вьетнаме промышленность развивается такими темпами, что вот-вот догонит и обгонит российскую. Поэтому надо начинать строить отношения с этими странами — и не потом, а именно сейчас, когда у них всё дешёвое, когда они борются за рынки. Надо привлекать в Россию предпринимателей, делать совместные предприятия с теми, у кого начинается рост. 

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№48-50 (87) 21 декабря 2009
Человек года в ЮФО
Содержание:
Почётная роль волнореза

Человеком, сыгравшим в минувший кризисный год наиболее важную роль в экономике юга России, журнал «Эксперт ЮГ» считает председателя Юго-Западного банка Сбербанка РФ Михаила Золотарёва. Его команда тихо занималась тем, чем должны были бы заниматься все сидевшие на деньгах госбанки — вникала в чужие проблемы и кредитовала, тем самым спасая и давая возможность развиваться

Реклама